Программа групповых адаптационных занятий внеурочной деятельности, проводимой в соответствии с ФГОС НОО, для учащихся 4-х классов по подготовке к переходу в среднее звено школы «Первый раз в пятый класс».
Программа групповых адаптационных занятий
внеурочной деятельности, проводимой в соответствии с ФГОС НОО,
для учащихся 4-х классов
по подготовке к переходу в среднее звено школы
«Первый раз в пятый класс».
Введение
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и направлена на подготовку учащихся к переходу в среднее звено школы, а также на развитие универсальных учебных действий у учащихся 4-х классов. Программа является авторско-составительской.
Внеучебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно-познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.
Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.
Пояснительная записка к программе.
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и направлена на подготовку учащихся к переходу в среднее звено школы, а также на развитие универсальных учебных действий у учащихся 4-х классов. Программа является авторско-составительской.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Данная программа направлена на то, чтобы постепенно подготовить учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено школы, тем самым снизить для учащихся стресогенность данной ситуации.
Целью программы является подготовить учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено школы, снизить стрессогенность ситуации перехода в 5ый класс, подготовить учащихся к успешному прохождению адаптационного периода в пятом классе.
Основные задачи:
- формирование у учащихся представлений об обучении в пятом классе, об изменениях, с которыми учащиеся столкнуться при переходе в среднее звено
- формирование позитивного отношения учащихся к переходу в среднее звено школы
- проведение работы по снижению тревожности (в том числе школьной тревожности), работа с эмоциональным состоянием учащихся, проработка страхов учащихся, связанных с переходом в среднее звено школы
- развитие функций самоконтроля и планирования деятельности у учащихся
- развитие личностных УУД, формирование умения работать в группе сверстников
- развитие умения участвовать в дискуссионной работе
Основные принципы построения программы:
Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Методики и техники для работы по программе:
создание проблемной ситуации;
проведение дискуссионной работы
развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
методы формирования функции самоконтроля;
методы групповой работы;
Программа представляет собой систематический курс с занятиями в группе 1 раз в неделю. Программа предназначена для проведения в течение учебного года. Общий объём программы составляет 34 занятия (34 ч). Длительность одного занятия для учащихся 40-45 минут.
Программа предназначена для проведения в 4-х классах, т.е. целевой аудиторией проведения данной программы являются учащиеся 4х классов в возрасте 10-11 лет. Программа учитывает возрастные особенности данной группы учащихся.
Программа предполагает проведение занятий в аудиторной форме, однако на каждом занятии предполагается проведение упражнений в различной форме (в том числе подвижной, интерактивной и т.д.)
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Для обеспечения более эффективной работе по программе, все занятия программы тематически разделены на смысловые блоки:
Блок № 1 .Формирование умения работать в группе сверстников, принятие правил работы в группе сверстников (2 ч)
Блок № 2. Формирование коммуникативных навыков, навыков взаимодействия (4 ч)
Блок № 3. Формирование учебной мотивации, формирование осознанного отношения к позиции ученика (5 ч)
Блок № 4. Работа с эмоциональным состоянием учащихся: «проработка» школьных страхов, помощь учащимся в осознании и «узнавании» собственных эмоций (3 ч)
Блок № 5. Формирование навыков поведения в конфликтной ситуации (5 ч)
Блок № 6. Формирование личностных УУД: развитие эмоционально-волевой сферы, развитие сознательного отношения к личностным качествам, формирование представления о личностных качествах человека (5 ч)Блок № 7. Повторение и обобщение пройденного материала, формирование психологической готовности к переходу в среднее звено школы (10 ч)
Программа рассчитана на 34 занятия (34 ч) с периодичностью проведения – 1 раз в неделю.
Структура каждого занятия включает в себя:
Вводная часть. «Приветствие». Задачей данной части занятия является формирование эмоционально-положительного фона занятия, создание условий для позитивной коммуникации учащихся на занятии. Продолжительность вводной части – 5 минут.
Основная часть. Данная часть занятия направлена на непосредственную работу по теме занятия. Основная часть заданий предъявляется в игровой форме, также в ходе занятия постоянно чередуются виды деятельности для более полной работы с материалом занятия. Задания включают в себя, как индивидуальную работу учащихся, так и работу в малой группе во взаимодействии учащихся. Также большое внимание в ходе основной части задания уделяется развитию навыков ведения дискуссии.
Продолжительность основной части занятия для учащихся - 30-35 минут.
