Доклад на тему Повышение эффективности преподавания качества знаний учащихся на уроках при подготовке к ЕГЭ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №20 г. Владивостока»
Тема по самообразованию
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ, КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА
Выполнила:
Ермак Е.Б. учитель истории
Владивосток-2014
ВВЕДЕНИЕ
Единый государственный экзамен по истории – один из самых популярных экзаменов по выбору среди выпускников общеобразовательных школ. Он проводится с целью аттестации выпускников, а также выявления уровня их подготовки, необходимого для поступления в высшие и средне специальные учебные заведения.
История как школьный предмет является важным средством развития определённых интеллектуальных умений и качеств. Старшеклассникам всё больше приходится изучать историю так, как это делают профессиональные историки, обращаясь непосредственно к источникам, анализируя их, сопоставляя между собой, формируя собственные выводы, оценки, суждения. Документ – очень важный источник исторической информации, равнозначный печатным текстам. Посредством документа осуществляется принцип наглядности в обучении истории. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Документ содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи.Значимость данной проблемы очевидна и потому, что при подготовке к сдаче ЕГЭ по истории в контрольно-измерительных материалах значительное место отведено знанию исторических источников и умению работать с ними. Задания такого типа предусмотрены на всех уровнях контрольно-измерительных материалов.
Таким образом, работа с источниками является важнейшей частью изучения истории в школе. Поэтому неудивительно, что задания по историческим источникам составляет значительную долю во всех частях экзаменационной работы.
Анализ результатов ЕГЭ по истории показал, что эти задания вызывают особые трудности у учащихся. Учащиеся не всегда могут прочитать документ, так как не понимают терминологию, не могут определить время, представленное в документе, узнать историческую личность. Часов, отведённых на изучение программы недостаточно, чтобы широко ознакомиться с историческими источниками, и, тем более, отработать технику работы с ними. Как показывает опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся через целенаправленную работу по анализу исторических источников и использованию заданий 35-40 ЕГЭ в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольной функциях.
Работа с историческими документами позволяет создать условия для формирования и развития у учащихся:
Интеллектуальных и практических умений при работе с историческим документом;
Владение специальной терминологией;
Интереса к изучению исторических персоналий, так как историческая личность выражает интересы каких-то групп людей, сословий, классов, партий;
Представления об оценке исторической личности современниками и современными историками;
Умения анализировать, обобщать основные идеи и положения исторического документа, применять полученные знания при оценке окружающей действительности, исторических фактов, личностей и явлений.
В процессе учебной работы по анализу исторических источников следует уделять существенное внимание связи их содержания с изучаемыми событиями, процессами, рассматривать анализируемые документы в контексте данного периода истории.
Основные виды заданий, которые я использую для достижения поставленных целей:
Проблемные задания с организацией обсуждений и дискуссиями, в большинстве своём, не предполагающие однозначных ответов;
Задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;
Анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);
Составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Реформаторы», «Женщины на престоле» и т.п.;
Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
Составление хрестоматий;
Составление карт сражений;
Работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);
Работа с дидактическими и раздаточными материалами (карточками, таблицами);
Практические работы, в том числе и на компьютере;
Составление проекта из цикла «Жизнь замечательных людей».
В результате у учащихся формируются общекультурная, учебно-познавательная и информационная компетенции.
Общекультурная компетенция продолжит формирование опыта деятельности с актово-юридическими документами по проблемам национальной и общечеловеческой культуры.
Учебно-познавательная компетенция включает развитие креативных навыков продуктивной деятельности: получение информации на основе сравнительного анализа документов, умению участвовать в эвристической беседе на основе документальной информации.
Информационная компетенция сформирует систему умений: отбор информации, необходимой для решения учебной проблемы; преобразование содержания документа на частично-поисковом и творческом уровне деятельности.
Курс истории в 10-12 классах охватывает период с IX до начала XXI вв., поэтому перед учениками 10 класса ставятся вопросы: «Как работать с историческим документом?» и «Виды исторических документов».
«Как работать с историческим документом?»
Работа с историческим источником предполагает несколько этапов:
Необходимость изучения исторических терминов и понятий для работы с историческим документом и дальнейшего изучения истории.
Отработка исторической терминологии. Характеристика причин, породивших незнание исторической терминологии:
Житейско-бытовое представление о понятиях и терминах.
Редкое употребление в современной литературе понятий и терминов, широко использовавшихся в источниках древних и средних веков. Постоянное обогащение языка новыми историческими понятиями и терминами.
Зависимость значения исторического понятия от времени, исторической обстановки, места употребления.
Смешение близких, либо сходных по звучанию, но далёких по смыслу понятий и терминов (дьяк, дьякон, дьячок, подьячий).
Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого.
Работа с персоналиями.
Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических деятелей:
Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т.д.).
Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т.д.).
Различные оценки одной и той же исторической личности. Алгоритм изучения исторических личностей: запоминание фамилии и имени личности; ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности; усвоение идейно-теоретических взглядов изучаемой личности; изучение оценок личности её современниками и современными историками, политологами; уяснение того, чьи интересы на том или ином этапе выражала личность.
Последовательно-текстурное изучение источников.
Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы.
Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них.
Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей.
Соотнесение идей и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т.е. использование исторического опыта России.
Логические задания.
Логическое задание – ориентирующее средство в самостоятельной работе учащихся. После ответа на вопросы логического задания в тексте документа. Написание конспекта изучаемого источника.
Метод поэтапного изучения источника:
- подготовительный этап;
- уяснение содержания источника;
- выполнение обобщающих и практических заданий.
«Виды исторических документов»
Документы государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.).
«Русская Правда», «Поучение Владимира Мономаха», отрывок из грамоты Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому (1654г.) и т.д.
Документы международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка).
Соглашение России, Англии и Франции о не заключении сепаратного мира 28.08.1914 г., из Портсмутского мирного договора между Россией и Японией 25.08.1905г. и т.д.
Документы, связанные с политической борьбой (программы, послания, речи политиков, прокламации, декларации)Прокламация для английских войск Архангельского фронта (август 1919 г.), Декларация об образовании СССР и т.д., из речи У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., из послания Президента В.В. Путина Федеральному Собранию.
Документы исторического характера (хроники, летописи, исторические сочинения).
Отрывки из Ипатьевской и Казанской летописи, Повести временных лет, Отрывки их сочинений С.М. Соловьёва, О.Н. Ключевского и т.д.
Документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев).
Из книги М. Горького «Несвоевременные мысли», мемуары Г.К. Жукова, из дневника императора Николая II, «Очерки русской смуты» А.И. Деникина.
От вида документа зависят и вопросы к нему.
Вид документа Типология вопросов и заданий к нему
1.Документы государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.). 1.Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания).
2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
3. Объясните основные новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.
4. Интересы каких слоёв, групп, классов общества отражают статьи этого документа?
5. Чем отличается это документ или его отдельные положения от подобного, существующего ранее или аналогичного в других странах?
6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?
7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.
2.Документы международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка). 1.Покажите на карте государства, доставившие этот документ
2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, для международной ситуации в целом.
4. Объясните, почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу и в ущерб других государств, на паритетных началах).
5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
6. Какой характер носил этот документ – открытый или секретный – почему?
7. Дайте оценочную характеристику этому документу.
8. подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.
3.Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи (проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения)1.Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.
2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей определите примерное время действия или написания произведения. Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху…
3. Какие образы исторических героев, событий создаёт автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искажённым, предвзятым и т.п.?
4.Документы, связанные с политической борьбой (программы, послания, речи политиков, прокламации, декларации) 1.Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?
3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
4. Интересы какого слоя населения он отражает?
5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
6. Каковы последствия – реальные или прогнозируемые – осуществления идей этого документа?
7. дайте историческую оценку документу.
5.Документы исторического характера (хроники, летописи, исторические сочинения). 1. какие исторические факты излагаются в документе?
2. Покажите на карте место, где происходили описываемые в документе события.
3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летоисчисления.
4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?
5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
6. В чём позиция автора совпадает/ не совпадает с современной точкой зрения на происходящее? Чем это совпадение/ несовпадение можно объяснить?
7. Оцените значимость этого документа с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвящёнными эти же историческим событиям.
6.Документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев). 1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
4. Чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?
5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?
6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКОМ
Происхождение текста
Кто написал этот текст?
Когда он был написан?
К какому типу источников он относится: письмо, дневник, официальный документ и т.д.?
Что представляет собою текст: полный документ или отрывок? Если это фрагмент текста, кто сделал это? На каком основании был выбран именно этот фрагмент? Текст приводится на языке оригинала или в переводе?
Содержание текста
Каково содержание текста? Сделайте обзор его структуры. Озаглавьте отдельные абзацы. Подчеркните наиболее важные слова, персоналии, события. Если вам неизвестны слова, люди и т.д., узнайте о них. Помните, что во многих книгах есть сводные таблицы, указатели и т.д.
Достоверна ли информация текста?
Свидетелем первой или второй очереди является автор текста (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем)?
Этот текст первичен или вторичен? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берёт информацию из первичных источников или подобных ему вторичных. Первичный текст может быть написан автором «второй очереди», т.е. быть много позже самого события).
