Программа: Повышение стрессоустойчивости учащихся при подготовке к ЕНТ


ПРОГРАММА «Повышение стрессоустойчивости учащихся выпускных классов при подготовке к ЕНТ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для подростков выпускных классов.  Безусловно, экзамены или тестирование – дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией и тестовыми заданиями. А родителям и учителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать его на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах, и вот выпускник на тестировании. 
Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. 
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результатов, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а, провалившись, – вдохнуть полной грудью и идти дальше. 
Вот этому психолог и может научить на занятиях по психологической подготовке к тестированию. Данный материал предназначен для школьных психологов и классных руководителей 11 и 9 классов. ЦЕЛЬ: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену и во время его проведения; обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля; преодоление барьеров тревоги и страха, повышение уверенности в себе и своих силах и возможностях. ЗАДАЧИ: 1. Повышение сопротивляемости стрессу. 2. Отработка навыков уверенного поведения, преодоление страха. 3. Развитие эмоционально-волевой сферы. 4. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим. 5. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы. 6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок. 7. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия. МЕТОДЫ: беседа, мини-лекции, сказкотерапевтические методы, дыхательные и медитативные техники, арттерапевтические техники, наблюдение, демонстрация, импровизация, анализ и другие. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ: Класс или любое другое просторное, хорошо освещенное, проветриваемое помещение. Группа формируется из учащихся одного класса. ЦИКЛ упражнений и техник рассчитан на 10 часов с условием проведения 2 раза по 1- 1,5 часа в неделю. Набор необходимых материалов: магнитофон с записями спокойной музыки, бумага, карандаши, ручки, стул со спинкой и матрасик для подстраховки, свеча. Тематический план занятий 
Название темы. Количество часов
1. Наши ресурсы при подготовке к ЕНТ. 1,5 часа 
2. Феномен страха и его преодоление. 3 часа 
3. Мышечная релаксация. 1,5часа 
4. Контроль над страхом и фокусирование цели. 1,5 часа 
5. Концентрация внимания и состояние уверенности. 1 час 
6. Состояние удачи и рефлексия изменений, происшедших с участниками. 1,5 часа 
Занятие 1. Наши ресурсы при подготовке к ЕНТ. Цели: положительный настрой, развитие групповой сплоченности, чувства эмпатии, поиск ресурсного состояния. 1. Приветствие в группе и принятие правил. 2. Упражнение «Имя». Считается что имя каким-то образом связано с характером человека, и по нему можно прогнозировать поведение. Верно это предположение или нет, нельзя не согласиться с тем, что имя человека значит для него немало. Ведь так приятно, когда Вас называют по имени, когда упоминают Ваше имя в хорошем смысле! Но имя можно использовать и для совершенствования собственного ума. Как? 
Этап 1: разминка (5-7 минут). Сначала попробуем кое-что узнать о себе. Может быть, эта информация будет для вас новой? Запишите свое имя вертикально. Например, это будет выглядеть так: П Е Т Р Теперь напишите напротив каждой буквы свои качества, которые присущи вам и которые помогают в решении проблем. Напоминаю, что эти качества ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть присущи вам! Например: П – пытливость Е- естественность Т – терпеливость Р – раскованность 
Этап 2: визуализация имени (15-20 минут) 1. Представьте, что ваше имя написано большими буквами на чистом альбомном листе. В течение некоторого времени меняйте цвет букв, шрифт и размер. Также меняйте цвет самого листа – пусть он будет желтым, серым, розовым, оранжевым, - пока не остановитесь на том, который вам больше всего нравится. 2. Затем пусть буквы постепенно исчезнут и на их месте появится цветок. 3. Что это за цветок? Поэкспериментируйте с его размером, формой листьев и лепестков, пока он не примет тот вид, который лучше всего подходит для вас и вашего имени. 4. Представьте, что кто-то зовет вас по имени. Кто это? Если не расслышали, попробуйте еще раз. Какие чувства, эмоции вы испытали при этом? 5. Представьте, что ваше имя имеет вкус, запах, температуру. Какие они? 
Этап 3: рисунок (3-10 минут) Возьмите чистый лист бумаги и карандаши или краски. Нарисуйте свое имя таким, каким вы его себе представляете. 3. Упражнение «Что это?» ( 10-15 минут). Возьмите карандаш и бумагу. Закройте глаза и, не открывая их, в течение 10 секунд изобразите на листе бумаги какой-нибудь узор, контур или абстрактную фигуру. Посмотрите на то, что у вас получилось, и перечислите не менее 25 вариантов ответов на вопрос: «Что изображено?» Подумайте, каким образом этот рисунок и ответы на вопрос могут быть связаны с вашей жизнью, учебой, проблемами… Запишите свои соображения. 4. Рефлексия занятия. Занятие 2. Феномен страха и его преодоление. Цели: помочь освоить лекционный материал, научить самообладанию в стрессовых ситуациях, научить снимать психическое напряжение, избавляясь от состояния страха. 1. Приветствие в группе. 2. Мини-лекция по теме занятия. Часто ли вы думаете о будущем? Каким оно представляется вам: благополучным или нет? Вы думаете о нем со страхом? На сколько месяцев вперед или на сколько лет вперед вы можете представить свое будущее? Вы чаще думаете о прошлом или о будущем? Люди успеха более 70% времени думают о будущем. Неудачники почти 90% времени тратят на воспоминания о прошлом. Анализ показывает, что чем дальше человек может заглянуть в свое будущее, тем он успешнее. А на сколько дней, недель вперед расписываете свое будущее вы? Каким оно представляется вам? Не секрет, что многие люди думают о грядущем негативно. Страх за свое будущее буквально парализует их действия в настоящем. Страх, как тень, преследует человека всю жизнь. И всю свою сознательную жизнь люди вынуждены бороться со страхом. Подавляющее большинство людей переживают тревогу и страх, даже не отдавая себе отчета в том, что они боятся. Только немногие могут взять свой страх под контроль и преодолеть его. Сильнее страха лишь боязнь страха. Слабых людей страх ломает, а сильные люди сами ломают страх. Всех людей можно разделить на две группы по отношению к умению работать со страхом. Первые еще в детстве получили уникальный опыт, научились снижать свой страх. Родители поощряли их к преодолению страха и тревоги, поддерживали и приучали ничего не бояться. Они росли в компании детей, где ценилось умение преодолеть страх: прыгали с крыш в сугробы, лазали по пожарной лестнице на крыши домов, забирались в темные подвалы и пр.. Подрастая, такие дети начинали активно заниматься «страшными» видами спорта: боксом, карате, борьбой, альпинизмом, парашютизмом и т.д., накапливая и совершенствуя навыки внутренней и внешней работы со страхом. Вторая группа не получила в детстве важного опыта борьбы со страхом. Родители всячески опекали их, не поощряли рискованных игр. Эти дети не занимались спортом и не общались со сверстниками, ориентированными на преодоление страха. Таким образом, они не получили опыта контроля над страхом. И во взрослой жизни им значительно сложнее. Они боятся рисковать. Теряются в ситуациях, связанных с переживанием страха, и часто пасуют перед ними. Как правило, стараются уклониться от таких ситуаций вместо того, чтобы вести себя активно и добиваться своих целей. Страх – это крайне неприятное ощущение, будто на нас что-то давит, что-то ограничивает нашу свободу, что-то заставляет нас быть жертвой обстоятельств. Не случайно же слово «страх» произошло от латинского ------- что означает «опустошение», «поражение». То есть страх – это не что иное, как состояние «малой смерти». Что же с нами происходит, когда нас одолевает страх? Какова его симптоматика и динамика? Телесные ощущения: • неуемная дрожь • слабость во всем теле • скованность в движениях, ноги «ватные» • «сосет под ложечкой» • неритмичное дыхание • «ком» в горле • учащенное сердцебиение • Холодный пот или внезапный жар • Потеря или осиплость голоса • «туннельное» зрение (видим только то, что перед нами) Эмоции: • Растерянность, беспомощность • Враждебное восприятие мира • Ужас • Тревога • Ощущение собственной слабости Мысли: • Фиксация на единственном, чаще всего негативном, выходе из ситуации • Мысленный хаос, растерянность • «пустая» голова • одна и та же мысль «ходит по кругу» • мысленный скачок в негативное будущее • убеждение, что мир жесток, опасен, коварен, мы – жертвы. Страх может проявляться в трех формах: 1. Ступор. Полная физическая, эмоциональная, мысленная заторможенность. Человек теряет способность предпринимать какие-либо действия, влиять на ситуацию, он неподвижен, словно отключен от действительности. В этом случае лучше всего работает «накачка злостью», этакое накручивание самого себя. Когда злишься, стоять на месте не станешь. 