Заключительная часть. «Подведение итогов». В ходе данной части занятия происходит обсуждение результатов занятия, рефлексия. Данная часть занятия направлена на развитие самоконтроля учащихся, умение сопоставить индивидуальную цель занятия и результат, а также оценить трудности, возникшие в ходе занятия. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Ожидаемый результат в ходе проведения программы:
Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.
Снижение уровня школьной тревожности пятиклассников.
Повышение уровня их коммуникативных навыков.
Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.
Программа предусматривает развитие следующих УУД:
Личностные результаты:
Личностные УУД:
- развитие самостоятельности суждений, независимости в суждения, нестандартности мышления
- воспитание чувства справедливости, ответственности за себя, свой выбор и окружающих
- формирование смыслообразования, понимания мотивов обучения в средней школе
- повышение психологической комфортности обучения для учащихся
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера
- развитие возможности осуществлять личностный моральный выбор
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- развитие целеполагания и планирования собственной деятельности в рамках заданных условий
- развитие контроля и самоконтроля
- развитие саморегуляции поведения как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
- развитие речи, развитие речевого высказывания
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- развитие умения аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения
- развитие умения сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
Коммуникативные УУД:
- развитие умения работать в группе, умения слушать других и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
- развитие умения интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
- развитие умения разрешать конфликты (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения
Проведение индивидуального анкетирования учащихся по результатам прохождения программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития Уровни результата воспитания Показатели воспитанности и развития
Зона актуального развития
Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. 1 уровень результата Знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. 2 уровень результата Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления в осуществлении идей, проектов.
Зона ближайшего развития
Ребенок самостоятельно сможет применять полученные знания, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. 3 уровень результата Эмоциональный отклик на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное владение, управление знаниями, умениями, навыками.
Тематическое планирование.
Занятие Тема занятия Примерное содержание занятия
Блок №1. Формирование умения работать в группе сверстников,
принятие правил работы в группе сверстников
Занятие № 1 «Создаём рабочую группу» - приветствие
- упражнение «Представление имени»
- упражнение «Если весело живётся, делай так!»
- упражнение «Твоя школа такая, какой ты её видишь»
- упражнение «Пустой или полный»
- принятие ритуалов приветствия и прощания
- подведение итогов
Занятия № 2 «Принимаем правила работы в группе» - приветствие
- упражнение «Хорошо жить по правилам»
- упражнение «Правила нашей работы»
- дискуссия по правилам работы на психологическом занятии, принятие правил групповой работы
- упражнение «Наши правила»
- подведение итогов
Блок № 2. Формирование коммуникативных навыков, навыков взаимодействия
Занятие № 3 «Наш четвёртый класс» - приветствие
- упражнение «Прошепчи имя»
- упражнение «Найди того, кто»
- упражнение «Наша начальная школа»
- дискуссия по теме «Что мне нравится в моей школе»
- упражнение «Я хочу, чтобы в пятом классе…»
- подведение итогов
Занятие № 4 «Какой он, пятый класс?» - приветствие
- упражнение «Плюсы и минусы»
- упражнение «Встаньте те, кто…»
- дискуссия по теме «Что нас ждёт в пятом классе»
- упражнение «Мы вместе»
- подведение итогов
Занятие № 5 «Находим друзей» - приветствие
- упражнение «Что я люблю делать?»
- упражнение «Найди меня»
- упражнение «Настоящий друг»
- дискуссия по теме «Что такое дружба?»
- упражнение «Ищу друга»
- подведение итогов
Занятие № 6 «Мы друзья» - приветствие
- упражнение «Вместе мы команда»
- упражнение «Ты – мне, я - тебе»
- упражнение «Портрет друга»
- упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
- обсуждение по теме «Качества друга»
- подведение итогов
Блок № 3. Формирование учебной мотивации,
формирование осознанного отношения к позиции ученика
Занятие № 7 «Моя школа» - приветствие
- упражнение «Передай ритм по кругу»
- упражнение «Потрет группы»
- упражнение «Узнай свою школу»
- дискуссия по теме «Поведение в школе»
- упражнение «Сложная ситуация»
-подведение итогов
Занятие № 8 «Моё поведение в школе» - приветствие
- упражнение «Правила поведения»
- упражнение «Пишем свод правил»
- обсуждение «Что делать, если в школе…»
- упражнение «Наши правила»
- подведение итогов
Занятие № 9 «Что поможет мне учиться?» - приветствие
- упражнение «Нарисуй своё настроение»
- упражнение «Что поможет мне учиться?»
