Подготовка младших школьников к выполнению норм комплекса ГТО на спортивном часе
Подготовка младших школьников к выполнению
норм комплекса ГТО на спортивном часе
Горшкова Эльмира Аурагиевна,
учитель физической культуры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сургутский естественно-научный лицей
Спортивный час в группе продлённого дня является прекрасной ареной для подготовки и сдачи норм по многим видам упражнений комплекса ГТО.
Содержание ступени ГТО…складывается из естественных видов движения, позволяющих учащимся развить у них важные двигательные качества: быстроту, гибкость, силу, ловкость и выносливость.
На спортивном часе, проводимом на открытом воздухе, можно осуществлять подготовку челночного бега или бега на 30 м, метание теннисного мяча в цель, кросса, прыжков, ходьбы на лыжах.
Для этого содержание каждого спортивного часа надо планировать таким образом, чтобы в его состав входили упражнения, подвижные игры или эстафеты, способствующие формированию того или другого навыка из комплекса ГТО.
В подготовительной части спортивного часа, включающей обязательный продолжительный медленный бег, можно с успехом тренировать кросс.
В основной части, особенно во время игр и эстафет, можно готовиться к выполнению норм по челночному бегу и бегу на 30м, прыжкам в длину с места, поскольку эти двигательные действия легко включить в любую игру с бегом, прыжками. Множество подвижных игр можно использовать для тренировки меткости бросков различных мячей, в подвижную и неподвижную цели, с разного расстояния.
В зимний период учебного года, когда основным содержанием спортивного часа являются зимние спортивные развлечения, в том числе катание на лыжах, можно организовать подготовку младших школьников к прохождению на лыжах 1-2км.
Развитие двигательных качеств осуществляется во время подготовки к тому или иному виду упражнений комплекса. Например, при тренировке в скоростном беге на 30 м или челночном беге, при проведении подвижных игр типа «Вызов номеров», «Перемена мест», «Кто быстрей», игр-эстафет с бегом развивается быстрота движений, ловкость. А результаты выполнения норм по бегу характеризуют уровень развития у младших школьников быстроты, ловкости.
Продолжительный медленный бег(400-600 м) в начале спортивного часа, катание в умеренном темпе на лыжах (1-2 км) являются прекрасным средством для укрепления и совершенствования функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, средством развития общей выносливости. Результаты выполнения норм по кроссовому бегу и ходьбе на лыжах являются показателями развития выносливости у детей 1 – 4 классов.
Разнообразные прыжки, выполняемые детьми в эстафетах с прыжками, в играх со скакалками, в подвижных играх «Кто дальше прыгнет», «Волк во рву», «Салки с прыжками» являются наиболее эффективным средством для развития скоростно-силовых качеств, преимущественно мышц ног и туловища.
Многократное повторение игр с перебрасыванием мячей, метание мячей разного веса на дальность, броски теннисного мяча на дальность и высоту развивают скоростно-силовые качества мышц преимущественно плечевого пояса и туловища.
Результаты выполнения норм по прыжкам в длину с места и разбега свидетельствуют об уровне развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста.
Висы, упоры, передвижения на руках в висе, все виды лазанья, способствуют развитию у детей силы мышц рук, ног, туловища. А по результатам сдачи норм по подтягиванию можно судить об уровне развития силовых показателей детей.
Метание мяча в цель в подвижных играх «Охотники и утки», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Защита крепости» совершенствуют глазомер, точность и координацию движений. Выполнение норм комплекса ГТО по метанию мяча в цель свидетельствует о благополучном развитии данных двигательных характеристик.
Катание на лыжах совпадает по времени с обучением детей на уроках физкультуры способам передвижения на лыжах, подъёмам и спускам, поворотам на лыжах. Поэтому важно следить, чтобы во время катания на лыжах на спортивном часе школьники использовали изученные способы передвижения.
Вся подготовительная тренировочная работа по комплексу ГТО с младшими школьниками должна завершиться выполнением норм комплекса. Эту итоговую работу по ГТО можно провести как праздник, в виде массовых спортивных соревнований. Соревнования проводятся в общешкольном масштабе, например в звене младших классов; по параллельным классам; внутри класса.
В условиях класса или параллели классов соревнования можно провести по типу многоборья, по трём видам упражнений, например таких, как метание мяча в цель, челночный бег, прыжки в длину с места. Возможны и другие сочетания.
Условия выполнения упражнений комплекса ГТО во время соревнований должны быть одинаковыми для всех детей.
Результаты соревнований фиксируются в протоколах, которые подписываются главным судьёй соревнований. На основании протоколов составляется сводная ведомость о выполнении нормативов комплекса ГТО.
Праздничность таких мероприятий создают красочно оформленные площадки, где будут проходить соревнования, спортивная эмблема класса, торжественное открытие соревнований, подведение итогов с награждением победителей грамотами и подарками.