Программа по внеурочной деятельности Бадминтон
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского
Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка
муниципального района Алексеевский Самарской области
Утверждаю.
Директор
_________/Е.А.Чередникова/
«____»_____________2015 г
Согласовано.
Председатель
методического совета
________/Н.И.Колпакова/
«____»________2015 г
Программа рассмотрена на заседании кафедры «Воспитания»
Протокол №___ от ____2015 г Руководитель кафедры ____________ /И.А.Кулакова/
«____» _____ 2015 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Бадминтон»
Направление внеурочной деятельности: «Спортивно-оздоровительное»
Возраст учащихся: 12-13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Общее количество часов 34 за год
(1 часа в неделю)
Автор: Скрипник Е.В.,
учитель физической культуры
с. Алексеевка
2015-2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направляет деятельность учащихся на изучение истории, техники и тактики избранного олимпийского вида спорта – бадминтона, на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, на сохранение здоровья, на развитие двигательных качеств и способностей.
Бадминтон - доступный вид спорта для учащихся школы, не требующий проявления предельных функциональных возможностей молодого растущего организма.
Бадминтон увлекает и мальчиков и девочек, так как:
способствует повышению двигательной активности:
способствует развитию двигательных качеств: ловкости, гибкости, быстроты, специальной выносливости, повышает функциональные возможности организма, развивает глазомер, точность, быстроту реакции;
экипировка и инвентарь не требуют больших материальных затрат.
Цель программы:
Популяризация бадминтона, приобщение к систематическим занятиям физической культуры и спортом, повышение двигательной активности и уровня физической подготовленности учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья.
Задачи программы:
Образовательные
вооружение знаниями по истории развития бадминтона, правилам игры;
обучение учащихся технике игры;
обучение новым двигательным действиям, для использования их в прикладных целях;
повышение уровня технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по данному виду спорта, в спортивные секции.
Оздоровительные
профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
укрепление связок нижних и верхних конечностей;
повышение резервных возможностей организма.
Воспитательные
развитие двигательных физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, быстроты реакции, специальной и общей выносливости, гибкости, точности, меткости;
воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
повышение и воспитание у учащихся устойчивой мотивации к занятиям
по бадминтону.
Программа разработана для учащихся 5-6 классов, впервые изучающих спортивную игру «Бадминтон». Программа рассчитана на один год обучения.
Реализация программы предусматривает совместную деятельность школы и многофункционального спортивного комплекса «ДЮСШ».
Программа состоит из следующих разделов:
основы знаний по избранному виду спорта;
технические приёмы спортивной игры «Бадминтон»;
общая физическая подготовка и специальная подготовка бадминтониста.
Метапредметные результаты:
понимание бадминтона как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек;
уважительное отношение друг к другу, проявление терпимости и толерантности при совместной игровой деятельности;
проявление осознанной готовности отвечать за результаты собственной деятельности в процессе обучения:
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений;
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы знаний
Правила безопасности при занятиях бадминтоном. Гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви занимающихся, спортивному сооружению и инвентарю. История возникновения бадминтона. История развития бадминтона в нашей стране. Организация соревнований по бадминтону. Содержание правил игры. Влияние нагрузки на организм занимающихся, признаки утомления, переутомления. Определение нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Самоконтроль при занятиях бадминтоном.
Техническая подготовка
Хват бадминтонной ракетки. Способы перемещения. Перемещения в различных стойках и направлениях. Жонглирование открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение подачи различной траектории открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение ударов (коротких, далёких, плоских).
Тактическая подготовка
Ознакомление с приёмами тактической борьбы. Обучение ведению спортивной борьбы. Умение отслеживать и предвидеть действия соперника.
Физическая и специальная подготовка
Развитие физических качеств, необходимых для данного вида спорта – быстроты, гибкости, ловкость, специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, быстроты реакции на действия соперника. Повышение функционального состояния организма.
Распределение учебного материала по бадминтону
№
п\п
Вид программного материала
Кол-во
часов
1
Основы теоретических знаний
5
2
Технико-тактическая подготовка бадминтониста
14
3
Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста
8
4
Учебно тренировочные игры, соревнования
7
34
Материально-техническое и методическое обеспечение
Мячи для большого тенниса, волейбольные мячи
Секундомер. свисток
Спортивный зал, площадка, форма
Ракетки для бадминтона, валанчики
Стойки, сетка
Планируемый результат
В результате реализации программы учащиеся должны знать:
историю появления бадминтона, развитие бадминтона в нашей стране;
терминологию технических приёмов игры (подач, ударов);
официальные правила бадминтона;
гигиенические требования, предъявляемые к инвентарю, одежде занимающегося.