- упражнение «Правила поведения на уроке»
- дискуссия по теме «Обязательные для меня правила»
- упражнение «Рисуем вместе»
- подведение итогов
Занятие № 10. «Я – ученик» - приветствие
- упражнение «Кто я?»
- упражнение «Я и мы»
- упражнение «Я - ученик»
- дискуссия по теме «Трудно ли быть учеником?»
- упражнение «Какие мы ученики?»
- подведение итогов
Занятие № 11 «Легко ли быть учеником?» - приветствие
- упражнение «Идеальный ученик»
- упражнение «Незнайка»
- упражнение «Кляксы»
- дискуссия по теме «Быть учеником интересно!»
- подведение итогов
Блок № 4. Работа с эмоциональным состоянием учащихся: «проработка» школьных страхов, помощь учащимся в осознании и «узнавании» собственных эмоций
Занятие № 12 «Чего я боюсь в школе?» - приветствие
- упражнение «Весёлые страхи»
- упражнение «Чего я боюсь?»
- упражнение «На ошибках учатся!»
- упражнение «Рисуем слово»
- подведение итогов
Занятие № 13 «Побеждаем страхи» - приветствие
- упражнение «Если весело живётся, делай так!»
- упражнение «Я - победитель»
- упражнение «Рисуем свой страх»
- упражнение «Победи свой страх»
- подведение итогов
Занятие № 14 «Трудно ли быть учителем?» - приветствие
- упражнение «Идеальный учитель»
- упражнение «Слушаем внимательно»
- упражнение «Интервью с учителем»
- упражнение «Чем я похож на учителя»
- упражнение «Спасибо учителю!»
- подведение итогов
Блок № 5. Формирование навыков поведения в конфликтной ситуации
Занятие № 15 «Учимся общаться» - приветствие
- упражнение «Назови чувство»
- упражнение «Пойми меня»
- упражнение «Испорченный телефон»
- упражнение «Письмо»
- подведение итогов
Занятие № 16 «Конфликт или взаимодействие» - приветствие
- упражнение «Ты – мне, я - тебе»
- упражнение «Конфликт или взаимодействие»
- дискуссия по теме «Как избежать конфликта?»
- упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации?»
- подведение итогов
Занятие № 17 «Справляемся с негативными эмоциями» - приветствие
- упражнение «Какие бывают негативные эмоции?»
- упражнение «Превращаем негатив в позитив»
- упражнение «Как реагировать на обидное замечание?»
- упражнение «Рисуем обиду»
- упражнение «Знакомство с закрытыми глазами»
- подведение итогов
Занятие № 18 «Мои позитивные эмоции» - приветствие
- упражнение «Рисуем настроение»
- упражнение «Наше хорошее настроение»
- упражнение «От улыбки…»
- упражнение
Занятие № 19 «Мы волшебники. Превращаем негатив в позитив» Приветствие
упражнение «Нарисуй и выкини своё плохое настроение»
упражнение «Протяни руку помощи»
упражнение «Меняем настроение»
упражнение «Без друзей меня чуть- чуть!..»
подведение итогов
Блок № 6. Формирование личностных УУД: развитие эмоционально-волевой сферы,
развитие сознательного отношения к личностным качествам,
формирование представления о личностных качествах человека
Занятие № 20 «Что я знаю о себе?» приветствие
упражнение «Какой я? 10 фактов обо мне»
дискуссия по теме «Что я знаю о себе? Что я знаю о других?»
упражнение «Определение типа темперамента»
упражнение «Найди свой темперамент»
упражнение «Плюсы и минусы»
- подведение итогов
Занятие № 21 «Что я знаю о себе?» - 2 приветствие
упражнение «Найди пару»
упражнение «Угадай мелодию сердца»
упражнение «Общительный ли я человек?»
дискуссия по теме «От чего зависит общительность?»
упражнение «Ищу положительное в себе!»
- подведение итогов
Занятие № 22 «Что я знаю о других?» приветствие
упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»
упражнение «Командная игра»
упражнение «Самый неожиданный факт обо мне»
дискуссия по теме «Я и другие. Живём в мире»
упражнение «Коллективное письмо»
упражнение «Встреча со звездой»
подведение итогов
Занятие № 23 «Мои помощники в учёбе» приветствие
дискуссия по теме «Что нам помогает учиться?»
упражнение «Внимательный ли я?»
