Технологическая карта урока литературы Грин. Алые паруса
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
составила Макарова Екатерина Валерьевна
Класс: 6 «В»Тема «Под алым парусом мечты (по феерии А.С. Грина «Алые паруса»)»
Цели урока:
воспитывающие:
- способствовать нравственному воспитанию обучающихся: чувство любви, доброты, сострадания, искренности, отзывчивости, терпимости.
- создавать условия для приобщения обучающихся к высокому нравственному и духовному миру литературы и искусства;
- способствовать формированию художественного вкуса, интереса к творчеству А.С. Грина и чтению в целом;
- формировать положительную мотивацию обучения;
- способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании, стремлении к своему идеалу и к осуществлению мечты.
обучающие:
- создать условия для знакомства обучающихся с биографией и творчеством А.С. Грина;
- способствовать развитию умения работать с текстом феерии, умению анализировать, интерпретировать и выразительно читать произведение;
- создавать условия для видения и понимания смысла поступков героев-персонажей феерии «Алые паруса», процесса становления образов.
- актуализировать знания литературоведческих понятий: романтизм, сказка, рассказ, повесть, композиция.
- способствовать овладению литературоведческим понятием жанра феерия.
развивающие:
- способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;
- способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;
- создавать условия для формирования коммуникативных качеств у обучающихся;
- развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать читательское восприятие через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения;
- способствовать формированию способов деятельности читательской компетентности обучающися при работе с конкретным художественным текстом, собственных интерпретационных подходов. Планируемые результаты:
личностные:
- приобщение к высокому духовному миру литературы, живописи, музыки, кинематографа;
- осознание нравственных проблем, поднимаемых А.С. Грином в феерии «Алые паруса»;
- пробуждение у обучающихся нравственных качеств: чуткости, доброты, сострадания, терпимости, искренности, отзывчивости;
- потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;
- развитие читательских умений и навыков работы с текстом, активизация читательского восприятия через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения;
- формирование читательской самостоятельности при работе с конкретным художественным текстом, собственной позиции читателя.
предметные:
- имеют представление о личности и творчестве А.С. Грина;
- умеют интерпретировать произведение А.С. Грина «Алые паруса», анализировать образы героев, подтверждая характеристику цитатами из текста;
- видят и понимают процесс становления образа, смысл поступков героев.
- осваивают литературоведческое понятие жанра феерии;
- имеют представление о роли художественных символов в феериии «Алые паруса».
метапредметные:
-определяют и формулируют цели урока;
- умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-слушают и понимают речь одноклассников и учителя;
-умеют взаимодействовать в общении друг с другом;
-делают выводы и обобщения по теме урока.
УМК: Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. -М., 2013. Ч.2 - 288с. Место урока в системе уроков: второй (обобщающий) урок
Тип урока
Урок комбинированного типа, включающий рефлексирующий контроль. Вид урока
«Творческая мастерская»
Формы контроля
Индивидуальная, групповая, фронтальная (Викторина) Опорные понятия, термины
Мечта, символ, композиция, сказка, рассказ, повесть, романтизм.
Новые литературоведческие понятия
Феерия Подготовка к уроку: предварительно все обучающиеся читают повесть-феерию «Алые паруса», индивидуальное задание выполняют два школьника: подготовку сценки «Встреча Эгля и Ассоль».
Оборудование: художественный текст произведения «Алые паруса», презентационные материалы (видео: биография автора, история создания произведения, фрагменты из кинофильма «Алые паруса»), компьютер, проектор, мультимедийная доска, плакат (корабль с алыми парусами), 3 карточки с заданием к пообразному анализу, макет алых парусов из цветной бумаги 5*7см, карточки-кораблики (бонусы для школьников), реквизиты для сценки: игрушечный кораблик, корзина с деревянными игрушками для Ассоль, шляпа для Эгля. Домашнее задание
На выбор подготовить эссе или рисунок по теме: «Мечта в жизни человека», «Алые паруса моей мечты».
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формыорганизации деятельности Формируемые УУД
I.Организационный момент
Цель этапа:
подготовить
обучающихся
к работе на уроке Здравствуйте! Присаживайтесь.
