Статья Формирование у обучающихся начальной школы потребности в ЗОЖ через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.
Строкова Раиса Серафимовна
учитель начальных классов
МОУ «Лицей №3 им. П. А. Столыпина
г. Ртищево Саратовской области».
Формирование у обучающихся начальной школы потребности в ЗОЖ через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.
Формирование установки современного человека на здоровый образ жизни
приобретает исключительную актуальность, так как наше общество отмечает
неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья
населения в целом и учащихся образовательных учреждений всех типов, вчастности, лишь « 10% выпускников могут считаться здоровыми».
Значительная часть нарушения здоровья у детей вызвана неправильным образом жизни и недостатком двигательной активности. Учёными доказано, что с началом обучения детей в школе на 50% падает их дневная двигательная активность, но наблюдается нарастание нагрузок психологического и индивидуального порядка. Установлено, что существующая организация учебного процесса в школе и режим дня не обеспечивают биологическую потребность организма учащихся в движениях. В то же время многочисленными исследованиями показано, что самые существенные изменения в физическом развитии и физической подготовленности происходят в младшем школьном возрасте, что подчёркивает важность этого периода жизни, заставляя обратить особое внимание на организацию физического воспитания детей младшего школьного возраста. Стандарты второго поколения определили «портрет» выпускника начальной школы. Одним из требований является – «выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Отсюда задача учителя начальных классов – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить.
Считаю, что меры, принимаемые на государственном уровне, смогут исправить ситуацию. Так, введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) приведет к охвату спортивным движением всех категорий населения страны. Меня как учителя начальных классов, ведущего уроки физической культуры, не оставляет равнодушным тот факт, что комплекс ГТО станет инструментом реализации целей и задач по привлечению школьников к занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни детей с 6 лет.
У нас есть государственный заказ перед школой. Мы должны ребенка, фактически «не видящего» и «не слышащего» в первом классе, в одиннадцатом выпустить полноценным гражданином. И предлагаемый комплекс – один из инструментов для этого.
Введение начальной ступени норм комплекса ГТО выдвигает практическую задачу, связанную с разработкой эффективных средств и методов физического воспитания, обеспечивающих в условиях младшего школьного возраста повышение физической подготовленности до уровня, позволяющего осваивать нормативные требования этой ступени комплекса.
Учителю необходимо создать условия для освоения учащимися способов самостоятельной, физкультурно-оздоровительной деятельности через систему специальных теоретических сведений, направленных на комплексное развитие основных двигательных качеств, что является базовой основой к подготовке и успешной сдаче норм комплекса ГТО.
Система учебной работы над физкультурной самостоятельностью в младших классах проходит под девизом «Учись у учителя!»
Чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы.
Цель работы – обучение учащихся приёмам усложнения заданий, обеспечение осмысленных двигательных действий, стимулирование самостоятельности. Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными
навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.
Это, во-первых, общеразвивающие упражнения. Они являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков, входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств, прогулок.
Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается, ими и заканчивается каждое самостоятельное занятие. Важно, чтобы учащиеся умели
правильно ходить и бегать, изменять скорость и темп движения, длину шага, силу отталкивания в упражнениях, навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами (подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа).
В – третьих, помогаем организовать место для занятий в школе и дома. Уже с начальной школы учащиеся должны знать, как подготовить место для безопасного выполнения физических упражнений.
В - четвёртых, знакомить детей с теорией следует на каждом уроке, постоянно оперируя новыми словами. Только тогда изучаемые понятия будут звучать в речи учащихся. Большое внимание следует уделить темам: «Режим дня школьника», «Здоровый образ жизни», «Что такое физическая культура и почему ей нужно заниматься?», «ВСФК ГТО как средство физического совершенствования».
В – пятых, детям нужно давать творческие домашние задания: составить свой режим дня; назвать свои достижения при выполнении контрольных нормативов и будущие ориентиры в этих видах на следующий год с объяснением, каким образом они будут достигнуты. Предложить ряд тестов для определения уровня развития двигательных качеств (дать пояснения); предложить удобный для наблюдений за своей физической подготовленностью и развитием дневник самоконтроля; составить комплекс упражнений для формирования своего телосложения, с учетом коррекции фигуры.