упражнение «Проверяем память»
упражнение «Дедуктивный метод»
упражнение «Сходства и различия»
подведение итогов
Занятие № 24 «Я умею учиться, я умею работать в команде» приветствие
упражнение «Вавилонская башня»
упражнение «Записка»
упражнение «Встреча с марсианами: правила марсианской жизни»
обсуждение по теме «Что нам помогло в работе»
подведение итогов
Блок № 7. Повторение и обобщение пройденного материала,
формирование психологической готовности к переходу в среднее звено школы
Занятие № 25 Проверь себя! Приветствие
упражнение «Мозговой штурм»
«Определение общей осведомлённости»
упражнение «Найди пару»
упражнение «Найди лишнее»
упражнение «Оцени свою работу»
подведение итогов
Занятие № 26 «До свидания, начальная школа» - приветствие
- упражнения «Слова прощания»
- дискусия по теме «Что хорошего мы запомним?»
- упражнение «Багаж»
- упражнение «Рисуем школу»
- подведение итогов
Занятие № 27 «Мой будущий пятый класс» приветствие
- упражнение «Я выбираю!..» (социометрическое исследование)
дискуссия по теме «Трудно ли делать выбор и почему?»
упражнение «Выбери меня!»
дискуссия по теме «Почему обидно, когда тебя не выбирают?»
упражнение «Наш класс»
подведение итогов
Занятие № 28 «Чего я боюсь в пятом классе?» приветствие
упражнение «Собираем и выкидываем страхи»
дискуссия по теме «Что изменится при переходе в пятый класс?»
упражнение «Контраргумент»
упражнение «Представляем будущее»
подведение итогов
Занятие № 29 «Пятый класс - это здорово!» приветствие
упражнение «5 плюсов»
упражнение «Превращаем негатив в позитив»
упражнение «Мои мысли о пятом классе»
дискуссия по теме «Почему мне будет хорошо в 5 классе?»
подведение итогов
Занятие № 30 «Какие навыки будут нам нужны в пятом классе?» приветствие
- упражнение «Мои качества характера»
дискуссия «Какие качества мне помогут хорошо учиться в 5 классе?»
упражнение «Моя ответственность»
упражнение «Я умею, я могу!»
подведение итогов
Занятие № 31 «Учусь учиться. Часть 1» приветствие
упражнение «План и действие»
упражнение «Планируем будущее»
упражнение «Мой распорядок дня»
дискуссия по теме «Почему нужно уметь планировать свои действия?
Подведение итогов
Занятие № 32 «Учусь учиться. Часть 2» Приветствие
упражнение «Оцени себя»
упражнение «Я хороший ученик»
дискуссия по теме «Для кого я должен учиться?»
упражнение «Мой выбор»
подведение итогов
Занятие № 33 «Я готов к 5 классу»
приветствие
упражнение «Рисуем настроение»
упражнение «Мы готовы!»
дискуссия по теме «Мой пятый класс» и заполнение анкеты «Мои мысли о пятом классе»
-подведение итогов
Занятие № 34 «Ура! Впереди 5 класс!» приветствие
групповая развивающая игра «Остров надежд»
-заполнение индивидуального анкетирования
подведение итогов
Список используемой литературы:
Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.31
Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. -М.: Генезис,1998
Владимирова Ю. Новичок в средней школе.//Школьный психолог,2004.-№9
Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2001
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. -М.: Новая школа,1993
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2008.
Ерохина М.С., Середа Е.И. Игровые технологии в работе с детьми групп риска. Методическое пособие. –Псков: «ГИМЕНЕЙ», 2006.
Монина Г.Б., Лютова, Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). –СПб.; Издательство «Речь», 2007.
Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать? –2-е изд.–М.: Генезис, 2010.
Фопель Клаус На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Личность. Способность и сильные стороны. Отношение к телу / Пер. с нем. –М.: Генезис, 2008
Фопель Клаус На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество. / Пер. с нем. –М.: Генезис, 2008.
Фопель Клаус Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. –Генезис, 2005.
Князева Т.Н. «Я учусь учиться» М., 2004.
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.
Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
Тихомирова Л.Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. М., 2000г.
Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. Пер. с нем. 5-е изд., стер. – М.: Генезис, 2004.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1–4-е классы). – М.: Генезис, 2005.
Приложение.
Материалы для проведения программы.
Описание упражнений, материалы для проведения занятий и т.д.
Упражнение «Если весело живётся, делай так».
При проведении данного упражнения используется текст и музыка детской песни «Если весело живётся, делай так».
