Презентация по физической культуре на тему формирование правильной осанки у детей школьного возраста


Отдел образования администрации города Саки
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – лицей»
города Саки Республики Крым
ДОКЛАД
Учителя физического воспитания Макурина Виталия Геннадиевича на тему:
«Формирование правильной осанки у школьников на уроках физической культуры»
Проблема формирования правильной осанки у школьников занимает одно из центральных мест в системе физического воспитания и оздоровления детей. По данным научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАН, у 79,8 % учащихся с первого по десятый класс обнаружены нарушения осанки, в основном, нестойкого функционального характера [1]. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, в структуре патологических поражений школьников ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани: болезни позвоночника, плоскостопие и др.
Причины этого самые разнообразные. Исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно - профилактических программ, направленных на формирование здорового позвоночника и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной физической культуры.
Поиском эффективных методов и средств решения этой важнейшей задачи занимались и занимаются в настоящее время отечественные исследователи: Н.И. Бурмистрова, Т.А. Гутерман, В.А. Кацуба, И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев, А.А. Потапчук, О.А. Поликарпова, А.И. Бычук, И.С. Красикова, И.В. Милюкова, Л.Г. Мирхайдарова, П.И. Храмцов, А.Г. Сухарев.
Анализ результатов диспансеризации школьников Российской Федерации 2013-2013 годов свидетельствует о необходимости проведения различных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки, прежде всего, с детьми младшего школьного возраста. Возраст с 6-7лет до 10-11 лет является периодом интенсивного роста и развития ребенка. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Формируются основные типы замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга, лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей. Вместе с тем, функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное, то есть дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом. В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. В младшем школьном возрасте наблюдается некоторое отставание развития сердца от сердечной мышцы, вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. У младших школьников значительно усиливается рост костей и их окостенение. Особого внимания требуют позвоночник и череп ребенка, которые являются защитой таких важных органов, как головной и спинной мозг. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет.
Мышцы у младших школьников имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира, поэтому они в этом возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка детей представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела.
Таким образом, учитывая особенности анатомо-физиологического развития детей младшего школьного возраста, необходимо осуществлять формирование правильной осанки у школьников в двух направлениях: во-первых, улучшать общее физическое развитие; во-вторых – прививать навыки правильной осанки. Основными средствами для этого являются физические упражнения, используемые на занятиях по физической культуре, а также во время самостоятельной двигательной активности ребенка.
Основной формой занятий физической культурой в школе является урок, планирование которого осуществляется в соответствии с программой по физической культуре для учащихся начальных классов. Программа состоит из двух частей – базовой и вариативной. Освоение базовых основ обязательно для всех учащихся, вариативная часть обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей образовательного учреждения. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Содержание программы уроков по физической культуре для учащихся начальной школы включает в себя следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, подвижные игры. По каждому разделу разработаны методические рекомендации, список основных знаний, умений, навыков и компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения, а также контрольные нормативы.
Анализ школьных программ по физической культуре показал, что учащимся младшего школьного возраста предложен к изучению широкий спектр физических упражнений из различных видов спорта. Программный материал соответствует заявленным задачам дисциплины, способствует гармоничному развитию личности детей.
Однако, несмотря на многообразие представленных разделов и составляющих уроков, решение задачи по улучшению осанки остается без должного внимания. Упражнения из разделов гимнастики, плавания затрагивают эту проблему, но только в комплексе с другими задачами физического воспитания. На основании вышеизложенного, можно говорить о необходимости внедрения в уроки физической культуры комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста. К таким упражнениям, по нашему мнению, относятся упражнения по системе Джозефа Пилатеса.
Пилатес – это система физических упражнений, способствующая развитию силы, а также формированию способности контролировать активность мышц собственного тела при максимальном их удлинении. В основе упражнений пилатес лежит осознание необходимости достижения баланса физического, умственного и духовного аспектов. Вся система тренировки Джозефа Пилатеса строится на следующих принципах: концентрация, контроль, центрирование, плавность движения, точность, дыхание, интеграция, воображение, интуиция.
В этой связи выполнение упражнений осуществляется за счет напряжения глубоко расположенных, некрупных, более слабых групп мышц, которые служат для поддержания правильной осанки. Необходимо добиваться медленного и плавного выполнения двигательных действий, концентрации и контроля над техникой, что позволит избежать травм во время занятий [3].
Регулярные занятия пилатесом позволяют увеличить подвижность в суставах; формировать навык правильной осанки; осуществлять профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата; укрепить мускулатуру внутренних органов и улучшить их работу; развивать координационные и силовые способности у занимающихся.Программа тренировок пилатесом делится на 4 уровня в зависимости от состояния здоровья, уровня подготовленности занимающихся и степени освоения упражнений: базовый уровень, начальный уровень, средний уровень и уровень упражнений повышенной сложности. Данная классификация способствует индивидуализации тренировочного процесса, позволяет избежать форсирования в освоении движений.
Тренировка пилатес включает в себя 3 основные части:
упражнения на растягивание – подготовительная часть занятия, занимает 10-15% от общего времени занятия. Основная цель – подготовить организм, мышцы и суставы тела к основной части тренировки, научиться находить зоны излишнего напряжения в мышцах и избавляться от него.
силовые упражнения – основная часть занятия, занимает 65-70% времени занятия. Комплекс упражнений должен быть подобран в соответствии с основной целью занятия.