Очень важным ориентиром в организации повседневного образа жизни для всех желающих выполнить нормы ГТО являются рекомендации к недельному двигательному режиму, которые предусматривают минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья. Рекомендации по недельному двигательному режиму включают утреннюю гимнастику, организованные занятия в спортивных кружках и секциях и самостоятельные занятия физкультурой, двигательную активность в процессе учебной деятельности.
В практической части подготовки и успешной сдачи норм комплекса ГТО
учащиеся должны научиться составлять и выполнять комплексы утренней гимнастики, комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки, владеть правильной техникой выполнения всех контрольных испытаний комплекса ГТО.
Необходимо показать в своих фото-подборках, как ребята из лицея через подготовку и сдачу спортивных нормативов стремятся к лучшим результатам, победе над собой, над своими возможностями, как они нацелены на большую ПОБЕДУ в будущих Олимпиадах. Агитационный плакат «Сделай шаг к победе» или конкурс плакатов, стимулирующих учащихся к занятиям спортом и сдаче нормативов ГТО.
В лицее созданы условия для совершенствования физической активности учащихся во время уроков, на переменах и во внеурочное время. Это проведение физкультминуток, организация прогулок, спортивных часов и дней здоровья «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны», «Спорт – это сила и здоровье», подвижных игр в динамическую паузу, спортивные праздники «Радуга здоровья», «Праздник Зарядки», «Папа, мама, я – спортивная семья», классные часы «Сочи 2014», «Здоровье дарит Айболит», « Что надо есть, чтобы стать сильным», «Наши земляки – участники олимпиад», «Путешествие в страну Спортландию», и т.д.
Во внеурочное время через систему дополнительного образования организованы занятия секций баскетбола, плавания, борьба, легкой атлетики и кружков общей физической подготовки «Весёлые старты» для обучающихся 2-4 классов.
Что касается роли родителей в развитии физкультурной самостоятельности школьников, особенно на ранних этапах, то учителю следует их подключать к этой работе как помощников единомышленников. Однако такой подход должен быть разумным, чтобы не произошло подмены самостоятельности ученика «самостоятельностью» его папы или мамы. Физкультура – удовольствие, а не тяжкий труд. Прекрасно, когда есть возможность выбрать тот режим физических нагрузок, который оптимально подходит вашему образу жизни, соответствует вашим предпочтениям и состоянию здоровья - как бы то ни было, а упражнения должны быть в радость. Это простое правило должны знать все родители, мечтающие привлечь ребёнка к занятиям физкультурой. Трудно вызвать у детей желание к физическим упражнениям, если сами родители считают это дело скучной и неприятной «работой». Дети подражают родителям во всём, поэтому не стоит ждать от сына активности, если папа рассуждает о пользе физических упражнений лёжа на диване, а мама прогулкам с сыном на свежем воздухе предпочитает двухчасовое общение с подругами по телефону. Ребёнок должен видеть искреннюю заинтересованность родителей в этом вопросе, тогда подобное настроение передастся и ему. Можно заниматься
подготовкой к сдаче норм комплекса ГТО в выходные дни вместе с родителями. Они могут показать или подсказать что-то весьма полезное. В том числе посоветовать, как правильно выполнять то или иное упражнение.
Отличная идея пригласить на такие тренировки своих друзей. Вместе заниматься спортом веселее, тем более что настоящая дружба крепнет в общих делах.
Чтобы родители стали нашими единомышленниками, надо организовать консультации, практикумы для родителей, провести родительские собрания, знакомящие с новыми методами оздоровления.
Здоровый образ жизни, спортивный азарт, самоутверждение – вот для чего
нужен комплекс ГТО. Эту мысль мы и будем передавать нашим ученикам и родителям.
Таким образом, такая системная работа с активным участием родительской общественности по внедрению всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» будет способствовать повышению мотивации участников образовательного процесса как со стороны обучающихся, так и их родителей (законных представителей). А значит, стратегическая цель комплекса ГТО – попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту – будет достигнута.
Вывод: в настоящее время можно уверенно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
В заключении можно сказать: «Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею».
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
3. Ким Т.К. Формы организации взаимодействия школы и семьи вфизическом воспитании – Научно-методический журнал «Физическое воспитание».
4.Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] URL:
http://ifk.uspu.ru/images/stories/doc/VFSC/Постановление_Правительства_РФ_от_11_06_2014_N_540_Об_утвер.pdf4. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
5. Федеральный государственный образовательный стандарт школьногообразования [Электронный ресурс] URL http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandart- dok.html