В результате реализации программы учащиеся 5-6 классов должны овладеть основными действиями и приемами игры в бадминтон, принимать участие во внутриклассных и внутришкольных соревнованиях по бадминтону.
В результате реализации программы учащиеся должны уметь самостоятельно заниматься во внеурочное время и проводить соревнования по упрощённым правилам, соблюдать правила техники безопасности и профилактики травматизма во время игры в бадминтон.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название тем
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Планируемые
результаты
Дата
1
Знакомство с видом спорта. Техника безопасности на занятиях по бадминтону. Требование к одежде и инвентарю
1
Просмотр презентации, конспектирование материала в тетради
Знать требования техники безопасности и требования, предъявляемые к одежде.
Уметь быть дисциплинированным на занятиях по бадминтону
2
Знакомство с бадминтоном, история возникновения и развития.
Основные стойки и перемещения в них
1
Просмотр презентации, видеофильма.
Первичное освоение
Иметь представление о данном виде спорта. Знать историю развития бадминтона в нашей стране
Уметь занимать исходное положение бадминтониста и выполнять перемещения в ней
3
Хватка бадминтонной ракетки, волана.
Способы перемещения.
1
Первичное ознакомление и освоение
Знать, как правильно захватывать ракетку и перемещаться
Уметь управлять бадминтонной ракеткой, жонглировать
4
Основы техники игры.
Подача. Виды подачи.
1
Первичное ознакомление и освоение
Знать основные виды подачи
Уметь выполнять короткую и далёкую подачи
5
Общая физическая подготовка (ОФП) и специальная подготовка бадминтониста
1
Развитие двигательных качеств учащихся, специальных умений
Знать способы определения ЧСС, двигательные качества человека. Признаки утомления, переутомления
Уметь подсчитывать ЧСС, определять степень утомления
6
Основы техники игры
Подача открытой и закрытой стороной ракетки
Ознакомление и освоение
Знать основные типы подачи в бадминтоне
Уметь выполнять подачу открытой и закрытой сторонами ракетки
7
Основы техники игры.
Подача открытой и закрытой стороной ракетки
1
Освоение и закрепление ЗУН
Знать типы подач и способы их выполнения
Уметь выполнять подачу открытой и закрытой сторонами ракет
8
Основы техники игры.
Подачи и удары (классификация ударов). Далёкий удар с замаха сверху.
1
Обучение и обобщение пройденного материала
Знать названия основных ударов
Уметь выполнять далёкую короткую подачи. Удар с замаха сверху (далёкий удар).
9
Общая физическая подготовка (ОФП), специальная подготовка бадминтониста
1
Развитие двигательных качеств учащихся, специальных умений и навыков
Знать виды упражнений для развития быстроты и гибкости.
Уметь самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств
10
Удары справа и слева, высокодалёкий удар
1
Освоение новых ударов
Знать способы выполнения ударов на заднюю линию площадки
Уметь выполнять удар на заднюю линию сверху с замаха различной силы и скорости
11
Удары справа, слева открытой и закрытой стороной ракетки, высокодалёкий удар
1
Контрольное выполнение подачи.
Закрепление техники сложного двигательного действия
Знать технику выполнения ударов
Уметь выполнять подачу разной траектории
12
Плоская подача.
Короткие удары
1
Освоение нового двигательного действия
Знать, как выполняется плоская подача и короткие удары по волану
Уметь подавать плоскую подачу и выполнять короткие удары
13
Общая физическая подготовка (ОФП) бадминтониста
1
Развитие двигательных качеств учащихся
Знать виды упражнений для развития силы и ловкости
Уметь самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств
14
Подачи.
Удары (короткие, высокодалёкие удары)
1
Повторение и закрепление ЗУН
Знать способы выполнения подачи и нанесения удара по волану
Уметь наносить удары по волану и своевременно выходить под удары противника
15
Короткие быстрые удары
1
Обучение
Знать технику выполнения быстрых коротких ударов
Уметь быстро наносить короткий удар
16
Короткие быстрые удары
Короткие близкие удары
1
Обучение и систематизирование знаний
Уметь выполнять короткие удары
17
Общая физическая подготовка (ОФП)
1
Развитие двигательных качеств учащихся
Знать определения понятий: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость
Уметь самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств
18
Правила бадминтона. Правила счёта и выполнение подачи
1
Слушание, конспектирование, просмотр видеофильма
Знать правила бадминтона, правила счёта.
