Рабочая программа Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы для ППССЗ по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Министерство культуры Волгоградской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
Кафедра Декоративно-прикладного искусства
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОД 02.05. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
специальность
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)
Квалификация выпускника
Художник-мастер, преподаватель
Волгоград, 2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), Базисного учебного плана, Основной образовательной программы
Разработчики:
Чиквасова Е. А., преподаватель
Рабочая программа рекомендована на основании решения кафедры протокол № _ от «___» сентября 20___г.
Заведующий кафедрой ____________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Цель освоения дисциплины (модуля)
Место дисциплины (модуля) в структуре ООП СПО
Компетентностный план дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
Проектируемые результаты освоения дисциплины (модуля)
Содержание и объем дисциплины (модуля)
3.1 Объем дисциплины и трудоемкость видов учебных занятий
3.2. Содержание разделов и тем
3.3. Методические указания по освоению дисциплины (модуля)
3.4. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Определяется как профильный учебный предмет
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- Различать художественно-стилевые и технологические особенности изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Основные виды народного художественного творчества, его особенности, народные истоки декоративно-прикладного искусства
- центры народных художественных промыслов
- художественные производства России, их исторический опыт, современное состояние и перспективы развития;
- основные социально-экономические, художественно-творческие проблемы и перспективы развития декоративно-прикладного искусства.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Использовать умения и знания профессиональных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.
ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ПК 2.2. Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.
ПК 2.3. Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 102 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 68 часов,
- самостоятельная работа обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
лекции
66
практические занятия
контрольные работы
2
курсовая работа (если предусмотрена)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой не предусмотрена
подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ)
34
подготовка к промежуточной аттестации
Итоговая аттестация в форме экзамена в 6 семестре
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Теория ДПИ и НХП
12
Тема 1.1.
Введение. Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры.
6
Лекции
4
1
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
2
Тема 1. 2.
Художественные промыслы как одна из форм народного искусства
2
Лекции
2
1
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3.
Происхождение русских народных художественных промыслов
2
Лекции
2
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
Формы организации современных народных художественных промыслов
2
Лекции
2
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2.
История ДПИ и НХП
90
Тема 2.1.
Становление и развитие народных художественных промыслов в России. Художественное своеобразие произведений традиционных школ народного искусства.
2
Лекции
2
1
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
ъ°Художественная обработка дерева. Основные центры художественной обработки дерева в России. Резьба по дереву (Богородская, Абрамцево-Кудринская, Кировская, Вологодская, Архангельской области), роспись по дереву (Северной Двины, Городца, Хохломы, Полхов-Майдана).
14
Лекции
8
1,2
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
6
3
Тема 2.3.
Художественная керамика. Центры художественной керамики, гончарства и народной глиняной игрушки: Гжель, Скопин, Опошня, (дымковская, филимоновская, каргопольская).
10
Лекции
6
1,2
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
4
3
Тема 2.4.
Художественная обработка ткани. Основные центры художественной обработки тканей. Набойка, ткачество, художественная роспись тканей (Иваново, Павлов-Посад, Мытищи), кружевоплетение (Вологда, Елец, Михайлов, Киров, Балахна), художественная вышивка (Архангельская, Владимирская, Нижегородская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Калужская, Рязанская обл.).
14
Лекции
8
1,2
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
6
3
Тема 2.5.
Основные центры лаковой живописи. Производство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью XVIII века. История развития и формы организации федоскинского, мстерского, холуйского, палехского промыслов художественных лаков.
14
Лекции
6
1,2
Практические занятия
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
3
Тема 2.6.
Художественная обработка металла (Великий Устюг, Ростов, Каслинское чугунное литьё, Нижний Тагил, Центр росписи по металлу Жостово, Каслинский ювелирный промысел).
16
Лекции
10
1,2
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
6
3
Тема 2.7.
Художественная обработка камня, кости и рога
10
Лекции
10
1,2
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.8.
Художественная обработка кожи и меха
10
Лекции
6
1,2
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
4
3
Примерная тематика курсовой работы не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой не предусмотрена
Всего:
102
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета для лекционных занятий.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: видеопроектор или компьютер для показа репродукций
Учебно-наглядные пособия: репродукции изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Специализированная мебель: столы, стулья
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бакушинский, А.В. Палехские лаки/А.В. Бакушинский; ЭБС Лань, 2014.
2. Воронов В. С. Крестьянское искусство/В.С. Воронов, Спб.: ЭБС Лань, 2014
3. Голлербах, Э.Ф. Фарфор Государственного завода/Э.Ф. Голлербах, ЭБС Лань, 2013
4. Стасов В. Русский народный орнамент/В. Стасов, ЭБС Лань, 2014
Дополнительные источники:
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве 10 –20 вв. М., 1974.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для студентов вузов. М., ВЛАДОС, 2005.
Давыдов С. Батик. М, АСТ-ПРЕСС, 2005.
Ерёменко Т.И. Вышивка. М., АСТ-ПРЕСС, 2000.
Канцедикас А. С. Народное искусство. М., 1975.
Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Коклюшечное цветное кружево. М., Изобразительное искусство, 1993.
М.: Изобразительное искусство, 1982.
Мадре И. Вышивание. 600 узоров. 4 выпуск. Рига, Латвияс энциклопедия, 1993.
Миловский А.С. Скачи, добрый единорог, М.,1983.
Народные художественные промыслы России. М., ИНТЕРБУК, 2000.
Проблемы народного творчества: Сборник статей/ Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР.
Рукоделие. Популярная энциклопедия. М., Большая Российская энциклопедия, 1993.
Русские художественные промыслы 2 пол. 19 – 20 вв., М., Наука, 1965.
Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII вв. Л., Аврора, 1971.
Фокина Л.В. Орнамент. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
Художественные промыслы РСФСР: Справочник. М., 1973.
Художественные промыслы Подмосковья [текст]: Лаки Федоскино; Гжельский фарфор; Жостовский поднос; Богородская игрушка; Загорская матрёшка; Хотьковская резьба; Павловский платок: альбом. – М.: Московский рабочий, 1982. – ил.
Периодические издания: Живая старина, Изобразительное искусство, Искусство, Искусство народов мира, Мир музея, Народное творчество, Русская галерея - XXI век, Творчество народов мира, Традиционная культура, Художественная школа, Я вхожу в мир искусств.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
images.yandex.ru
bibliotekar.ru
www.zagorod-tv.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Текущий контроль проводится в форме тестирования
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме контрольной работы
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для собеседования, рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов, вопросов к экзаменационным билетам отражено в Приложении к Рабочей программе дисциплины.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь: Различать художественно-стилевые и технологические особенности изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Знать: Основные виды народного художественного творчества, его особенности, народные истоки декоративно-прикладного искусства; центры народных художественных промыслов; художественные производства России, их исторический опыт, современное состояние и перспективы развития; основные социально-экономические, художественно-творческие проблемы и перспективы развития декоративно-прикладного искусства.
Форма контроля самостоятельной работы: защита реферата и доклада, проверка конспекта.
5-й семестр – контрольная работа
6-й семестр – экзамен.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 215