2. Паника, неконтролируемое психомоторное возбуждение. Жертва страха начинает метаться, много и бессвязно говорить, суетиться. Все ее действия, как правило, беспорядочны и малоэффективны. Здесь идеальный вариант: техника «Транс» и «Дыхание шариком». Они помогут успокоиться и сосредоточиться. 3. Агрессия, нередко неадекватная угрозе. Тут нужны «успокаивающие» техники, и чем быстрее их применить, тем лучше. Страху подвластны все. И не стоит этого стыдиться. Помните: ничто не срабатывает мгновенно, но, чем чаще вы будете применять механизмы борьбы со страхом, тем быстрее они будут работать. Чем опасен страх? Когда мы боимся, нами очень легко манипулировать. Страх постоянно отнимает у нас огромные запасы энергии, разрушает поле нашей защищенности. Он питается нашей энергией, как пиявка – кровью. А это ведет к развитию различных психосоматических заболеваний. Страх – это и ночные кошмары, и снижение потенции, и язвенная болезнь, и инфаркт миокарда, и гипертония, и многие кожные заболевания. А некоторые стоматологи стали утверждать, что и кариес возникает от страха. Страх не позволяет нам добиваться своих целей. Избыток страха – могильщик успеха. Мы боимся рисковать, а другие люди в это время берут наши призы. Страх притягивает неудачи. Смелость притягивает успех. Страх порождает опасения перед повторением негативной ситуации. Вместо преодоления психологического барьера мы начинаем умышленно избегать определенных ситуаций, заранее опасаясь того, что они могут обернуться для нас неприятностями. Как же решить проблему страха? • Нужно принять свой страх. • Нужно напугать свой страх. • Нужно полюбить свой страх. Избавившись от страха, вы почувствуете себя в десять раз лучше! Как показывает практика, победа над страхом творит чудеса. • Повышается настроение, исчезают симптомы депрессии • Высвобождается энергия. Люди становятся сильнее, увереннее в себе. • Легче становится думать, анализировать ситуацию, решать проблемы. • Общение с людьми становится спокойней и эффективнее. Как принять свой страх? Для этого нужно вначале познакомиться со своим страхом и честно сказать себе: «Я боюсь». Попробуйте написать на листе бумаги: чего вы боитесь, кого, когда? Многие люди даже не подозревают, что их на самом деле пугает. Они боятся дать себе отчет в том, чего же они страшатся на самом деле? А другие не решаются говорить о том, что их приводит в ужас.Как быть? Самое простое – чистосердечно признаться себе самому: «Да, я боюсь посмотреть в глаза страху. Не все события я могу спрогнозировать или предупредить. Мои опасения съедают мою жизнь: сами по себе неприятности и то приносят меньше огорчений. Но если мне удалось справиться с этой травмой, значит, хватит сил пережить и другую». Когда вы боитесь, есть смысл думать не о страхе, а о том, как подстраховаться. Изменение мыслей и поведения принесет более ощутимые результаты. Абсолютное бесстрашие нереально. Ничего не боятся только слабоумные, психически больные люди и маленькие дети, и то не всегда. Страх – естественная человеческая реакция на реальную опасность. Именно благодаря страху мы не будем прыгать с двадцатого этажа или стоять на пути несущегося экспресса. Но с другой стороны, как часто бывает, что мы преувеличиваем значение опасности и не можем заставить себя сделать то, что необходимо, то, что могут спокойно сделать другие. Известно, что неконтролируемый страх вызывает разного рода трудноизлечимые фобии и обладает разрушительной силой. Никто не учил вас бояться. Вы этому научились сами. Значит, точно также научитесь и не бояться. Страх – ваше изобретение. Так бросьте же ему вызов! Напугайте свой страх! Можно ли полюбить свой страх? И если да, то как? Для этого надо определить, что же дает нам страх: • Страх дает нам великолепную возможность тренироваться, как хороший спарринг-партнер. • Энергию страха мы можем использовать для решения проблем, для увеличения собственной активности. • Страх – сигнал, указывающий, на что следует обратить внимание и к чему нужно быть готовым. Именно страх заставляет нас собраться и быть осторожным. • Страх позволяет организму максимально подготовиться энергетически, мобилизоваться в экстремальной ситуации. Все мы стремимся к успеху и ужасно боимся неудач. Но самый страшный наш враг – мы сами: наша лень, незнание и страх. Справившись с ними, вы уже ничего не будете бояться. Существует несколько тысяч разновидностей страха! Но по сути своей они сводятся к двум видам: страхи на основе реальной опасности и страхи на основе фантазий и мнимых представлений о чем-либо. Когда существует реальная опасность, можно подготовиться к ней и после этого совершить необходимое действие. Если же опасность воображаемая, то имеет смысл провести анкетирование своих мыслей. Что именно вас пугает? Возможно, вы опасаетесь глупо выглядеть. Или считаете себя непривлекательным. Может, вы боитесь боли или потери близких. Кошмарные сны – те же страхи, только спрятанные глубоко в подсознании. Как правило, большинство видов страха у людей носит социальный характер: боязнь публичного выступления, нового знакомства, социального неодобрения, экзаменов, да мало ли еще чего… Единственное, чего следует страшиться на самом деле, так это самого страха. Помните: когда мы испытываем страх, мы сами преувеличиваем опасность. А ведь даже страх смерти можно преодолеть, определившись для себя, что смерть есть естественное продолжение жизни. Теперь мы довольно много знаем о страхе, попробуем им управлять. Предлагаю отработать несколько упражнений. 3. Техника «Намток». Сначала запишите на листе бумаги, чего вы боитесь, в чем суть вашего препятствия. Посмотрите как это написано: большими или маленькими буквами, вверх или вниз уходит строка? Например, вы написали фразу «Я боюсь экзамена» мелким нервозным почерком. Какие чувства вызывает у вас запись на бумаге: подавленность, растерянность, страх? На второй ступени вы выстраиваете и описываете цепочку вероятных событий. Далее просчитайте, каков возможный процент неудачи? На третьей ступени перепишите эту фразу так: слово «Я» сделайте большим – на половину листа, а слова «боюсь экзамена» напишите маленькими буквами. Как сейчас изменились ваши чувства? Зачастую только изменение графического начертания слов меняет наше отношение к препятствиям. Ключевые слова проблемы нужно изобразить так, чтобы она перестала вызывать стрессовые эмоции. Далее измените смысл фразы. Например, перепишите ее так: «Экзамен для меня – праздник!» или так: «Я готов к экзамену». Накачайте себя уверенностью, представьте, что все уже позади. Это работа на рациональном уровне сознания. И она дает хорошие результаты. А с подсознанием работаем иначе. Фразу «Я боюсь экзамена» сначала напишите, как получится. А потом напишите фразу крупным почерком, сделайте буквы в словах более округлыми, разрисуйте буквы так, как это бывает в детских книжках: пририсуйте к ним флажки, звездочки, цветочки. Фраза должна выглядеть на бумаге веселой картинкой. Напишите ее цветными фломастерами: любимые цвета усиливают эффект. Страх начинает таять. 