Проверьте, всё ли готово к уроку? СЛАЙД №1 Приветствуют учителя.
Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку. Словесный метод (приветствие, проверка готовности рабочих мест). Регулятивные: самоконтроль;
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. II.Мотивация учебной деятельности обучающихся
Цель этапа: сформулировать тему урока, определить цели и задачи, мотивировать обучающихся, подготовить к восприятию нового материала по теме урока.
1. Определение темы, целеполагание.
2. Подготовка к восприятию.
- слово учителя
- просмотр фильма о биографии А.С. Грина
ФОНОВАЯ МУЗЫКА
Сегодня мы с вами поговорим о мечте. Мечта есть у каждого – у кого-то она реальная и земная, кто-то может только надеяться, что его мечта сбудется. Любой человек верит, что когда-нибудь наступит прекрасный день исполнения желаний. Замечательный писатель Александр Грин СЛАЙД №2 рассказал историю исполнившейся мечты в произведении «Алые паруса». Давайте попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема нашего урока: «Под алым парусом мечты (по феерии «Алые паруса» А.С. Грина)» СЛАЙД №3
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Как вы думаете, какие цели мы поставим на этом уроке?
- Мечта… Какое настроение рождает у вас это слово? Какие ассоциации вызывает?
Так что же такое мечта? Нужно ли мечтать? Помогает ли мечта человеку жить? Или наоборот?
Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы.
Для начала, давайте вспомним, каким был А.Грин. На предыдущих уроках литературы мы изучали его жизнь и творчество.
ФИЛЬМ О ПИСАТЕЛЕ
После просмотра фильма учитель задает вопросы:
- Так каким же все-таки был А.Грин? - Как повлияли жизнь и характер писателя на его творчество? Слушают вступительное слово учителя
Формулируют тему и цели урока
-Мечта – предмет желаний, стремлений, нечто созданное воображением, мысленно представляемое.
- Голубая, заветная, светлая, тайная, несбыточная.
Слушают учителя
Смотрят фильм
А. Грин был мечтателем.
Жизнь и характер А.Грина оказали большое влияние на творчество автора. Его произведения имеют черты автобиографии. Методы: словесный; частично-поисковый
Приемы: актуализированная беседа, слово учителя.
Метод эмоционально-образного постижения произведения
Интегративный прием
ИКТ
Интерпретационный метод
Личностные:
нравственно-этическая ориентация;
интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом;
любовь и уважение к своему Отечеству, культуре;
развитие эстетического вкуса.
Регулятивные:
контроль и самоконтроль;формулирование цели, задач урока;
принятие и сохранение учебной задачи;
выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.
III. Чтение и анализ произведения.
Цель этапа: организовать работу с текстом, литературную беседу по произведению, проблемный анализ
Просмотр фильма об истории создания произведения
Формирование литературоведческих представлений обучающихся Помимо исследования личности писателя на уроках, мы понемногу знакомились с его великолепным произведением «Алые паруса». СЛАЙД №4. Давайте познакомимся с историей создания произведения.
(ПРОСМОТР ФИЛЬМА ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)
Алые паруса - это популярное произведение. СЛАЙД № 5. По мотивам книги многие поэты писали стихи, создана опера «Алые паруса». СЛАЙД №6. Великолепна и экранизация, она также очень популярна. СЛАЙД №7. И дело, конечно, не только в игре замечательных актеров: Василия Ланового, Анастасии Вертинской. СЛАЙД №8. «Алые паруса» обладают очарованием, присущим не всякому произведению искусства. Рекомендую Вам посмотреть фильм режиссёра Александра Птушко, вышедший в 1961 году на киностудии «Мосфильм». 2016 год назначен годом российского кинематографа, с целью популяризации мы должны знать хорошие советские фильмы, а это один из них.
СЛАЙД №9 Также зрелищна постановка балета, СЛАЙД №10интересен мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса». СЛАЙД №11На улицах некоторых городов можно увидеть различные скульптуры.