Если весело живется, делай так
(два хлопка в ладоши).
Если весело живется, делай так
(два хлопка в ладоши).
Если весело живется,
мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так
(два хлопка).
Танец-песня «Делай так».
Все куплеты песни имеют одинаковые слова, но разные движения.1 куплетЕсли весело живется, делай так (на слова - идём в круг, после слов - остановка и два хлопка в ладоши).Если весело живется, делай так (идём из круга, снова два хлопка в ладоши).Если весело живется, мы друг другу улыбнемся (одновременно со словами приседаем, чуть пружиня в коленях, с небольшим разворотом то вправо, то влево),Если весело живется, делай так (одновременно со словами кружимся на шагах вокруг себя и два хлопка в ладоши).Все остальные куплеты будут отличаться только движениями:во втором — два щелчка пальцами; в третьем — два хлопка по коленям; в четвертом — два притопа ногами Или так Во втором – подпрыгнуть 2 раза(прыг-скок), в третьем – присесть_встать (сели-встали) …В пятом куплете нужно допеть:«крикни "хорошо!"», А шестой куплет — заключительный. После каждой строчки: «Если весело живется, делай всё!»- выполнять все действия, которые выполнялись в предыдущих куплетах:два хлопка в ладоши, два щелчка пальцами, два шлепка по коленям, два притопа и крик «хорошо!».
Материал к упражнению «Представление имени»
МОЁ ИМЯ:
Мне нравится моё имя, потому что:
___________________________________________________________________________________
Рисуем имя:
Материал к упражнению «Правила нашей работы»
НАЗВАНИЕ НАШЕЙ ГРУППЫ:
______________________________________
СВОД ПРАВИЛ НАШЕЙ ГРУППЫ:
1 ПРАВИЛО:__________________________
_______________________________________
2 ПРАВИЛО:__________________________
_______________________________________
3 ПРАВИЛО:__________________________
_______________________________________
4 ПРАВИЛО:__________________________
_______________________________________
5 ПРАВИЛО:__________________________
_______________________________________
Мы, нижеподписавшиеся, обязуемся выполнять правила нашей группы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
НАША РАБОТА – НАШИ ПРАВИЛА!!!
Материалы к групповой развивающей игре «Остров надежд» (авторская разработка)
Ход игры:
Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие на один замечательный остров – Остров Надежд! Путешествие нам предстоит увлекательное, но сложное, и чтобы выполнить все задания вам потребуется быть по-настоящему дружной Командой путешественников.
Итак, наше путешествие начинается… Нам предстоит, как настоящим путешественникам плавание на корабле Дружбы. Но, как известно, плавание в открытом море может быть сложным и опасным, поэтому лучше проверить сначала вашу Дружную Команду на берегу.
Испытание № 1 для вашей Команды. Сейчас нам предстоит проверить, как ваша дружная команда справится с испытанием, которое потребует от вас чудес взаимопонимания и умения общаться в команде… без слов.
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения
Итак, команда! Запомните два правила: разговаривать и переписываться вам нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. Проверим, сможете ли вы понять друг друга без слов? Задание № 1. Постройтесь сейчас, пожалуйста, максимально быстро в шеренгу по росту, от самого высокого к самому низкому участнику команды. Напоминаю, разговаривать нельзя! Начали!
О, с этим заданием вы отлично справились! Вижу, в вашей команде присутствует дух взаимопонимания и вам можно переходить к более сложному заданию. Задание № 2. Постройтесь, пожалуйста, в шеренгу… по дате своего рождения от самого старшего участника вашей команды к самому младшему. Напоминаю, разговаривать, писать что-либо нельзя, общение только с помощью мимики и жестов!
Ну что же! Вы справились и с этим заданием! А это означает, что к плаванию по морям Открытий Вы готовы! Команда, Дружных мореплавателей, мы отправляемся в путь…
Как известно, море готовит испытания, для моряков, впервые отправившихся в путешествие… Вам выпало тяжёлое испытание – Море трудностей!..
В чём суть этого испытания вы пока не знаете, но для этого испытания Вам сейчас нужно выбрать только одного человека из Вашей Дружной Команды, который сможет спасти вас в этом испытании, только одного человека, которому вы все безоговорочно доверяете и на кого можете возложить эту ответственность. Ваша задача сейчас – выбрать этого человека. Но нужно поторопиться, поэтому у вас есть только минута для этого. Итак, определяйтесь!
Вы определились! Вот он, Капитан вашей команды на это испытание!