4. Техника «Наедине с хищником». Представьте свой страх в виде некоего животного, птицы, хищной рыбы. Попробуйте поговорить с ним, выяснить, что ему нужно от вас. Может быть, вам удастся договориться по-дружески. Мол, я дам тебе то, что тебе нравится, а ты успокоишься и оставишь меня в покое. Страх имеет свойство трансформироваться. Вспомните какую-либо экстремальную ситуацию и вспомните момент, когда у вас сработал некий «переключатель», и на смену страху пришла смелость. Каковы же основные механизмы позитивной трансформации страха? Страх - паника – отчаяние – смелость – азарт – риск. Эти механизмы «запуска бесстрашия» есть у каждого из нас. Но они либо срабатывают в ответственный момент либо нет. Вот почему нужно научиться управлять ими. Но как? Мы должны научиться уходить из негативного будущего, куда мы погружаемся, когда боимся. Для этого используется любое действие, как физическое, так и умственное, и поэтому легче всего начать с дыхания. 5. Техника «Дыхание шариком». Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии предлагает этот способ для снятия страха, стрессового состояния и перенесения из негативного будущего в настоящее. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох – и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох – и шарик так же плавно опускается вниз. Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачками. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так. 6. Техника « Три – один». Сядьте в удобное положение, руки положите на колени ладонями вверх. Сделайте глубокий вдох, а во время выдоха мысленно повторяйте и представляйте себе цифру 3 три раза: три (пауза), три (пауза), три (пауза). Затем снова сделайте глубокий вдох, а во время выдоха мысленно повторяйте и представляйте себе цифру 2 три раза: два (пауза), два (пауза), два (пауза). Снова сделайте глубокий вдох, а на выдохе мысленно повторяйте и представляйте себе цифру 1 три раза: один (пауза), один (пауза), один (пауза). 7. Техника «Сосредоточение на дыхании». Центром внимания во время медитативных упражнений очень хорошо выступает счет. Считайте на каждом вдохе и в обратном порядке – на выдохе. Вдох: 1-2-3-4-5-6; задержка дыхания: 1-2-3; выдох: 6-5-4-3-2-1; задержка дыхания: 3-2-1. Если поймаете себя на посторонних мыслях, мягко верните свое внимание к счету. 8. Техника «Сосредоточение на слове» Выберите слово или фразу, имеющие для вас определенное значение: «мир», «любовь», «я спокоен», «я могу измениться» или что-нибудь еще. Вы можете произносить эту фразу вслух, нараспев, шепотом или про себя. Выработайте определенный ритм и придерживайтесь его. Если вы отвлечетесь, отметьте это и вернитесь к своей задаче. 9. Рефлексия занятия. Занятие 3. Мышечная релаксация. Цели: научить избавляться от психо-мышечного напряжения. 1. Приветствие в группе. С помощью регулярных медитативных техник можно добиться повышения устойчивости к стрессам, снизить частоту сердцебиения и дыхания, а также артериальное давление, облегчить головную боль и снять мышечное напряжение. 2. Техника «Мышечная релаксация» Процесс релаксации разработан на основе цикла «концентрация – напряжение мыщц – задержка напряжения – снятие напряжения – расслабление» для каждой группы мыщц в следующем порядке: 1-ая группа – правая рука, левая рука и лицо; 2-ая группа – шея и горло; 3-я группа – грудь и плечи; 4-ая группа – живот; 5-ая группа – левая нога и стопа; 6-ая группа – правая нога и стопа. Другой вариант – одновременная мышечная релаксация, когда напрягаются сразу все мускулы, напряжение удерживаются некоторое время, затем снимается, и мышцы расслабляются. 3. Упражнение «Лестница». Освоив искусство мышечной релаксации, переходите к следующему этапу: Распределите проблемные ситуации по уровням состояния тревожности, которые они у вас вызывают, наподобие лестницы. Место каждой ситуации определяйте по тому волнению, которое вы испытываете, вспоминая о ней. Если взять в качестве примера страх перед экзаменами, то «лестница» может выглядеть так: 1. При мысли о тестировании за три месяца до их начала. 2. При мысли об экзаменах за два месяца до их начала. 3. При мысли об экзаменах за один месяц до их начала. 4. При мысли об экзаменах за одну неделю до их начала. 5. При мысли об экзаменах за один день до их начала. 6. Просыпаясь утром в день экзамена. 7. В транспорте по дороге на экзамен. 8. Входя в аудиторию, где проводится экзамен. 9. Получая бланки теста. 10. Видя, как другие студенты уже что-то мучительно вспоминают и пишут. 11. Во время приступа паники на тестировании. Когда мы думаем о какой-либо угрозе, наши мышцы автоматически напрягаются, поскольку естественной реакцией организма на стресс является готовность к бою или бегству. Смысл метода в том, чтобы «научить» свои мышцы в такие моменты не напрягаться, а , наоборот, расслабляться. Поэтому так важно уметь расслабляться «по собственному желанию». Идея метода такова: выбрать сначала ситуацию, которая вызывает наименьшую тревогу, мысленно представить себя в этой ситуации, а затем сознательно расслабить мышцы. Когда вы вообще перестанете ощущать волнение на данном уровне, можно переходить к следующей ступеньке. Таким образом вы постепенно приучаетесь по-новому реагировать на волнующие ситуации. 4. Рефлексия занятия. Занятие 4. Контроль над страхом и фокусирование цели. Цели: уменьшение страха, повышение уверенности в себе, положительный эмоциональный настрой, умение выбирать и ставить цели. 1. Приветствие в группе. 2.Техника «Падение со стулом». На тренингах есть очень хорошее упражнение для контроля и уменьшения страха. Я предлагаю ученикам, сидя на стуле, упасть вместе со стулом назад. Это действительно страшно сделать впервые. Как правило, люди тут же представляют себе, как они травмируют затылок, спину, ломают шею, позвоночник и т.д. Тогда я прошу их представить сначала, как падает кто-то другой. Кстати, перед этим я или мой ассистент показываем, как падать со стулом назад. Потом они представляют себе, как падают они сами, представляют, что они чувствуют во время падения, как встают, целые и невредимые. Затем я предлагаю им представить, как они в детстве много раз падали подобным образом, и им это падение начинает представляться совсем не таким уж и страшным! Только после этого я рассказываю правила безопасности при падении со стулом, и учащиеся начинают падать самостоятельно. Это упражнение является уникальным алгоритмом работы с любым страхом в реальной жизни. Таким образом можно настроиться и уменьшить страх перед публичным выступлением, трудным заданием, общением с незнакомыми людьми, перед началом нового дела. Результаты превосходят все ожидания. Но именно падения со стулом назад являются отправной точкой к уменьшению и исчезновению других страхов. Появляется легкость, уверенность в себе, повышается настроение. В этих случаях люди говорят: «Я стал свободнее, ушли внутренние зажимы и блоки, я радостнее, ярче воспринимаю мир. Я другой, я сильнее». Еще очень важный момент при начале работы – знать, что главное в решении проблемы – это четко определить цель. Четко сформулированная цель буквально «притягивает» к себе решение и значительно экономит время решения проблемы. Цели, как и проблемы, могут быть различного характера: стремления или избегания, общие или специфические, ясные или неясные, простые или множественные. 3.Упражнение медитативное «Вершина горы». Подумайте, какие цели у вас в жизни сейчас главные, и составьте список самых важных из них. Разместите цели в порядке важности и сосредоточьтесь на первом пункте списка. Закройте глаза и представьте образ этой цели. (Включается музыкальное сопровождение): Не открывая глаз, вообразите перед собой высокий холм и поместите образ вашей цели на его вершину. Вверх по склону холма к нему проложена тропа, и вы начинаете по ней подниматься. Со всех сторон вы слышите голоса, предупреждающие вас о предстоящих трудностях, а перед вами время от времени возникают разные преграды. Но ни голоса, ни препятствия не могут заставить вас свернуть с тропы, и вы продолжаете карабкаться вверх. Вы прислушиваетесь к голосам и знаете, что хотя они и уверены в своей правоте и логике, им не увести вас от цели. Вообразите, как вы преодолеваете каждое препятствие. Попытайтесь понять мотивы отвлекающих голосов; остановитесь и поговорите с любым из них, а потом снова двигайтесь вперед. Добравшись до вершины, задержитесь на некоторое время рядом с образом вашей цели и порадуйтесь, что вы ее достигли. Прочувствуйте, что переживает человек, покоривший свою вершину. Вдохните воздух полной грудью и запомните свои ощущения. Потом откройте глаза и опишите или зарисуйте свои впечатления. Повторяйте это упражнение для любой из своих целей, как только у вас появится такое желание. Оно дает особенно полезные плоды, если вы чувствуете, что заблудились на пути к переменам. 