СЛАЙДЫ №12,13, 14, 15, 16По мотивам феерии А. Грина в Санкт-Петербурге в акватории Невы с начала XXI века ежегодно ставится театрализованное представление «Алые паруса». Так проходит Всероссийский бал выпускников средних школ.
СЛАЙД №17«Алые паруса» это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказке, всегда побеждает добро, красота.
Существует множество мнений на тот счет, к какому же жанру относится произведение. Сам автор называет жанр произведения - феерия.
- Что такое «феерия»? СЛАЙД №18
Прочитайте понятие на слайде. Запишите в тетрадях.
- На какой жанр по описанию похожа феерия?
«Алые паруса» – это не просто повесть. Это повесть – феерия. Название «феерия» происходит от слова «фея».
Итак, на предыдущих уроках мы выяснили, что «Алые паруса» – сказка о воплощённой в жизнь мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное.
-Почему А.Грин так назвал свое произведение? Слушают учителя
Смотрят фильм
Слушают слово учителя
Читают со слайда понятие
Записывают в тетрадях.
На роман, сказку, повесть.
Наверное, А.С. Грин назвал «Алые паруса» так потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» она благодаря «летящей» душе и доброму сердцу ее создателя. Словесный метод
Метод эмоционально-образного постижения произведения
Интегративные технологии
ИКТ
Наглядный метод
Словесный метод
Прием: слово учителя.
Метод литературной беседы
Метод проблемного изложения знаний Личностные:
нравственно-этическая ориентация;
интерес к творчеству автора;
любовь и уважение к своему языку;
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;
соблюдение правил речевого поведения;
умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
IV. Аналитическая работа с текстом произведения.
Цель этапа: выяснение восприятия, актуализация знаний о содержании феерии, идейно-художественном своеобразии произведения, обучение пообразному анализу, организация практической работы по актуализации знаний об изобразительно-выразительных средствах языка
- эмоциональная оценка
- пообразный анализ
- анализ композиции произведения
- инсценирование эпизода
- проблемно-тематический анализ
- выборочное чтение
-проблемный анализ
- работа над изобразительно-выразительными средствами феерии Сейчас мы с вами вспомним и повторим все произведение, попробуем передать чувства и заложенный в него смысл, которые автор пытался до нас донести.
Для этого мы проведем с вами викторину.
Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, за каждый правильный ответ, вы получаете кораблик. В конце урока мы подсчитаем результаты и те, у кого будет больше всего корабликов, получат хорошие оценки.
1. После полного прочтения книги, какие чувства у вас возникли? Что нового вы поняли и осознали?
2. Назовите главных героев повести.
Сейчас мы разделимся на команды. Представьте, что каждый ряд, это корабль. На каждом корабле есть капитан, сделайте выбор. У каждого корабля своя судьба, так и у каждого героя книги. Прошу капитанов выбрать «судьбу», которую его команда должна пронести.
Команда, во главе с капитаном, готовятся к тому, чтобы рассказать о судьбе своего корабля.
1 карточка.
Дать характеристику персонажам: АССОЛЬ. СЛАЙД №19
2 карточка.
Дать характеристику персонажам: ЖИТЕЛИ КАПЕРНЫ. СЛАЙД №20
3 карточка.
Дать характеристику персонажам:
АРТУР ГРЕЙ. СЛАЙД №21
Прошу капитанов команды озвучить ответы.
3. Произведение состоит из 7 глав. Откройте тетради и записывайте названия глав, которые будут высвечиваться на слайдах. Мы будем анализировать каждую главу. Ваша задача: слушать внимательно ответы одноклассников на вопросы викторины и записывать наиболее важные данные в тетрадях. Таким образом, у нас получится читательский дневник.
Композиция строится интересным способом. Все краткие вставные новеллы ведут к кульминации произведения.
4. Давайте вспомним первую главу. СЛАЙД №22 Как она называется? Отчего умерла жена Лонгрена Мери?
5. Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?
6. Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого случая?
7. Как относятся к Ассоль ее сверстники?
8. Давайте вспомним предысторию сказки об алых парусах. Предсказание волшебника, сказочника - Эгля. СЛАЙД №23
Инсценирование эпизода
9. Что и почему Эгль предсказывает Ассоль?