дыхательные упражнения – заключительная часть, 10-15% от общего времени занятия. Цель – успокоить организм после нагрузки, с помощью дыхательных упражнений, визуализации и релаксации.
Во время занятия основное внимание необходимо уделять правильной технике выполнения упражнений, а не количеству повторений или величине мышечных усилий при их выполнении. Упражнения подбираются в зависимости от цели занятия, однако каждое из них обязательно должно включать вход в него, выполнение и выход, обозначающий переход к следующему движению. Упражнения могут выполняться как с использованием дополнительного инвентаря, так и без него. Анализ методических основ системы тренировки Джозефа Пилатеса позволил сделать вывод, что пилатес является открытой системой тренировок. При правильном понимании его философии, соблюдении принципов и методических основ, он может эффективно применяться на уроках физической культуры с учащимися младшего школьного возраста как для формирования правильной осанки, так и для оздоровления всего организма, развития координационных и силовых способностей детей.
Нами были выделены два варианта применения пилатеса на уроках физической культуры с школьниками:
1. Пилатес как полноценное занятие, раздел вариативной части образовательной программы или занятие в рамках учебного раздела «Гимнастика». Цель данного урока – формирование правильной осанки учащихся младшего школьного возраста посредством упражнений пилатеса.
2. Комплекс упражнений пилатес в рамках подготовительной части урока при прохождении любых учебных разделов на занятиях в спортивном зале (см. приложение 2). За его основу принимаются базовые упражнения пилатеса, главная цель которых ознакомить тело с основами движений в положении лежа максимально безопасным и эффективным способом. Выполняя эти движения, занимающиеся фокусируются на поиске мышц зоны источника энергии: мышц живота, бедер, ягодиц и поясницы.
Анализ научно-методической литературы по проблеме формирования правильной осанки позволил выделить основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при составлении комплексов упражнений для младших школьников: улучшение их общего физического развития; укрепление мышц туловища, спины, ягодиц, ног; повышение подвижности суставов и гибкости. Общими для обоих вариантов использования пилатеса на занятиях по физической культуре с младшими школьниками являются требования к технике выполнения упражнений пилатеса. Все упражнения выполняются медленно, плавно, требуют полной концентрации и контроля над техникой их выполнения, благодаря чему мышцы и связки не перенапрягаются. Одновременно тренируется правильное дыхание. Дыхание верхнее, грудное, живот подтянут и не выделяется вперед при вдохе. При вдохе грудная клетка не выдается вперед, а раздвигается в стороны. Вдох происходит через нос, выдох через рот. Любые задержки дыхания исключены.
Задняя поверхность шеи должна быть вытянута. Чтобы достичь правильного положения лопаток необходимо свести их к центру спины, и опустить вниз к копчику. Это позволяет избежать перегрузки мышц шеи и верхней части спины. Грудная клетка не должна подниматься вверх и выпячиваться вперед. Стабилизация грудной клетки особенно важна во время вдохов и при подъёме рук. В положении лежа расстояние между поясницей и полом не должно превышать ширину ладони. Прогиб поясницы должен быть естественным. Наилучшей стабилизации корпуса можно достичь, если мобилизовать мышцы тазового дна, а затем мышцы нижней части живота. Пресс находится в постоянном напряжении на протяжении всего занятия, в пилатесе ему уделяется центральная роль, так как пресс и спина - каркас, поддерживающий тело в прямом положении. Одно из самых главных правил в технике пилатес – сохранить вытяжение мышц во время их напряжения. В упражнениях пилатес нужно плотно сжимать ягодицы. При этом не выводить таз вперед, и не отрывать его от пола в положении лежа. Ноги во время упражнений должны находиться в позиции Пилатеса. Только при четком и строгом выполнении всех перечисленных выше требований можно добиться эффективности упражнений и одновременно их безопасности, что очень важно при занятиях с детьми. Еще одной отличительной особенностью комплексов упражнений пилатес становится минимальное количество повторений. При занятиях необходимо добиваться как можно более качественного выполнения, уделять особое внимание технике движения, ее точного воспроизведения учащимися. Важно вовремя отмечать ошибки, своевременно исправлять их. Занятия могут проводиться под музыку при наличии необходимого оборудования. В зале должен быть положительный эмоциональный фон, позитивная атмосфера. Руководитель должен обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. Таким образом, состояние школьной системы физического воспитания в настоящее время требует модернизации соответственно требованиям современного общества, но в то же время оставляет огромные возможности для проявления творчества учителями по физической культуре. Внедрение элементов новых физкультурно-спортивных видов в учебно-воспитательный процесс по физической культуре с детьми позволяет не только разнообразить уроки, повысить интерес у занимающихся, создать положительный эмоциональный фон занятий, но и эффективно решать узко специализированные задачи посредством современных физических упражнений в зависимости от существующих условий.
Список литературы:
1. Гребова, Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Гребова. - М.: Академия, 2006. – 174 с.
2. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология [Текст] / И.М. Прищепа. - М.: Новое знание, 2006. – 416 с.
3. Робинсон, Л. Управление телом по методу Пилатеса [Текст] / Л. Робинсон, Г. Томсон. – Мн.: Попурри, 2003. – 128 с.
4. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания В.И. Ляха, А.А. Зданевича, А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Учитель, 2013. - 169 с.
5. Черная, Н.Л. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей [Текст] : учебное пособие / Н.Л. Черная и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160с.