4. Рефлексия занятия. Занятие 5. Концентрация внимания и состояние уверенности. Цели: научить умению концентрироваться в стрессовых ситуациях, помочь в обретении состояния уверенности в собственных силах. 1. Приветствие в группе. 2. Мини-лекция по теме занятия. Ваша цель – это главное. Вы должны сконцентрироваться на ней. Но порой бывает, что нам трудно сосредоточиться. Что же мешает? Практика показывает, что в основе постоянного неуспеха у людей лежит отсутствие концентрации внимания. Нам в детстве говорили: «Будь внимателен, собран, сконцентрируйся!» Но разве нас обучали, как сделать это. А ведь без концентрации внимания невозможно добиться успеха, чем бы вы ни занимались: изучением иностранного языка, освоением нового рода деятельности или работы. Эффективное общение с людьми тоже требует концентрации внимания: умения слушать и считывать невербальные сигналы. Овладение техникой концентрации внимания – основа основ любого вида самокодирования. Приступим к тренировке. 3. Техника медитативная «Лунная дорожка». (Включается музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Пусть перед вашим внутренним взором предстанет самый красивый морской пейзаж, который вы когда-либо видели. На море штиль. Солнце медленно и плавно опускается за горизонт. Легкая волна накатывается на берег, оставляя мокрый след на песке. Вдох – волна плавно накатывается на песок, выдох – волна так же плавно уходит. Что может быть естественнее ритма морского прибоя? Становится темнее и над морем, и в вашем сознании. Перед вами – спокойная морская поверхность. Ночь. Зима. Снежинки медленно опускаются на морскую гладь и растворяются в темной воде. И ваши мысли, подобно этим снежинкам, тают, тают, тают… Покой. Пустота… На небе появляется полная луна. Ее холодный свет отражается на поверхности воды. На яркой лунной дорожке вы видите отчетливую надпись: концентрация внимания. И с каждым вдохом и выдохом ярче и ярче становится луч вашего внимания на ровной поверхности сознания. Все остальное – в непроглядной тьме. Вы полностью собрались, сконцентрировались только на лунной дорожке и надписи. Вы медленно поворачиваетесь спиной к морю, и видите перед собой заснеженную равнину. Чистый белый снег до горизонта, как белый лист бумаги, на котором проявляются огромные буквы: концентрация внимания. В вашей душе покой и пустота… 4. Мини-лекция. Ну, что ж, будем считать, что страхи у вас позади, внимание сконцентрировано, ресурсы организма задействованы, и теперь очень не помешает быть уверенным в себе. Уверенные в себе люди быстрее других добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами. Помните: динамит сомнений нам нужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого, а цемент уверенности для того, чтобы построить здание нашего будущего. Только так, а не иначе. Чем меньшей уверенностью обладают люди, чем меньше они способны мыслить и действовать, тем быстрее они теряют голову. Как известно, все познается в сравнении. Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметим главные симптомы этой опасной «болезни»: *вялость, слабость во всем теле, отсутствие энергии; • скованность движений, неестественность жестов; • нарушение координации, «закрытые» позы, ощущение, что тело маленькое, как будто скукожившееся; • нарушение ритма дыхания; • голос тихий и робкий, заметное изменение тембра, интонационная бесцветность; • речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки, трудно подбирать слова, спорить; • ощущение, что мир жесток, несправедлив и враждебен; • чрезмерная обидчивость, слезливость, отсутствие чувства юмора; • Ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины, стыда; • Ощущение, что потерян контроль над ситуацией; • В голове постоянные сомнения: «Правильно ли я поступаю? Как бы чего не вышло… Что обо мне подумают другие?» А вот как ощущают себя уверенные люди, что им присуще: • легкость, ощущение энергии во всем теле, как будто крылья за спиной вырастают; • ощущение внутренней силы; • непринужденность жестов и поз, грациозность движений; • позитивное восприятие мира; • эмоциональная окраска и образность речи, юмор; • Ощущение собственной значимости, гордость; • Ощущение полного контроля над ситуацией, способность воздействовать на мир, быть героем; • Возможность легко думать, вспоминать и принимать решения. Чтобы стать уверенным, нужно, прежде всего, разобраться, что конкретно заставляет вас верить, или же, наоборот, не верить в себя. Попробуем провести своеобразный тест. Задайте себе несколько вопросов, чтобы определить коэффициент собственной уверенности: 1. Можете ли вы положиться на себя в трудном положении? В какие экстремальные ситуации вам приходилось попадать? Удавалось ли побеждать в жизни и спорте? 2. А что думают о вас окружающие? Как они вас оценивают? Насколько вы зависимы от их мнения? Быть может, из-за них вы давно перестали доверять своим желаниям? Увы, мнение посторонних часто влияет куда сильнее, чем мы думаем. Если сотню раз повторить человеку, что он свинья, на сто первый раз он захрюкает. 3. Задумайтесь о прошлом, «своей истории». Что было в ней геройского? 4. О чем вы чаще вспоминаете: о победах или о проигрышах? 5. Кто вы: эксклюзив или член стада? 6. Как вы оцениваете свое прошлое? А будущее? Чего вы ждете от него? Верите ли вы в грядущую удачу или нет? 7. Кто служит для вас эталоном? Герои каких сказок, книг, фильмов? 8. Какими были аналоги уверенности в вашем прошлом? В каком окружении вы росли, с кем дружили? Эти люди были уверены в себе? 9. Являетесь ли вы профессионалом в каком-либо деле? 10. Каким вы представляете свое предназначение? 11. Верите ли вы в Бога? Для некоторых людей именно вера является мощным источником уверенности. 12. Что внушали вам в детстве родители? Как они вели себя: уверенно или нет? А кому вы подражали? Кто был своеобразной «моделью» уверенные или неуверенные в себе люди? Теперь бросим взгляд на вашу картину мира. Ведь уверенность – это высокая самооценка плюс положительная картина мира. Задумайтесь: кто вы в этом мире? Для уверенных людей мир хорош, предсказуем, его можно менять. Уверенный человек активен. Неуверенный пассивен. Сосредоточьте внимание на сильных сторонах характера! В конце концов, на ваши минусы вам всегда укажут другие. И помните: уверенность – это не только способность положиться на самого себя в трудную минуту, это еще и способность признаться другим, что и ты иногда сомневаешься. Как развить в себе внутреннее состояние уверенности? Прежде всего, необходимо вспомнить несколько случаев уверенного состояния в прошлом, а также найти для себя эталоны уверенного поведения среди окружающих людей. Человек должен чувствовать, что он умеет что-то делать лучше других. 5. Упражнение «Якорь». Вспомните момент, когда вы вышли победителем из самой сложной ситуации в вашей жизни, когда вы достигли впечатляющего успеха и ощутили небывалый подъем сил, всемогущество. Представьте во всех подробностях время, место, другие самые характерные детали этого события. Какие эмоции вы испытывали в тот момент? Как вы ощущали свое тело? Что вы думали о себе и об окружающем вас мире? Отметьте изменения в вашем дыхании, в мышцах. Расслабьтесь… А теперь снова вызовите в себе это состояние и максимально усильте его. Сожмите кулак – поставьте так называемый «ЯКОРЬ». Теперь всякий раз, когда вам понадобится «войти в состояние победителя» - просто сжимайте кулак. И так до появления автоматической реакции от одного только взгляда на кулак. Занятие 6. Состояние удачи и рефлексия изменений, происшедших с участниками. 