СЛАЙД №24
Девочка уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с отцом услышит местный нищий, и по Каперне поползут новые сплетни.
10. Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах?
11. СЛАЙД №25 В третьей главе, которая называется «Рассвет» Грей узнает об этой истории в таверне как старую сплетню. А как он воспримет ее? Почему Грей поверил в то, что это мечта, а не злобная сплетня?
12. СЛАЙД №26. Вторая глава - «Грей». Два эпизода детства связаны с двумя картинами. Внимательно посмотрите на репродукции и скажите, что вы видите? Какое настроение и какие чувства у вас возникают?
Давайте зачитаем и вспомним эти эпизоды во второй главе.
СЛАЙД №27 (РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН)
13. Главные черты характера проявляются у мальчика в это время. Почему он решает стать капитаном?
14. Можно ли назвать Грея романтическим героем? Для начала вспомним, что значит «романтический», романтизм?
15. СЛАЙД №28 Вспомним главу четвертую – «Накануне».
В ней рассказывается о тяжелых трудностях в жизни Лонгрена и Ассоль. Можно сравнить в каких тяжелых жизненных условиях росла Ассоль, в отличие от Грея.
- Помогла ли Ассоль сказка старого Эгля в жизни?
- Если бы не мечта Ассоль о корабле с алыми парусами, легче жилось бы ей в Каперне?
16. СЛАЙД №29Девочка остается одна (6 глава), как она себя ведет? Мечта помогает ей быть счастливой, в ней весь смысл ее жизни.
17. СЛАЙД №30Глава 5. Боевые приготовления.
- Как вы думаете, почему корабль называется СЕКРЕТ?
- Почему при строительстве корабля именно алый цвет из тысячи других оттенков выбрал Грей?Почему не красный, бордовый, розовый?
18.Что олицетворяют в книге алые паруса?
19. Символом чего являются алые паруса?
Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное.
20.Какого цвета мир в начале и в конце этой истории? Почему для одних он серый и невзрачный, для других же состоит из ярких праздничных тонов?
21. СЛАЙД №31Последняя глава «АЛЫЙ «СЕКРЕТ»». Появление корабля в Каперне. Реакция и первые впечатления жителей мы посмотрим
ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА
СЛАЙД №31Феерия «Алые паруса» заканчивается фразой «И думал о счастье…». Как стать счастливым, каждый человек решает по-своему. Когда А. Грин, создавал это произведение, то, наверное, тоже «думал о счастье». Итак, герои встречаются. Они счастливы.
-В чем состояло их счастье?
Автор предлагает свой рецепт счастья. В чём он, на ваш взгляд?
Наша викторина подошла к концу. Подсчитайте свои кораблики. У кого более 2-х корабликов - оценка хорошо, у кого 5 и более-отлично. В конце урока не забудьте принести дневники и кораблики, для того, чтобы выставить оценки. Слушают слово учителя
Слушают правила викторины
Описывают свои чувства, эмоции.
Называют героев. Лонгрен, Мери, Ассоль, Грей, Эгль, Меннерс. Угольщик Филипп, Летика-друг Грея.
Формируют команды, выбирают капитанов.
Тянут жребий.
Работают в группах
Дают характеристику главным героям произведения.
- Глава 1 называется Предсказание
Мери умерла от голода, простуды и, вместе с тем, она не захотела воспользоваться унизительным предложением богача Меннерса; от воспаления легких.
-Он не помог Меннерсу спастись, он мстил, но это его не оправдывает.
- Никто не здоровался, не протягивал руки. Отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой ненависти пала и на Ассоль- Девочка растет без подруг. О Лонгрене говорят как о преступнике и убийце. Дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, кидали в нее камнями. Издевались и смеялись над ней. Но Лонгрен старается отдать свои знания дочери, учит, развлекает, очень любит ее.
Инсценирование эпизода.
- Ассоль отправилась в лавку отдать свои игрушки на продажу. По дороге она замечает в своей корзинке игрушечную яхту с алыми лоскутками – парусами, которая ее забавляет. Девочка пускает ее плыть по ручейку, и яхта уплывает от нее и оказывается в руках у старого собирателя песен Эгля. И он рассказывает девочке сказку об алых парусах и прекрасном принце, который приедет за ней.
