Методика на определения объема внимания
Изучение развития логических операций.
Тест включает 4 субтеста по 10 проб в каждом.
Первый субтест позволяет выявить осведомлённость; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвёртый – подбирать аналогии. Тест информативен для изучения особенностей словесно – логического мышления в начальной школе.
Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребёнку раздаются листы с заданиями, на которых он отмечает свой вариант ответа ( см. образец бланка заданий).
Инструкция к блоку заданий № 1 « Осведомлённость»:
« Прочитай первую фразу. Из перечисленных под фразой слов выбери одно слово, которое подходит по смыслу, чтобы закончить эту фразу. Нужное слово подчеркни. Выбирай только одно слово. Например: У сапога всегда есть подошва. Переходи к чтению следующей фразы».
Инструкция к блоку заданий № 2 « Исключение понятий»:
« Прочитай первый ряд слов. Среди них есть одно, которое не подходит к остальным. Подчеркни его. Прочитай следующий ряд слов и тоже найди слово, не подходящее к остальным четырём словам».
Инструкция к блоку заданий № 3 « Обобщение»:
« Прочитай первые два слова. Как назвать одним словом или словосочетанием те предметы, о которых идёт речь? Выпиши это слово или словосочетание после двух напечатанных слов. Переходи к следующим двум словам».
Инструкция к блоку заданий № 4 « Аналогии»:
« Под цифрой один в первом столбике над чертой написано – огурец, а под чертой – овощ. Эти предметы находятся в определённом отношении. Чтобы лучше понять это отношение, можно между словами огурец и овощ вставить какое – либо слово ( глагол, предлог). Например: Огурец – это овощ. В правом столбике надо выбрать из слов под чертой такое слово, которое бы относилось к слову гвоздика так же, как слово овощ к слову огурец.
Например: Гвоздика – это Подчеркни выбранное слово и переходи к следующему заданию».
Левый столбик: Огород – морковь ( на огороде растёт морковь).
Правый столбик: В саду растёт Выбери нужное слово и подчеркни его. Дальше выполняй задания самостоятельно.
Оценка результатов:
По каждому блоку подсчитывается количество правильных ответов. Максимальное количество баллов в каждом блоке – 10. Суммируя количество баллов всех четырёх блоков, получаем общий показатель развития логических операций ребёнка.
Оценка результатов детей 8 лет.
Количество баллов
Уровень развития интеллектуальных операций
36 – 40
Высокий уровень
32 – 35
Выше среднего
26 – 31
Средний уровень
20 – 25
Ниже среднего
19 и менее
низкий уровень
Оценка результатов детей 9 лет.
Количество баллов
Уровень развития интеллектуальных операций
-
Высокий уровень
36- 40
Выше среднего
32 – 36
Средний уровень
27 – 31
Ниже среднего
26 и ниже
Низкий уровень
Тест развития логических операций.
Фамилия, имя
·..
Осведомлённость.
У сапога всегда есть
Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
2. В тёплых краях живёт
Медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.
3. В году
24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.
4. Месяц зимы
Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.
5. В нашей стране не живёт
Соловей, страус, аист, синица, скворец.
6. Отец старше своего сына
Часто, всегда, никогда, редко, иногда.
7. Время суток
Год, месяц, неделя, день, понедельник.
8. У деревьев всегда есть
Листья, цветы, плоды, корень, тень.
9. Время года
Август, осень, суббота, утро, каникулы.
10. Пассажирский транспорт
Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.
Исключение понятий.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
Река, озеро, море, мост, пруд.
Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.
Стол, ковёр, кресло, кровать, табурет.
Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
Курица, петух, орёл, гусь, индюк.
Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.
Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Обобщение.
Окунь, карась
Метла, лопата
Лето, зима
Огурец, помидор
Сирень, орешник
Шкаф, диван
Июнь, июль
День, ночь
Слон, муравей
Дерево, цветок
Аналогии.
1. огурец гвоздика
Овощ сорняк, цветок, роса, садик, земля
2. огород сад
Морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
3. учитель врач
Ученик очки, больница, палата, больной
4. цветок птица
Ваза клюв, чайка, гнездо, перья, хвост
5. перчатка сапог
Рука чулки, подошва, кожа, нога, щётка
6. тёмный мокрый
Светлый солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный
7. часы градусник
Время стекло, больной, кровать, врач, температура
8. машина лодка
Мотор река, маяк, парус, волна, берег
9. стол пол
Скатерть мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди
10. стул игла
Деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
13PAGE 15
13PAGE 14615
Root Entry15