Цели: способствовать закреплению ресурсного состояния и познавательной активности, положительного настроя, активизация жизненных сил. 1. Приветствие в группе. 2. Упражнение «Сказка». Сегодня мы попробуем придумать общую сказку, у которой есть начало и известен конец. Наша задача воссоздать основную часть сказки. Сказка будет «идти» по кругу. Мы можем закончить ее за один круг или за несколько. Любой из участников может сказать заключительное предложение. Итак, начало сказки: «В день экзамена я проснулся…» и заканчивается она фразой: «…И с тех пор в городе Астане не было ни одного несчастного жителя». 3. Упражнение «Корона». Мощные состояния героя, мага, баловня судьбы есть в подсознании каждого психически здорового человека. Для вступления в контакт с сильными и удачливыми сторонами личности и нейтрализации тех, что ведут к поражению, используйте это упражнение. Оно даст вам возможность окончательно закрепить внутреннее состояние удачливого человека. (Включается музыкальное сопровождение). Закройте глаза и представьте себе надпись на радуге вполнеба: «Я УДАЧЛИВ!» Обратите внимание на свой почерк, на начертание букв. Если надпись блеклая, неяркая, сотрите ее и напишите заново большими объемными буквами: «Я УДАЧЛИВ!». Услышьте громовой голос – собственный голос: «Я УДАЧЛИВ!». Вы слышите, как громко звучит музыка вашей удачи? Вы чувствуете аромат удачи? Мысленно нарисуйте образ вашей удачи. Почувствуйте, что вы и ваша удача – неразделимы. Выберите себе пластинку из золота, малахита, мрамора, серебра или базальта и напишите на ней: «Я УДАЧЛИВ!». Представьте, что на голове у вас великолепная корона из золота, платины с драгоценными камнями. Вы – король в этой жизни! Улыбайтесь всему миру!.. 4. УПРАЖНЕНИЕ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА». Ребята становятся в два ряда лицом друг к другу. Каждый крепко берет за обе руки стоящего напротив. В результате получается «мост» из рук. Один из участников загадывает желание и прыгает «рыбкой» со стула или со стола прямо на руки ребят. «Рыбку» немного качают на «волнах», затем опускают на пол. Желательно, чтобы каждый решился на такой прыжок. 5. Рефлексия занятия. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ УПРАЖЕНИЕ «СВЕЧА». У меня в руках горящая свеча. И мне хочется, чтобы в ваших руках все спорилось, горело и получалось так, как надо. У кого в руках окажется горящая свеча, пусть расскажет нам о своих открытиях и достижениях, которые он сделал во время наших занятий. Удачи вам всем при сдаче экзаменов и в дальнейшей жизни! 
ТРЕНИНГ НА ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ.
Материал, используемый при подготовке данной программы взят из следующих литературных источников и интернет-ресурсов: 1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. 2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. 3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. 4. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" 5. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. 6. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации 7. http://trepsy.net/ 8. http://www.effecton.ru/115.html 9. http://azps.ru 10. http://www.psy-files.ru/ Занятие 1. 1. Приветствие. Упражнение "Комплимент" Каждый участник должен сделать комплимент соседу без слов, жестами. После того, как комплимент сделан, "получателю" задается вопрос: "Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?" 2. Мини-лекция "Как справиться со стрессом" В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д. Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами! Хочется привести слова Уолтера Рассела: "Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием "скука". Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости. Что делать, чтобы нейтрализовать стресс? Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру! Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте. В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке. 3. "Стресс-тест" (http://www.effecton.ru/115.html Тест взят с указанного сайта, к сожалению автор не указан Вам необходимо прослушать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу: — почти никогда (1 балл); — редко (2 балла); — часто (3 балла); — почти всегда (4 балла). 1. Меня редко раздражают мелочи. 2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать. 3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. 4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть. 5. Не переношу критики, выхожу из себя. 6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое. 7. Все свое свободное время чем-нибудь занят. 8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. 9. Не умею выслушивать, вставляю реплики. 10. Страдаю отсутствием аппетита. 11. Часто беспокоюсь без всякой причины. 12. По утрам чувствую себя плохо. 13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. 14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. 15. Думаю, что сердце у меня не в порядке. 16. У меня бывают боли в спине и шее. 17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой. 18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. 19. Думаю, что я лучше многих. 20. Я не соблюдаю диету. Шкала оценки: 30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете. 31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя. 46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку. 61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему. 4. Разминка Упражнение "Откровенно говоря" Участникам говорят: "Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними". Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз. Содержание карточек: Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах... Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам... Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем экзаменационном стрессе... Откровенно говоря, когда я прихожу домой... Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов... Откровенно говоря, когда у меня свободное время... Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку... Откровенно говоря, когда я волнуюсь... Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями... Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах... Откровенно говоря, когда я прихожу на консультацию... Откровенно говоря, когда я участвую в тренинге... При обсуждении участникам задаются следующие вопросы: • Трудно ли было заканчивать предложенные фразы? • Узнали ли вы что-нибудь новое и полезное для себя? 5. Упражнение «Шаги к успеху» Цель: овладение методом устранения напряжения Инструкция 1. На левой стороне листа нарисуйте лестницу. На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы). Например, ваша цель — подготовка к открытому занятию, тогда пять шагов будут какими? Пример: • выбор темы, • составление необходимых этапов занятия, • составление плана занятия, • написание работы по плану, • редактирование окончательного варианта. 2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют, например: «пишу за столом». Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг. 3. Составьте список всего, что вам мешает. Например, вас отвлекают мысли о телевизионной программе или о чьих-то неприятных словах; страх и волнение. Глубоко вдохните и «выдохните» отвлекающие мысли. 6. Упражнение «Снежки» Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация. Инструкция. Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков». (После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».) Запомните с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас все время участия в конкурсе. Анализ • Какие ваши ощущения до и после упражнения? • Можно ли таким образом расстаться с напряжением? 7.Упражнение «Итоги дня» Цель: получение обратной связи от участников группы. • Что принес вам сегодняшний день? • Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия? • Какие открытия вы сделали для себя? • Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем? Занятие 2. 1. Приветствие. Каждый участник рассказывает, что хорошего произошло с ним за прошедшую неделю. 2. Мини-лекция "Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом" 1. Противострессовое дыхание. Медленно выполнить глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения. 2. Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабить плечи. Сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела. 3. Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. 4. Заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения. 3.Дискуссия в малых группах Материал: 4 листа ватмана, фломастеры, карточки по числу участников с четырьмя разными словами (на каждой карточке по одному), обозначающими четыре шага нейтрализации стресса. Участникам сообщается: "Вам необходимо разделиться на 4 малые группы следующим образом. У меня в руках шкатулка, в которой лежат карточки со словами. Каждый возьмет из шкатулки карточку и найдет тех, кому досталось такое же слово. Искать надо тихо, любым невербальным способом. Каждая "нашедшаяся" группа показывает пантомиму на свое слово. Слова: витамины, стресс, релаксация, семья. А теперь образуйте 4 группы, выберите таймера, секретаря, спикера, председателя. Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы "мозгового штурма"; поощрять участие каждого. Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы. Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой. Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию. Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы: — Выработайте как можно больше идей. — Все идеи записываются. — Ни одна идея не отрицается. — Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время. Сейчас я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте при проведении дискуссии принципы мозгового штурма и соблюдайте правила группы. На работу вам дается 2 минуты. Задание 1-й группе: закончите предложение: "Стресс — это..." Задание 2-й группе: как можно противостоять стрессу? Задание 3-й группе: приведите примеры стрессовых ситуаций. Задание 4-й группе: что делать, если вы попали в стрессовую ситуацию? После этого спикеры докладывают о групповых идеях, выработанных в ходе обсуждения. 4.Упражнение «Способы снятия нервно-психического напряжения» Цель: обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния. Инструкция. Мы все разные, и способы снятия напряжения у нас у всех разные. Вспомните и расскажите коллегам о своем способе выхода из стресса. Анализ • Чей способ вам показался наиболее необычным и интересным? • Какой из способов вы хотели бы взять на вооружение? 5. Медитативно-релаксационное упражнение – "Храм тишины" Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города... Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны... или радостны... Обратите внимание на звуки, которые вы слышите... Обратите внимание на витрины магазинов... Что вы в них видите?.. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих... Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо... Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?.. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице... Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей... Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других... Вы видите на нем большую вывеску: "Храм тишины"... Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной... Побудьте в этом храме...в тишине... Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно... Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к "Храму тишины". Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь. 6.Упражнение «Итоги дня» Цель: получение обратной связи от участников группы. • Что принес вам сегодняшний день? • Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия? • Какие открытия вы сделали для себя? • Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?