- Склонность к мифотворчеству была сильнее, чем опасения бросить на неизвестную почву семена крупной мечты. Эглю очень понравилась девочка, и яхта, и лес был очарователен – отчего бы и не разыграть волшебную сценку с предсказанием феи? Он предсказал сказку – о прекрасном корабле с алыми парусами, на котором приплывет благородный принц и увезет ее туда, где они будут жить дружно и весело.
- Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся прозвища у Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе». Оскорбления, после которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышит Грей, когда зайдет в таверну Меннерса.
- Он необычный человек. Грей живет для того, чтобы осуществить мечту; он с детства воспринимает чужую боль как свою; он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество, отверженность и, купив алую материю для новых парусов, распустил на своем корабле «Секрет» алые паруса.
- Внимательно изучают репродукцию, выражают свои мысли.
Зачитывают по тексту.
– Первая история с картиной изображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдания. Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает на богатое воображение мальчика, умеющего услышать, почувствовать, пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление определило его судьбу: Грей решил стать капитаном. И в 15 лет он уходит из дома, 5 лет плавает юнгой, а затем приобретает свой корабль.
- Романтизм – это литературное направление конца XVIII – начала XIX века, для которого характерны отличительные черты: мечта о высоком героическом подвиге; стремление к осуществлению мечты; стремление к непостижимому идеалу. Романтическому герою присущи следующие черты: чувственность, бунтарство, жажда свободы, неукротимость, поиски идеала и мечты.
Поэтому мы можем сказать о том, что Артур Грей романтический герой. Он с детства живет в особенном, добром и прекрасном мире, который строит сам. Его активная позиция борца за чудеса, создаваемые своими руками, замечательна. Главная его черта – это доброжелательное отношение к людям, умение добиться их расположения, любви, желание понять других, сделать их счастливее. Это не герой одиночка, противопоставленный остальным. Наоборот, всему лучшему он научился у людей.
- Ассоль жилось очень трудно в Каперне, так как у нее не было ни друзей, ни подруг. Но, тем не менее, несмотря на все трудности, она никогда не падала духом, она верила в мечту и с нетерпением и трепетом сердца ждала, когда ее осуществления. Это было смыслом ее жизни. А если бы не было этой мечты, то и смысл жизни Ассоль был бы потерян.
- Оставшись на время одна, Ассольостается такой же счастливой, радуется жизни, гуляет, мечтает и все же ждет свои алые паруса.
- Алые паруса – это символ чуда, мечты, веры в невозможное. Именно они наполнили жизнь одинокой девочки содержанием и смыслом, не дали отчаяться от однообразия и угрюмости реальной жизни, подарили надежду на счастье. И вера её в алые паруса была настолько сильна, что невозможное стало возможным: сказка стала явью.
- Грей выбрал именно алый цвет скорее всего, потому что он олицетворяет прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет,всегда практичен и не любит ходить вокруг да около (никогда не уговаривает – приходит и берет); горит желанием куда-то попасть, страстно любит и страстно верит. Этому цвету свойственна максимальность в чувствах, а также он тёплый, ласковый, завораживающий, более яркий, чистый, цвет любви, полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.
- Символ перемен и сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными руками.
- Мир многоцветен, как радуга. Каждый человек видит мир в соответствии со своим характером и настроением. А значит, только от самого человека зависит, расцветёт ли для него мир праздничными красками.
Смотрят фрагмент из фильма «Алые паруса» режиссёра Александра Птушко, вышедшего в 1961 году на киностудии «Мосфильм».
- Словами Грея: «Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем». «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя». Словесный метод
Игровой метод (викторина)
Метод литературной беседы
Методы: частично-поисковый; словесный; метод творческого чтения; метод литературного поиска.
Приемы: беседа, выразительное чтение.
Групповая форма организации работы.
