Собрание для родителей четвероклассников по переходу из начального звена в среднее звено школы. «С гордостью и тревогой»

Собрание для родителей четвероклассников по переходу
из начального звена в среднее звено школы.

«С гордостью и тревогой»

Оборудование: маленькие листочки бумаги; анкета; общие рекомендации; ручка (для каждого родителя; корзина).

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определённой гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определённая часть детей осознаёт своё новое положение как шанс заново начать школьную жизнь.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями. И даже смена позиции «старшего» в начальной школе, на «самого маленького» в средней – всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

Рассогласованность требований

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70 – 80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2 – 4 недели после начала учёбы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2 – 3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребёнку спокойную, щадящую обстановку, чёткий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: Учитель истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учитель литературы (чтения) хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объясняли, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Свобода или одиночество

Трудности, возникающие у детей при переходе в среднее звено школы, могут быть связаны также с определённой деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагогов, для которых пятиклассники пока являются «новенькими». У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Отсюда повышенная зависимость определённой части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опёки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но это может быть и стремлением утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причём у одного и того же подростка эти стремления могут сочетаться.

Общие рекомендации:

Если вас что–то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психическое состояние ребёнка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребёнка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучите его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продлёнке.

ПОМНИТЕ: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Законы родительской истины

Закон 1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его, вы формируете у него умение и навык унижения, которые он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы сами.
Закон 3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводя к боязни и ненависти.
Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опёки, дайте возможность маленькому человеку самостоятельно СТАТЬ БОЛЬШИМ.
Закон 6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие.
Закон 8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях, хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и буяном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно попробовать, прежде, чем станешь взрослым! Дайте возможность своему ребёнку быть ребёнком во время детства, иначе период детства продолжится и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!
Закон 11. Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
МЫ ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!

Упражнение: «Корзина чувств»

(У психолога в руках находится своеобразная «Корзина чувств».

Понятно, что родители не меньше детей переживают период их перехода в среднюю школу. У вас тоже есть свои тревоги, страхи. Сформулируйте и запишите их на листочки, а затем «выбросите» их в «корзину чувств». Наша «корзина» собирает тревоги и удаляет их.

(Родители пишут и, проговаривая свои переживания, бросают листочки в «корзину чувств»).

Рефлексия

- Расскажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня, о чём задумались, что было интересным.

СПАСИБО за внимание. Удачи вам! До свидания!


АНКЕТА
ожиданий для родителей четвероклассников

(Позитивные ожидания)
(обвести в кружок)


Ф.И.О. _________________________________________________________
Мой ребёнок будет получать хорошие отметки, учиться лучше.
У него будет больше знаний.
У него будет хорошая профессия и работа в будущем.
Появятся новые школьные предметы.
Станет самостоятельным и организованным.
Придут новые ребята.
Будут переходить из кабинета в кабинет.
Мы станем дружнее.
Учителя будут добрыми и понимающими.
Жду больше праздников и мероприятий.
Я буду поддерживать ребёнка.
Я хочу, чтобы мой ребёнок, перешёл в 5-й класс.


(Негативные ожидания)

Мой ребёнок будет учиться хуже.
Будет большая учебная нагрузка
Увеличится темп письма, объяснений (техника чтения).
Появятся новые школьные предметы.
Учителя будут ругать.
Я будут меньше помогать и больше ругать.
Дети будут переходить из кабинета в кабинет.
Не все перейдут в 5-й класс.



Педагог-психолог: М.Г. Кильчурина
15