http://schoolpsycholog.kz/load/5-1-0-27#Акшабаева Раушан Чарипкановна Образование высшее, учитель русского языка Место работы ВКО, с.Курчум, средняя школа №4 им.Н.Островского, зам.директора по УВР Стаж – 15 лет Программа «Согрей своим теплом» для учащихся 10-11 классов по преодолению кризисных ситуаций Пояснительная записка Чтобы воспитывать ребенка, - надо его знать, чтобы его знать, - надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, - надо дать ему свободу. М.Монтессори Сегодня современному обществу нужны люди деятельные, креативные, неординарно мыслящие, ответственные и принципиальные. Задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности каждого члена общества, в том числе и школьника. Школа должна поддержать и развить способности ребенка так, чтобы во взрослой жизни он смог их реализовать. Только тогда сегодняшний школьник может ответить нам, своим учителям, словами Мильора: «Я еще не научился достигать конца пути, но я уже научился не топтаться на месте». Поэтому задачей школы является воспитание личности конкуретноспособной, духовно развитой, личности, умеющей находить выход из создавшейся ситуации и умеющей двигаться вперед. В связи с этим большая роль отводится учителю, который научит ребенка не только жить прописными истинами, но открывать и находить свой путь самостоятельно, саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Программа «Согрей своим теплом» направлена на оказание психологической помощи учащимся 10-11 классов, находящихся на пороге вступления в самостоятельную жизнь, перед каждым из них встают задачи социального и личностного самоопределения. Школьников этого возраста волнуют вопросы не только сдачи ЕНТ и выбора будущей профессии, но и желание понять себя, свои возможности, свои взаимоотношения с близкими и друзьями, быть принятыми в обществе. С одной стороны, это почти состоявшиеся взрослые люди, с другой – очень ранимые и неуверенные. Создавшаяся ситуация высоко эмоциональна, т.к. собственное самоутверждение и положительная оценка окружающих для них имеют огромное значение. Таким образом, создается Я-концепция личности. Как утверждает педагог Т.А.Фалькович: «Самоутверждающая Я-концепция способствует положительным проявлениям личности, успеху, а отрицательная – самоуничтожающая – мешает успеху, может способствовать изменению личности в худшую сторону». При руководстве данного утверждения, личными наблюдениями за поведением учащихся старшего звена стала разрабатываться программа «Согрей своим теплом», которая первоначально была направлена на активизацию работы ученического самоуправления школы, т.к в него входили учащиеся 9-11 классов. В ходе проведения занятий выяснилось, что этими занятиями интересуются и школьники, не входящие в состав ученического самоуправления, потому что их также волнует проблема самоутверждения. В ее основе лежат и сложные отношения с родителями, сверстниками, учителями, нелегко осваиваемый процесс обучения, неудовлетворение материальными потребностями, бедный духовный мир, размытость моральных ценностей. Поэтому предлагаемая программа направлена на развитие умений объективного анализа своих способностей, на развитие коммуникативных навыков, воспитание положительной «Я-концепции», доброжелательного отношения к окружающему миру, к школе, к семье. Цель программы: Создание условий для самопознания, самоорганизации и социализации личности ребенка через разнообразные виды деятельности. Задачи: 1.Развитие самопознания для будущего личностного самоутверждения, успешного взаимодействия с окружающим миром. 2.Формирование активной жизненной позиции. 3.Предъявление нравственных требований к самому себе, своему самосовершенствованию и самопознанию с целью осмысления своей индивидуальности. 4.Формирование культуры позитивного общения учащихся в школе для проявления инициативности, самостоятельности, творческого поиска. 5.Создание условий для осмысления своих личных интересов и ценностей. 6.Совершенствование коммуникативных навыков. Ожидаемый результат: личностное самоопределение, имеющее личностную и смысловую природу, активное определение жизненной позиции, стремление к познанию самого себя как личности, позитивное отношение к окружающим. Количество участников до 15 человек. Продолжительность занятий – 60 минут. Предлагаемые темы программы «Согрей своим теплом»: Оборудование: экран, проектор, компьютер. № Тема Цель занятия 1 Давайте познакомимся Знакомство и создание доверительной атмосферы. Снятие напряженности и тревожности учащегося, связанной с участием в работе группы. 2 Стань собой Развитие умений объективного анализа своих способностей, умению принятий мнений участников группы. 3 Согрей своим теплом Формирование у членов группы установки на взаимопонимание. 4 Все в твоих руках Формирование навыков видеть свои цели и желания достичь их. 5 Путь к себе Формирование положительной «Я-концепции», позитивного отношения к самому себе. Развитие навыков принятия себя, нахождения выхода из критической ситуации. Занятие 1 «Давайте познакомимся» Цель:  снятие напряженности и тревожности учащегося, связанной с участием в работе группы;  формирование умений коммуникативной культуры. Оборудование: экран, проектор, компьютер. Ход: - Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на занятиях нашей группы по программе «Согрей своим теплом». С этого дня мы постараемся познакомиться поближе, узнать много нового о себе и своих друзьях, постараемся изменить свой взгляд на мир, понять наших родителей, будем учиться находить выход из ситуации, одним словом, будем учиться не унывать! Мне хотелось бы прочитать вам стихотворение А.Дементьева, которое адресовано каждому из нас: Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, С этим прошлым порвите непрочную нить. Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось, Да надежды, как птицы, парили в душе. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы. - Существуют несколько общеизвестных правил работы в группах. Мне бы хотелось напомнить вам о них: 1. Общение по принципу: «Здесь и сейчас». 2. Все принимают участие в обсуждении. 3. Все говорят только о том, что волнует вас именно сегодня, сейчас. 4. Мы должны проявлять уважение к говорящему, быть искренними. 5. Обсуждение не выносится за стены этого кабинета. 1. Приветствие участников группы. Упражнение «Здравствуйте!» Микроцель: развитие коммуникативной культуры участников группы, развитие умения слушать другого человека. Cодержание упражнения. Участники тренинга приветствуют друг друга по кругу, выражая свои положительные эмоции от встречи друг с другом. В своем выступлении предлагается использовать следующие алгоритмы: «Я рад нашей сегодняшней встрече, потому что...», «Я испытываю удовольствие от общения с вами, потому что ...», «Мне нравится встречаться и работать с вами, потому что ...», «Я встречаю всех с хорошим настроением, потому что ...», «Я хочу с вами общаться, потому что...» и т.д. 2. Знакомство с эпиграфом. Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки. Чтобы изменить мир мы должны сначала изменить себя. Сократ 3. Упражнение «Кто Я?» Микроцель: развитие умения анализа своих положительных качеств, воспитание «положительной Я-концепции». Содержание упражнения Участники садятся в круг по часовой стрелке и знакомятся друг с другом в произвольной форме (имя, круг интересов, увлечения, мечта). Желательно, чтобы каждый из присутствующих придумал себе имя-образ, имя-ассоциацию. Можно предложить нарисовать свой портрет-образ. 