Исследовательский метод
Метод самостоятельно-практической работы
Метод литературной беседы
Театрализация (метод артпедагогики)
Метод творческого чтения
Фронтальный опрос
Наглядный метод
Анализ репродукций
Словесный метод
Прием выборочного и выразительного чтения
Метод проблемного изложения знаний
(постановка проблемных вопросов)
Метод литературной беседы
Технология проблемного развития
Метод эмоционально-образного постижения произведения
Интерпретационный метод
Игровой метод
Самооценка Познавательные:
-осуществление поиска необходимой информации для выполнений учебных заданий с использованием учебной литературы
-построение речевого высказывания в устной и письменной форме
- осуществление смыслового чтения художественных текстов;
-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществление синтеза как составления целого из частей;
-сравнение по заданным критериям
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве
-формулирование собственного мнения;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-построение понятных для портнера высказываний, учитывающих, что он видит, а что нет;
-контроль действий партнера;
Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания
- владение диалогической формой речи
Регулятивные:
-оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
-выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Личностные:
-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»;
-освоение и выполнение основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь)
-оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности
V. Динамическая пауза (этап физической разрядки)
Цель: сменить вид деятельности.
Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки. Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и вправо. Встают. Выполняют действия. Игровой метод Тематическая физминуткаЛичностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
VI. Рефлексия и обобщение
Цель этапа:
формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм, собственного понимания счастья, подведение итогов, оценивание результатов учебной деятельности обучающихся на уроке.
- заключительное слово учителя
- обобщающая творческая работа
СЛАЙД №32Главный вопрос на уроке: нужно ли человеку мечтать, помогает ли мечта человеку или наоборот, не дает пройти уверенно сквозь горести и поражения. Можем ли мы поставить знак равенства (записывает на доске) - между МЕЧТОЙ и СЧАСТЬЕМ.
Ведь мы будем счастливы, если у нас есть мечта и только мечтая, мы будем счастливы.
— Так нужно ли мечтать? Помогает ли мечта верить в чудо?
— Что будет, если мы перестанем мечтать, верить в чудо?
-Можем ли мы с вами совершать чудеса, делать счастливыми других людей?
СЛАЙД №32
- А что такое счастье для вас? Напишите одно слово от каждого на маленьких алых парусах. Выйдите к доске и приколите свою мечту на волшебный корабль. Теперь нам остается только верить и надеяться, что сбудется наша мечта, и мы будем счастливы!!!
СЛАЙД №33У человека должна быть мечта. Далекая или близкая, она всегда манит и заставляет двигаться ей навстречу. Самые светлые, самые радостные мечты приходят к нам в детстве. И во многом от нас самих зависит, остаются они на протяжении всей жизни, исполнятся или исчезнут в небытие.
Звучит музыка: «Алые паруса» Ребята, поднесите дневники и кораблики. Выставим оценки за работу на уроке. - Мечтать нужно, в этом и есть смысл жизни. Если мы не будем мечтать, то и смысла жизни не будет. Нужно верит в чудеса.
-Мир будет серым и мрачным.
Своё понимание счастья, свои желания и мечты пишут на макетах алых парусов.
Слушают музыку и слово учителя. Прикрепляют к мачте корабля (плаката на ватмане) алые паруса с мечтой.
Подносят дневники учителю для выставления оценок. Эвристическая беседа
Метод эмоционально-образного постижения смысла произведения
Методы: Словесный, наглядный,
эмоционально-образного постижения смысла произведения.
Познавательные:
-структурирование знаний;
- сравнение по заданным критериям;
- установление причинно-следственных связей
-выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные:
-формулирование собственного мнения
-умение задавать вопросы
-использование речи, для регуляции своего действия
- владение диалогической формой речи
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане
Личностные:
-оценка собственных достижений на уроке
- выставление оценок за работу на уроке
VIII. Задавание домашнего задания
Цель этапа: побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания,организация творческой деятельности Ребята, давайте мы еще дома с вами помечтаем, запишите домашнее задание. На выбор: составить эссе или нарисовать рисунок на тему: ««Алые паруса» моей мечты» или «Мечта в жизни человека».
Урок окончен! Всем спасибо, до свидания! Записывают в дневниках домашнее задание. Словесный метод Регулятивные: самоконтроль.
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками