Возможности использования педагогических техноголий в систематизации знаний на уроках русского языка при подготовке к ЕНТ. Коучиг-занятие для руководителей ШМО учителей русского языка и литературы школ города


Прежде чем объяснить – заинтересуй; прежде чем заставить действовать – приготовься к действию; прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызови ожидание нового
Л.С. Выготский


Тема: «Возможности использования педагогических технологий в систематизации знаний на уроках русского языка при подготовке к ЕНТ»
Цель: Продемонстрировать необходимость планирования деятельности учащихся на уроке с целью систематизации знаний при подготовке к ЕНТ
Задачи:
Пробудить интерес к использованию педагогических технологий для систематизации знаний выпускников на уроке русского язык;
способствовать активизации педагогов на совместную творческую работу в группах;
прогнозировать деятельность учащихся и ожидаемые результаты на основе содержания и деятельности учителя на конкретном уроке, используя возможности технологии развития критического мышления и навыков метапознания.
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Ресурсы:
КСП урока русского языка в 11 классе по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», ноутбук, раздаточный материал по модулю критического мышления (стратегии, приёмы).
Ход занятия:
СТАДИЯ ВЫЗОВА
1. Вводная часть.
1) «Найдите свою половинку» (При входе раздаются листочки с частями предложений) (слайд 2) ( 3 мин)
- Прочитайте, пожалуйста, часть предложения и найдите вторую часть.
- Прочитайте для всех получившиеся предложения по порядку
- А теперь присядьте, пожалуйста, друг против друга.
2) «Визитка» (у каждого участника лист А4) (слайд 3) (10 мин)
- Ваша задача, побеседовав в течение 5 минут, получить информацию о своем собеседнике, в том числе по какому разделу языкознания он и его школа могут оказать коллегам других школ профессиональную помощь при подготовке к ЕНТ.
- Затем в течение 3 минут составить рекламу-визитку на коллегу.
(Ведущий просить 2-3 учителей зачитать визитки.)
- Ваши визитки мы передадим методисту для дальнейшей работы.
- А сейчас, чтобы продолжить нашу работу, мы распределимся по группам.
Ведущий указывает на учителей, называя буквы «Е», «Н», «Т», просит пройти к столам. (На столах карточки с буквами: 1 стол - «Е», 2 стол - «Н»,3 стол - «Т»)
- Вам всем знакомы правила работы в группах. Давайте вспомним основные. Обратите внимание на слайд (слайд 4)
Сообщение темы коучинга-занятия ( 2 мин)
1) «Мозговой штурм» о решение проблемы (слайд 5)
- Уважаемые коллеги, выскажите, пожалуйста, ваши идеи по проблеме систематизации знаний выпускников на уроке русского языка при подготовке к ЕНТ. Приветствуются и фиксируются любые ваши идеи, так как на начальном этапе количество идей важнее их качества. (участники предлагают версии, идеи, мысли)
- Спасибо.
- Комбинируя ваши идеи, рассмотрим одну из них. «Активизация деятельности учащихся на уроке посредством критического мышления в систематизации знаний и определении западающих проблем»
2) (слайд 6-8) Тема нашего коучинга-занятия: «Возможности использования педагогических технологий в систематизации знаний на уроках русского языка при подготовке к ЕНТ» и логически их данной темы вытекают цель и задачи сегодняшнего нашего мероприятия.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
1. Работа в группах с планом урока (краткосрочное планирование урока с применением модуля критическое мышление): (слайд 9)
- Сегодня в ходе коучинг-занятия мы предлагаем вам, проанализировав содержание урока и деятельность учителя, определить каковы действия учащихся и ожидаемые результаты (используя глаголы) на каждой стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия. А для этого посмотрим на урок как на творческий диалог учащихся и учителя, основанный на критическом мышлении. Записи предлагаем сразу набирать в электронном варианте, так как при презентации будем использовать интерактивную доску (30 мин)
2. Презентация работ.
- Уважаемые коллеги, при защите одной группы, две другие слушают и формативно оценивают, используя прием «Аленький цветочек». На аленьком цветочке каждая из групп пишет «изюминку» презентации коллег других групп
(по 5 – 7 мин)
3. Взаимооценивание: приём «Аленький цветочек» (на аленьком цветочке каждая из групп пишет «изюминку» презентации коллег других групп) (слайд 10) (3 мин)
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ (слайд 11)
1) Прием «Начало ответа» (рефлексия по содержанию) (для каждого участника лист-анкета)
- Уважаемые коллеги, для рефлексии по содержанию нашего коучинг-занятия просим вас, используя прием «Начало ответа», написать ваши мысли (3 мин)
2) «Прием «Мишень» (по организации) (Мишень разделена на три сектора «Отзыв», «Пожелание», «Предложение»)
- Также мы будем признательны, если вы напишете нам отзывы, пожелания, предложения по организации работы, составив сложноподчинённое предложение. И при выходе закрепите ваши стикеры в соответствующем секторе мишени. (3 мин)
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ (2 минуты)
- Уважаемые коллеги, подводя итоги первой части сегодняшней работы, мы хотим сказать, что Приемы и методы критического мышления наряду с новыми подходами в преподавании и обучении: диалоговое обучение, оценивание для обучения, самоопределение и саморегуляция, процесс метапознания - способствуют определению западающего звена в системе знаний, умений и навыков выпускников и способствуют целенаправленной и результативной организации деятельности учащихся на уроке.Завершая работу, мы хотим поблагодарить вас за активное участие в работе, и раздать материалы. Данные материалы и форму, приемы сегодняшнего сегодняшнего семинара вы можете использовать как руководитель МО при проведении заседаний и семинаров в школе. (Слайд 12)
А теперь для продолжения работы просим вас пройти в кабинет №23.
Приложения
1. Предложения
1. Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции общественного опыта (в виде знаний и способов познания),
то в современной школе от учителя ожидают решение задач проектирования и управления процессом индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика.
2.Задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом,
который можно использовать для получения знаний самостоятельно.
3.Каждый учитель излагает в плане свои соображения в таком объеме,
который считает и необходимым, и достаточным для качественной организации работы на уроке.
4. Когда занятие строится на принципах критического мышления,
каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
5. Чтобы породить сложную мысль,
нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.
6. Ученики должны иметь достаточно свободы,
чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
7. Критическое мышление может происходить всякий раз,
когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблем.
8. При подготовке к ЕНТ большое внимание уделяется систематизаций знаний,
которая основывается на определении уровня знаний и выявлении западающих тем у каждого учащегося.
Рефлексия
Метод «Начало ответов»
1.Присутствуя на коучинг-занятии, я__________________________________
2.Сегодня я активно участвовал(а) и решил(а), что _______________________
3.В беседе с коллегами _____________________________________________
4.Я думаю, что тема сегодняшнего разговора __________________________
5.Я уверен(а)/не уверен(а), что, уделяя особое внимание при планировании урока на деятельность учащихся, (оставьте нужный вариант и продолжите мысль) ____________________________________
6.Я убежден(а)/сомневаюсь, что при подготовке к ЕНТ (оставьте нужный вариант и продолжите мысль) _______________________________________
Разработка урока по русскому языку в 11 классе, в котором расписаны «содержание урока» по стадиям, « деятельность учителя», а графы «деятельность учащихся» и «ожидаемые результаты» чистые. Задача участников - заполнить.