4. Упражнение «Глаза в глаза» Микроцель: развитие умения видеть других людей, умения сопереживать. Содержание упражнения - Глаза – это зеркало нашей души. От нашего взгляда зависит отношение окружающих к нам. Глаза каждого человека должны излучать свет и тепло, нежность и ласку. Глаза одних сверкают солнцем, Глаза других наполнены слезой... Глаза способны отражать любое чувство, Они всегда честны с тобой. Глаза откроют множество секретов, Ты только повнимательней смотри. И если на вопросы ищешь ты ответы, Взгляни в глаза - в них зеркало души... Поэтому сейчас мы будем учиться смотреть на мир и на друг друга влюбленными глазами. Наша с вами задача: по кругу передать добрый взгляд, высказать добрые пожелания. Рефлексия. 1. Что особенно запомнилось из сегодняшнего занятия? 2. Что было сделать труднее: рассказать о себе или же общаться с участниками группы? 5. Подведение итогов. Учитель подводит итоги занятия, благодарит участников группы за работу. Спасибо тебе за знакомство, Спасибо тебе за тепло, Спасибо тебе за внимание, За смех, за улыбку – за все! Занятие 2 «Стань собой» Цель:  развитие умений объективного анализа своих способностей, умению принятий мнений участников группы;  формирование умений коммуникативной культуры. Оборудование: экран, проектор, компьютер. Ход: 1. Приветствие участников группы. Упражнение «Здравствуйте!» Микроцель: развитие коммуникативной культуры участников группы, развитие умения слушать другого человека. 2. Актуализация темы «Стань собой, самым лучшим собой». 3. Знакомство с эпиграфом. Ни при каких обстоятельствах не следует отчаиваться и восклицать: «У меня все в жизни плохо!» Пройдет совсем немного времени, и ситуация изменится, взойдет солнце, черное станет белым. Когда одна дверь, ведущая к счастью, захлопывается, непременно открывается другая. Надо лишь перестать тупо смотреть на закрытую створку, и тогда увидишь другой, совершенно свободный вход. А еще надо иметь терпение, потому что все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать. Дарья Донцова 4. Упражнение «Банка» Микроцель: осознание своего жизненного опыта, собственной значимости, воспитание «положительной Я-концепции». Оборудование: экран, проектор, компьютер. Содержание упражнения (упражнение выполняется по часовой стрелке): 1. Что вы можете сказать об этой банке? (участники по кругу высказываются о банке, изображенной на слайде) 2. Попробуйте наполнить банку следующими предметами: пиво, камни, песок, горох. Подумайте над тем, какие символические значения они могут иметь для каждого из вас? (Обсуждение в группе, участники высказываются) 3.Значение этих предметов в жизни каждого: - Банка – это наша с вами жизнь. И от того, каким содержимым мы ее наполняем, зависит наша жизнь, наше настоящее и будущее. Обратите внимание на то, в каком порядке вы наполнили банку: Камни – это значимые вещи в нашей жизни: дом, семья, родители, дети, работа, т.е. то, без чего жизнь невозможна. Песок – это менее значимые для нас вещи: предметы быта, машина, дорогая одежда, украшения. Горох - жизненные проблемы, которые нужно уметь решать, не откладывая дело в долгий ящик. Пиво – это символ приятного времяпровождения: общение с друзьями, чтение любимой книги, занятия своими любимыми делами. 5. Упражнение «Волшебный магазин» Микроцель: развитие умения слушать и слышать участников группы, умения осмысливать свои способности. Содержание упражнения - Я предлагаю пойти сегодня в волшебный магазин. Этот магазин особенный, потому что мы выставляем на продажу свои лучшие способности и качества. Задумайтесь над тем, какие способности вы смогли бы продать. (Участники группы высказываются) - Если мы находимся в волшебном магазине, значит, мы можем купить те способности, которые хотели бы иметь у себя. Объясните, что и у кого вы бы хотели купить и почему. Рефлексия. 1. Что испытали вы, когда продавали свои лучшие способности и качества? 2. Трудно ли было демонстрировать себя с лучшей стороны? 6. Подведение итогов. Учитель подводит итоги занятия, благодарит участников группы за работу. Никогда не теряй, Не теряй своей мечты. Твердо знай, твердо верь: Все на свете можешь ты! Занятие 3 «Согрей своим теплом» Цель:  Формирование у членов группы установки на взаимопонимание;  Развитие умения общаться с другими участниками группы, видеть в них положительные качества;  Формирование умений коммуникативной культуры. Оборудование: экран, проектор, компьютер. Ход: 1. Приветствие участников группы. Упражнение «Здравствуйте!» Микроцель: развитие коммуникативной культуры участников группы, развитие умения слушать другого человека. 2. Актуализация темы «Согрей своим теплом». 3. Знакомство с эпиграфом. Знаешь, я скажу тебе удивительное, что ты – необыкновенный человек, ты – солнце. Ведь от тебя зависит, каким будет мир вокруг. Как солнце необходимо земле своей теплотой, так и ты нужен людям своей добротой, честностью, верностью… Стань солнцем, солнышком, солнечным лучиком… 4. Упражнение «А вы сегодня улыбались?» - Всем нам известна детская песенка «От улыбки». Давайте споем ее вместе, а после этого постараемся подарить друг другу свою улыбку и прекрасное настроение. 5. Упражнение «Подарок» - Все мы знаем, как бывает приятно получать подарки, и не только потому, что у тебя сегодня день рождения, а просто потому, что ты есть. Не нужно забывать о том, что мы для кого-то целый мир, и от нашего тепла зависит жизнь этих людей. Среди них наши родители, друзья, учителя, любимые. Кому из них и какой подарок вы бы хотели подарить? (участники по кругу высказываются) - За эти дни, что мы были вместе, смогли получше узнать друг друга, подружиться. Поэтому сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа, а сосед должен догадаться, что же такое интересное ему подарили. 6. Упражнение «Пингвины» (передвижение участников по кругу) - Давайте представим, что мы находимся в Антарктиде и что мы пингвины. Для этого нам нужно прижать руки к телу, ладони отвести в сторону, передвигаться по снегу семенящими шагами. Сегодня очень холодно, а скорость передвижения пингвинов 1км/ч. А нам так хочется согреться, но нужно идти дальше и дальше. (имитация движений пингвинов под музыку) - И вот наконец-то мы находим теплое место в лице того пингвина, возле которого хотели согреться. Для вас он самый теплый, добрый, настоящий… (далее участники определяют свой выбор) Всегда есть тот, кому ты нужен, Кто так в тебя наивно верит. Кто доверяет смело душу, Кто ждать готов, любя, у двери. Но в час любой, когда невзгоды В свои тиски сжимают сердце, Всегда есть тот, кто в непогоду Тепло отдаст тебе – согреться. - Давайте поаплодируем тем, возле которых нам так тепло. 7. Упражнение «Друзья». - У каждого из нас есть друзья. Я хочу подарить эти строки каждому из вас: Я просто рада, что Вы есть!!! Бывая с Вами, становлюсь счастливей! Вас у меня так много, что не счесть, И жизнь моя все ярче и красивей! - Действительно, мы должны радоваться тому, что мы есть друг у друга. А сейчас посмотрим насколько стойка наша дружба. Нам нужно разделиться на 2 команды. От каждой команды выходит представитель и садится на стул. Задача остальных участников группы: разместиться на стуле своего друга. (оценка своих действий) А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда дороги не узнать И нету сил идти? Когда беда со всех сторон, Когда при солнце – ночь, Да разве не увидит он, Не ринется помочь? 8. Рефлексия Каждый по кругу высказывается, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что ты ..." Занятие 4 «Все в твоих руках» Цель:  Формирование навыков видеть свои цели и желания достичь их;  Развитие навыков взаимопонимания, способности представлять себя на месте другого человека. Оборудование: экран, проектор, компьютер. Ход: 1. Приветствие участников группы. Упражнение «Здравствуйте!» Микроцель: развитие коммуникативной культуры участников группы, развитие умения слушать другого человека. 2. Знакомство с притчей «Все в твоих руках». (на основе притчи можно сделать видеоролик, к которому нужно подобрать красивую музыку) Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. 