А вот и испытание… Команда, становитесь, пожалуйста, в круг! Огромное чудище решило похитить наш корабль и опутало все паутиной. Ведущий проходит с клубком ниток и обматывает руки (а иногда и талию) участников ниткой. Нужно пересечь круг несколько раз, чтобы в центре появилась “паутина”.
Капитан, выручай свою дружную команду! Паутина злого паука отлипнет от человека только в том случае, если спаситель назовет какую-то хорошую черту его характера. Ваш спаситель сейчас возьмет клубок и начнет сматывать паутину. Как только спаситель доберется до кого-нибудь из вас, он должен сначала назвать ваше хорошее качество и только потом распутать вас.
Команда, вы опять отлично проявили себя! Ваша команда дружная, умеет доверять друг другу, каждый член вашей команды обладает замечательными качествами… А значит море вам по колено!.. Мы готовы к путешествию!
Начинает самый сложный этап нашего путешествия… И чтобы всё прошло успешно, вам сейчас необходимо разделиться на 3 группы, и каждой группе надо будет хорошо потрудиться, чтобы наша команда достигла цели своего путешествия. Распределит по группам вас сейчас Судьба, которая, как известно, помогает путешественникам! Сейчас я каждому из вас в кулак вложу метку Судьбы. Метки будут трёх цветов. Посмотреть цвет метки вы сможете только по моей команде. Как только, я скажу, что можно посмотреть метки, вы одновременно раскрываете кулаки, и те, у кого будут метки одинакового цвета, становятся одной группой.
Группы, помните при своей работе, что вы не соперники с другими группами, и хотя вы будете работать по 3 разным направлениям, но ради одной единой цели вашей команды. Только вместе вы достигнете цели нашего путешествия!
Итак, группа № 1. Вы отвечаете за Корабль, на котором Ваша команда оправилась в плавание. Вот он Ваш прекрасный парусник! Сейчас у вас будет … минут, за которые Вы должны будете придумать Вашему паруснику такое, чтобы оно помогло Вам в долгом и трудном пути, напишите это название на борту корабля. Также придумайте девиз для нашей Дружной команды, который будет помогать Вам в долгом плавании. А также наполнить ветром ваши паруса. Но ветер у нас особый, чтобы он был попутным, Вам необходимо придумать те правила общения и совместного существования Дружной команды на корабле, которые помогут Вам быть по-настоящему дружными и справиться со всеми трудностями, правила Дружбы и взаимопонимания 5 «А» класса и написать их на парусах корабля. Затем выберите капитана вашей группы, который потом выйдет и расскажет нам про результаты работы вашей группы.
Группа № 2. У вас задание не менее сложное и ответственное! Как известно, мореплавателю никогда не достигнуть цели, если у него не будет Карты. Вам предстоит составить Карту вашего пути, которая приведёт к цели Вашу дружную команду. Но карта эта будет необычная. Напишите сейчас на карте названия, островов, морей, материков и других географических объектов рисуют карту с придуманными названиями островов и океанов, морей, которые нужно пройти, чтоб достигнуть умения взаимодействовать и вежливо общаться в вашей дружной команде. Не забудьте выбрать капитана вашей группы, который сможет отчитаться потом о результатах вашей работы.
Группа № 3. От вас также зависит успех всего путешествия. Перед Вами Карта острова Надежд. Вам известно, что он омывается следующими морями: Море Учения, Море общения, Море интересов и Увлечений и Море Мечты. А Вам предстоит исследовать весь остров Надежд и придумать, какие географические объекты есть на вашем острове (горы, реки, населённые пункты и т.д.), как они называются, чтобы каждый путешественник, попадающий на Ваш остров, познакомившись с этими объектами, смог бы увидеть какой он Ваш Остров Надежд, какие пятиклассники на нём обитают, о чём думают, чем увлекаются, о чём мечтают, какие дружные жители этого острова, чтобы любой путешественник-пятиклассник захотел бы остаться на этом острове. Выберите капитана Вашей группы, который сможет потом нам доложить о результатах Ваших географических исследований.
Итак, дорогие наши путешественники, благодаря стараниям каждого члена Вашей Дружной Команды в конце нашего путешествия Вы все оказались на замечательном острове Надежд на отличное обучение в ПЯТОМ классе. От Вас всех зависит каким именно будет этот остров! Желаю Вам, чтобы на этом острове вы построили Страну Дружбы и Взаимопонимания!
Материалы к игре «Остров Надежд»