Предрассудки в тексте
Все тексты в определённой мере предвзяты. Автор видит события с собственных позиций. Поэтому разные люди часто толкуют одни и те же факты по-разному. Это может делаться бессознательно, но во многих случаях документы создаются с определённой целью. Автор хочет извлечь какую-то пользу или защитить себя, свою семью от обвинений. Предвзятости часто можно обнаружить в использовании особых прилагательных, а также в подборе описываемых событий. В связи с эти необходимо ответить на вопросы:
Были ли у автора специальные намерения? Если да – то какие?
Является ли автор квалифицированным обозревателем? Понимает ли он/она, что видит?
Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?
Каким языком пишет автор?
Является ли автор представителем определённой точки зрения или он предлагает определённый взгляд на события?
Является ли данный источник единственным по этому событию? Если есть другие источники, описывающие эти события в этом же ключе или иначе? Если по-другому – почему и как? Какой из этих источников более достоверен? Почему?
Источники как свидетельства ментальности
Важно понимать, что, хотя документ и может быть предвзятым или даже совершенно неверным, он является источником для исследований. Уже факт создания документа значителен сам по себе. Если, к примеру, человек описывает других людей своеобразным способом, то это может быть свидетельством его отношения к ним. Если автор очень предвзят в отношении какого-либо события вполне сознательно, это значит, что он хочет произвести на читателя определённое впечатление.
Вопросы для более поздних толкований
Историки интерпретируют источники. Они могут делать это не совсем объективно, поскольку подвержены влиянию времени, в котором они живут, а также своим ожиданием и надеждам на будущее. Они могут также иметь особые намерения, создавая книги по истории. В связи с этим необходимо ответить на вопросы:
Кто написал эту книгу? Когда и где?
Перед вами язык оригинала или перевод?
На каких данных автор развивает свои идеи?
Какова квалификация автора?
Что это за книга: школьный учебник? Популярное издание? Научный исторический труд?
Предвзята ли эта книга? Связаны ли с ней какие-то намерения?
На какой концепции исторического развития автор ставит свою книгу?
Представляет ли автор противоположные точки зрения или альтернативные интерпретации?
В процессе учебной работы по анализу исторических источников следует уделять существенное внимание связи их содержания с изучаемыми событиями, процессами, рассматривать анализируемые документы в контексте данного периода истории.
ЕГЭ по истории направлен на определение всего комплекса элементов исторической подготовки выпускников средней школы, поэтому № 35-40 содержат задания с открытым развёрнутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. Здесь использованы задания, предполагающие разные виды деятельности. Задания для работы с источниками представляют собой комплекс, состоящий из фрагментов исторического документа и трёх заданий (№ 35-37) для его анализа (открытые развёрнутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов); каждое задание оценивается 2 баллами.
В заданиях по работе с источниками №35-37 проверяются умения находить, анализировать и комментировать информацию источника, а также применять знания из курса истории (контекстные задания). Как правило, каждое из заданий №35-38 содержит один или два взаимосвязанных вопроса, которые требуют кратких развёрнутых ответов. Выпускникам предлагается прочесть отрывок из исторического источника и кратко ответить на три вопроса, каждый из которых проверяет овладение различными видами умений работать с текстом. Задание 35 предполагает атрибуцию документа (определение и характеристик его авторства, времени создания, событий, явлений, личностей, процессов, о которых в нём говориться, их хронологической принадлежности, обстоятельств и целей создания и др.). В задании 36 – разъяснить сущность характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории). Целью задания 37 является выявление и анализ позиции автора, участников и исторических личностей описываемых в источнике событий. От первого к третьему заданию происходит нарастание сложности выполняемых действий. В целом же все задания предусматривают многосторонний анализ источника.
Успешное выполнение заданий КИМов по истории поможет сформировать необходимые умения, проверяемые на ЕГЭ:
Производить поиск исторической информации в источниках разного типа;
Осуществлять внешнюю критику источника (характеризовать авторство, время, обстоятельства и цели создания источника);
Проводить внутреннюю критику источника (анализировать позицию автора и участников описываемых исторических событий);
Использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
Успешное выполнение заданий №35-40 поможет подготовить учащихся подготовиться к текущему, промежуточному, рубежному, тематическому или итоговому контролю по истории России, а также систематизировать свои знания и практические навыки по предмету. Эффективное выполнение заданий 35-40, направленные на анализ исторического источника, поможет не только успешно сдать ЕГЭ, но и поступить в желаемый вуз. Но только систематические и упорные занятия могут гарантировать положительный результат на экзамене!
Памятка для работы с документом
Кто автор документа? Кто кроме автора, участвовал в подготовке документа?
Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах изучаемого документа?
Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
Где произошли события, о которых говориться в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?
Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Каковы причины, по которым произошли описанные в документе события?
Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.