3. Актуализация темы «Стань собой, самым лучшим собой». 4. Знакомство с эпиграфом. Если хотите добиться успеха, задайте себе четыре следующих вопроса: «Почему?», «А почему бы и нет?», «Почему бы и не Я?», «Почему бы и не прямо сейчас?» Джимми Дин 5. Упражнение "Моя минута" - Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. сейчас я попрошу вас расслабиться, сесть свободно, закрыть глаза. По моему сигналу все начинают отсчитывать про себя одну минуту, т.е считать до 60 секунд. После команды: «Закончили!», вы должны запомнить число, на котором остановились. (После данной команды каждый из участников называет свое число. Числа от 55 до 60 говорят о готовности к сотрудничеству.) 6. Упражнение «Три желания» - Перед вами на слайде изображена золотая рыбка, которая обязательно исполнит три желания. Подумайте над тем, что особенно важно для вас сейчас и какие желания вы бы хотели загадать. Почаще вспоминайте о них и все обязательно сбудутся. 7. Упражнение «Автобус» (В центр комнаты плотно ставятся стулья по 4 стула в 4 ряда. По периметру усаживаются пассажиры, которые едут до конечной остановки. Их задача: создавать препятствия выходящим пассажирам. С каждым вышедшим пассажиром количество стульев умегньшается. Предлагаются названия таких остановок, как: Любовь, Богатство, Дружба, Здоровье, Отдых, Счастье и т.д.) - Давайте представим, что мы едем домой на автобусе в час пик. Автобус набит до отказа, как говорится, яблоку негде упасть. Вы должны выйти из автобуса на той остановке, которая вам действительно нужна. Пассажиры будут вам мешать, но вам нужно выбраться из круга. А остановки у водителя необычные, волшебные, т.е если вы захотите выйти именно на той, которая вам нужна, то вас ждет чудо. - Автобус – это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели. Выбранные остановки – это наиболее важные ценности. 8. Рефлексия. Упражнение «Прогноз погоды» - Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте смайлик, который будет соответствовать вашему настроению до начала занятия и после него. - Какое упражнение смогло поднять ваше настроение, а какое расстроило? Занятие 5 «Путь к себе» Цель:  Формирование положительной «Я-концепции», позитивного отношения к самому себе.  Развитие навыков принятия себя, нахождения выхода из критической ситуации. Оборудование: экран, проектор, компьютер. Ход: 1. Приветствие участников группы. Упражнение «Здравствуйте!» Микроцель: развитие коммуникативной культуры участников группы, развитие умения слушать другого человека. 2. Знакомство с эпиграфом Нельзя хлопнуть в ладони одной рукой. Навои 3. Знакомство с притчей «Кольцо царя Соломона». Жил-был царь Соломон. Несмотря на то, что он был очень мудрым, его жизнь была очень беспокойной. Однажды решил он обратиться за советом к придворному мудрецу: "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я подвержен страстям, и это сильно осложняет мою жизнь!" На что Мудрец ответил: "Я знаю, как тебе помочь. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "ЭТО ПРОЙДЕТ!" Когда к тебе придет сильный гнев или сильная радость, просто посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!" Соломон последовал совету Мудреца и смог обрести спокойствие. Но однажды, во время одного из приступов гнева, он, как обычно, взглянул на кольцо, но это не помогло - наоборот, он еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ..." 4. Упражнение «Все пройдет» - Давайте сейчас постараемся вернуться в тот день, когда вы впервые переступили порог школы. Каждый из вас вел себя по-разному: кто-то радовался, что теперь будет учиться в школе, появлению новых друзей, а кто-то боялся, что теперь рядом не будет мамы, боялся школьного звонка, чужих людей, но всем было одинаково страшно. Вы, конечно же, думали: «Каким будет учитель?», «А будут ли учиться со мной мои друзья?», «А будет ли рядом мама?»… Давайте вспомним свой первый день в школе. - А сейчас, когда вы уже столько лет проучились в школе, как вспоминаете тот первый день? Поэтому нужно прислушаться к совету мудрого Соломона: «Все пройдет». Мне же хочется подарить вам эти строки и шоколадное настроение: Улыбайся, слышишь? Не грусти. Все проходит, все пройдет однажды. Просто нужно сердце отпустить По волнам корабликом отважным. И пускай, пускай оно плывет, Радости и горести встречая... Ведь сильнее станет только тот, Чей корабль от берега отчалил... Кто решился навсегда порвать Серой скуки тягостные сети, Тот свой путь сумеет отыскать, И тому попутным будет ветер... 5. Упражнение «Пляж» - Все мы мечтаем о жарком лете, об отдыхе на берегу моря. Как тут ни вспомнить слова песни: Море, солнце, белый песок, Меня качают чайки над головой… Но вдруг посреди ясного дня разразился гром: пляж закрыт ввиду карантина. И, кажется, что все ваши мечты и планы рушатся, как карточный домик. Но мы с нашим шоколадным настроением должны найти выход. 6. Упражнение «Путь к себе» - Перед вами находятся 4 разных предмета: морковь, кофе, деревяшка, яйцо. Ваша задача выбрать для себя понравившийся предмет и объединиться в группы. (участники объединяются в группы и делятся своими впечатлениями, почему ими выбран данный предмет) - А теперь закроем глаза и представим, что происходит с этими предметами в кипятке. Изменились ли они? Каким образом? - Да, многие из вещей изменились как внешне, так и внутренне. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно… вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат. С чем можно ассоциировать такое превращение? - Вода - это наша жизнь. Огонь - это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе - это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному. - Человек-морковь. Таких людей большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими. Им кажется, что так трудно найти выход из создавшейся ситуации. А всего лишь нужно успокоиться и просто открыть другую дверь. Человек-дерево. Таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они хладнокровны, спокойны, цельны. И именно такие люди показывают всем, что и в тяжелых жизненных обстоятельствах за черной полосой всегда наступает белая. Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Таких людей очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни очень «мягкие», а в тяжелые времена вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства». Кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств полностью растворился в окружающей среде, сделав из безвкусной воды вкусный и бодрящий напиток. Есть особые люди. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько меняют сами жизненные обстоятельства, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя жизнь всех людей вокруг. Ищите путь к себе, Он не всегда просторен, Но он всегда в цене, Хоть труден и скалист. Нелегкий путь к себе, Он не всегда проторен, Не каждый в том пути Упорный оптимист… 7. Упражнение «Ай да Я!» - Сегодня мы заканчиваем занятия в нашей группе. За это время, что мы были вместе, мы научились многому: видеть, слышать, понимать… каждый из вас был искренен, честен, общителен, одним словом, есть за что похвалить. Поэтому сейчас каждый из вас скажет самому себе и другим: «Ай да Я!», а мы будем аплодировать. 8. Рефлексия Каждый по кругу высказывается, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что я ..." 9. Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» 10. Чаепитие Использованная литература: 1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча 5-11 классы. Москва «Вако», 2006 2. Программа воспитания в организациях образования Восточного Казахстана . Усть-Каменогорск, 2006 3. Фалькович Т.А., Высоцка Н.В. Подростки ХХІ века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. Москва «Вако», 2007 4. http//nsportal.ru/shkola/