Уметь играть на корте, соблюдая правила
19
Освоение техники игры. Сочетание подачи и ударов
1
Выполнение заданий по карточкам
Знать значение технической подготовки в избранном виде спорта
Уметь последовательно выполнять подачу и удары
20
Сочетание технических приёмов подачи и удара
1
КУ Подача (зачёт)
Знать значение технической подготовки
Уметь выполнять подачу различной траектории полёта волана
21
Развитие физических качеств. ОФП, специальная подготовка бадминтониста (СФП)
1
Групповая работа по станциям (метод круговой тренировки)
Уметь осуществлять самоконтроль при выполнении физических упр.
Уметь работать в группе
22
Техника игры
Далёкий с замаха и короткий удары
1
КУ далёкий и короткий удары
Знать технику выполнения длинного удара, короткого удара
Уметь быстро занимать исходное положение и выполнять удары в зависимости от полёта волана
23
Технико-тактическая подготовка
1
Умение вести тактическую игру
Знать методы тактической борьбы
Уметь быстро принимать решение,, выполнять технически правильно удары и подачу
24
Плоский удар. Перевод
1
Освоение нового двигательного действия
Знать отличие плоского удара от других ударов, значение перевода в игре
Уметь выполнять плоский удар и перевод
25
Плоский удар. Перевод
1
Освоение двигательного действия
Знать технику выполнения ударов
Уметь выполнять плоский удар и перевод
26
Сочетание технических приёмов в учебной игре
1
Внутриклассные соревнования отдельно между мальчиками и девочками
Знать приёмы ведения спортивной борьбы
Уметь быстро принимать верные решения и контролировать соперника
27
Развитие физических качеств с помощью круговой тренировки (СФП)
1
Групповая работа по станциям
Знать с помощью, каких упражнений можно развить те или иные физические качества
Уметь работать в группе, исправлять ошибки одноклассников
28
Совершенствование игровых действий
1
Игровая
Знать правила бадминтона
Уметь играть в бадминтон, соблюдая правила
29
Правила одиночной и парной игры
1
Учебная игра - соревнование
Знать правила игры
Уметь самостоятельно играть в бадминтон, соблюдая правила
игры
30
Организация соревнований по бадминтону
1
Просмотр презентации. Учебная игра - соревнование
Знать правила организации соревнований
Уметь самостоятельно играть в бадминтон, соблюдая правила спортивной игры
31
Технико-тактическая подготовка
1
Умение вести тактическую игру
Знать методы тактической борьбы
Уметь быстро принимать решение,, выполнять технически правильно удары и подачу
32
Специальная подготовка бадминтониста (СФП)
1
Индивидуальная работа
Знать, что такое специальная подготовка и, что в неё входит
Уметь осуществлять самоконтроль при выполнении физических упражнений
33
Тестирование двигательных умений и навыков учащихся
1
Тестирование
Знать уровень совей технической подготовленности
Уметь выполнять специальные упражнения для проверки освоения техники
34
Общая физическая подготовленность учащихся. Тестирование уровня физической подготовленности
1
Тестирование
Знать уровень своей физической подготовленности
Уметь выполнять специальные упражнения для проверки освоения техники
Литература для учителя
Галицкий А. Азбука бадминтона: учебное пособие / А. Галицкий, О.Мар-ков. – М.: ФиС, 1987.
Киселёв П.А. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам / П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – М.: Глобус, 2008.
Рыбаков Д. Основы спортивного бадминтона / Д. Рыбаков, М. Штильман. – М.: ФиС, 1982.
Смирнов Ю.Н. Бадминтон: учебное пособие для институтов физической культуры / Ю.Н. Смирнов. – М.: 1989.
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6642163/ Приказ Министерства образования и науки РФ.
http://www.obadmintone.ru.
http://spo.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=240170.
Для учащихся
Лившиц В.Я. Бадминтон для всех / В.Я. Лившиц. – М.: ФиС, 1988.
Щербаков А.В. Бадминтон. Спортивная игра: учебно-методическое пособие / А.В. Щербаков. – М.: 2010.
http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Badminton/topic/Azbuka-volana
ађЗаголовок 2Заголовок 315