Методические рекомендации по психологической и речевой подготовке ребенка.
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4»
Психологическая и речевая подготовка ребёнка к школе
Учитель 1 категории: Сумина Е.Г.
г. Екатеринбург
2016г.
Памятка для родителей
Вашему ребёнку исполнилось 7 лет. Он идёт в школу.
Каковы должны быть его возможности для усвоения системы школьных знаний?
Ребенок начинает говорить в конце первого года жизни, в это же время начинается созревание у него восприятия, внимания, воли, чувств, мышления, сознания.
Ребёнок пытается воспринимать окружающий мир, и надо остановить его внимание на наиболее существенной информации, выбрав её из общего потока. Во-первых, необходимо научить малыша делать сознательный выбор главного и на этой основе воспитывать устойчивое, сосредоточенное, целенаправленное внимание, которое необходимо для его обучения в школе.
Внимание способствует формированию образцов, представлений, а позднее простых и сложных понятий. Представление – высшая степень чувственного этапа познания. Особенно ярким периодом развития представлений является детство. В результате связи образования впечатлений у ребёнка формируется целостный образ отдельного предмета, явления. По представлению ребёнок начинает играть. Творчество в играх обновляется, усложняется, и это обеспечивает развитие детского воображения, фантазии, которые и являются главными элементами мысли. В представлениях содержится первый элемент самосознания, суждения, абстрагированного мышления. Следовательно, очень важно с раннего детства воспитывать у ребёнка целенаправленное внимание.
Воспитывая у ребёнка любознательность, умение видеть, слышать, обнаруживать сходство и различие между предметами и явлениями, устанавливать временные и причинно-следственные зависимости, побуждая ребёнка вопросом «почему» к размышлению, мы развиваем у него логическое мышление и логическую память.
Память человека – кладовая, куда он откладывает свои знания. Воспитание у ребёнка механической памяти путём заучивания стихов, поговорок, песен, игр поможет ему запоминать школьный материал. Формирование слуховой памяти и слухового внимания помогут особенно в условиях устных заданий и объяснений учителя, написание диктанта. Для воспитания слуховой памяти и внимания нужно научить ребёнка вслушиваться в свою речь и в речь взрослых, улавливать её содержание, умение сосредотачиваться на данном маленьком задании, осмыслить его и научиться самоконтролю при выполнении.
В поведении ребёнка – дошкольника самоконтроль должен присутствовать постоянно при его общении с окружающими. Это поможет воспитанию осознанного поведения в школе.
Быть внимательным, усидчивым, спокойным помогут занятия, которые надо начинать с 15 - 20 минут.
Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Слова обозначают понятия, которыми мыслит человек. Понятийное мышление формируется в раннем детстве и совершенствуется в течение всей жизни. Работа мысли, усложняясь в связи с наблюдением и другими видами деятельности, требует и усложнения речи.
Надо, чтобы дети не отставали в её развитии, для чего требуется создать благоприятные условия. Ребёнок должен быть здоров, весел, всегда занят, деятелен, иметь достаточно новых впечатлений. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он понятно выражает свои мысли и желания. Наоборот, неясная речь ребёнка затрудняет его взаимопонимания с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер: дети становятся молчаливыми, раздражительными, замкнутыми. К пяти годам произношение ребёнка должно быть чистым, то есть он должен правильно произносить все звуки. Речь должна быть уже развёрнутой, со сложными предложениями.
Словарь ребёнка, идущего в первый класс, составляет 6 – 7 тысяч слов. В основном это глаголы и существительные.
Ребёнок должен знать единицы речи: слово, предложения, часть слова – слог.
Желательно чтобы ребёнок читал. Важно научить его слышать в слове слог и звук, а позднее уметь сосчитать их количество. Это очень поможет ему в овладении грамотой и письмом.
Ребёнок, стремясь высказывать свою мысль быстрее, «проглатывает» отдельные звуки, слоги, окончания, прерывает слово на середине, чтобы взять дыхание, кричит, чтобы привлечь внимание слушающего. Это приводит к привычной неряшливости в речи, неглубокому её содержанию, нередко заиканию.
Спокойная, вдумчивая, неторопливая речь способствует обучению правильному и красивому чтению.
Родители, взрослые должны готовить ребёнка к школе: читая детские книги, задавая вопросы по прочитанному, заставлять ребёнка не только вспоминать содержание, но и установить причину, последовательность действий героев.
Ребёнок должен учиться правильно строить предложение, пересказывая прочитанное своими словами. Настойчивая и систематическая работа с ребёнком облегчит сложный и трудоёмкий процесс обучения первоклассника.