Дополнительная образовательная программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы


-1102995-72009000Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 111 «Батыр».
Мартынова Ирина Алексеевна
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ШАХМАТ»
Дополнительная образовательная программа по обучению в шахматы
(для детей 5-7 лет)
г. Набережные Челны 2015 г.
Основание для разработки Программы Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании»
Приоритетный национальный проект «Образование»
Устав МАДОУ № 111 «Батыр».
Заказчики Программы Педагогический совет, родители.
Организация исполнитель программы МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 111 «Батыр»
Целевая группа Дети (12 человек)
Основные разработчики Программы Мартынова И. А.
Сроки реализации Программы 2015-2017 годы
Цель Программы Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи Программы 1.Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения.2.Организация здорового досуга.3.Подготовка детей владеющих элементарными основами шахматной игры.4.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.5.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
Ожидаемые результаты 1.Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников.  2.Подготовить детей к школе, благодаря шахматам, развивать их интеллектуальный уровень, логи  ческое мышление, память, внимание, усидчивость, общение.  3.Довести обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста до более высокого уровня.       
Автор: Мартынова Ирина Алексеевна, воспитатель, Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 111 «Батыр»
Паспорт группы
Пояснительная записка.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Предлагаемая программа по обучению детей игре в шахматы направлена на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей. Кружок по обучению детей игре в шахматы позволит раскрыть психологический и интеллектуальный потенциал ребёнка. Развитие личности посредством шахмат – личная и общественно значимая задача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение, при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны  дошкольникам.  При обучении игре в шахматы детей 5 – 7 лет, нужно опираться на общепедагогические принципы дидактики с обязательным использованием пособий, дидактических игр, элементов физического воспитания. Главным при обучении является формирование устойчивого познавательного интереса.
Главное в шахматах – мысль! Стремление испытывать в соревновании умов и характеров свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предложений – вот, что всегда делало и делает эту древнюю игру столь популярной. Шахматы приносят людям много творческих радостей.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
Основная цель данной программы:
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи программы:
Познавательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер. Ребёнок, обучающийся игре в шахматы, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Общеразвивающая:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Курс рекомендуется проходить в старшей группе, а затем продолжить в подготовительной группе дошкольного учреждения вне занятий, как дополнительное образование.
Учебный материал распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Продолжительность занятий:
Старшая группа (5 – 6 лет) - 25 мин.;
Подготовительная группа (6 – 7 лет) – 30 мин.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, состоят из 2 частей. Первая половина занятия теоретическая часть: работа в рабочих тетрадях (на развитие мелкой моторики рук); вторая половина - практическая часть: непосредственное обучение игре в шахматы. В ходе занятия проводится повторение и закрепление пройденного материала. Всего в год 32 занятия, сюда входят конкурсы и олимпиады.
В целях успешного обеспечения результата и развития навыка игры в шахматы, занятия рекомендуется начинать в 5 лет и продолжить до достижения ребёнком 7 лет. Такой курс в течение 2 лет позволит обеспечить беспрерывность обучения и ощутимый результат.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Для проверки усвоения знаний, умений и навыков в конце каждого раздела программы предусмотрены тесты и упражнения для закрепления знаний, а также контрольные занятия по итогам обучения в полугодии, году.
Прогнозируемый результат
К концу первого года обучения дети должны:
знать:
правила и цель игры;
основные шахматные термины;
ходы и взятие фигур;
ценность фигур;
три защиты от шаха;
простейшие способы матования;
первичные знания по началу партии;
общие сведения из истории возникновения и развития шахматной
культуры.
уметь:
читать шахматную нотацию;
предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
правильно защищать короля от угроз;
составлять простейший план действий в игре;
ставить мат в один ход.
К концу второго года обучения дети должны:
знать:
простейшие тактические удары (двойной удар, связка);
в каких случаях партия заканчивается вничью;
"детский мат", "дурацкий мат";
основные правила игры в дебюте.
уметь:
правильно делать рокировку;
ставить "вилки" и связки;
ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);
ставить мат в один ход;
защищаться от "детского мата";
атаковать слабый пункт f7 (f2);
видеть и наносить простейшие тактические удары;
решать 1-2- ходовые задачи;
от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса.
Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников и младших школьников.
Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу как на занятиях, так и в период отдыха; добиваться применения знаний и умений не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Методы, используемые на занятиях:
- игровые;
- репродуктивные;
- частично-поисковые;
- словесно-логические.
Основные формы занятий: беседа и игра.
Формы итоговых занятий по каждому разделу: тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний.
Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний).
Техническое оснащение занятий:
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.
В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.
С целью формирования элементарной ИКТ-культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.
Календарно-тематическое планирование.
Неделя N N занятия Тема Программные задачи Методические приёмы
1 1 Шахматная доска. Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Рассказ об  истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»Беседа по содержанию сказки.
2 Шахматная доска. Познакомить  с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться  на тетрадном листе. Чтение-инсценировка, дидактическая игра«Да нет»
2 3 Шахматная доскаПроспекты, улицы, переулки шахматной доски. Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами,  введение понятия «горизонталь», «вертикаль», Показ, беседа.Чтение сказки «Шахматная беседка».И.Г. Сухина.
4 Шахматная доска. Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина  Дидактическое задание "Диагональ".
3. 5 Шахматная доска.   «Шахматная эстафета». Отрабатывать практические навыки. Схематическое изображение доски.«Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле».
6 Шахматные фигуры Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания Чтение сказки «Чудесные фигуры»  Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?"
4.
 
 
 
 
  7. Начальное положение  Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". Показ, объяснение.Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
8. Слон. Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона  в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием  Легкая и тяжелая фигуры. Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин",
5. 9. Слон. Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков Отгадывание загадки о слонеОтветы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
10. Слон. Отрабатывать практические навыками.Отгадывание загадки о слонеОтветы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практические навыки.
6. 11. Ладья.  Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
12. Ладья. Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки»Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".
7. 13. Ладья против слона. отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона,14. Ладья. Отрабатывать практические навыками Практические упражнения.Загадки из тетрадки.
8. 15. Ферзь. Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом  ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»"Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".
  16. Ферзь против ладьи и слона. Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем. Практические упражнения.
9. 17. Конь.  Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию Рассказать и показать сложность ходов коня  Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
18. Конь. Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать  словарь. Показать позицию в которой конь ставить «вилку». Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".Д/и «Секретная фигура
10 19. Конь против ферзя, ладьи, слона  Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Д/и «Волшебный мешочек»Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".
20. Пешка «Ни шагу назад!» Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Чтение  дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек»
11. 21. Пешка. Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.
  Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля"
22. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.  Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое .мнение. Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух). "Ограничение подвижности".
12. 23. Праздник пешки. Закрепить знания о том как ходит пешка, что делать если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость , сообразительность речь. Соревнования.
24. Король. Показать, как ходит король. Разучить правило  «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.  
  Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".
13 25. Король. «Волшебный квадрат» Формировать представления  о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности".
26. Турнир на чемпиона Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях .Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Практические навыки.
14. 27. Объяснить детям правила для играющих: « Тронул-ходи»,»Ход сделан- обратно не вернёшь». Формировать представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику. Беседа, показ, практическое упражнение.
28. Шах. Формировать представление   о позиции «шах»  Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".
15 29. Шах. Закрепить представления детей   о позиции «шах»  Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
30. Шах и мат. Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар).Практические упражнения.
16. 31. Мат. Формировать представления о том, что мат  - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна"Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".
32. Мат в один ход. Закрепить представления детей   о позиции «мат»  Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность
  Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".
17 33. Ничья. Формировать представлений о положении «пат» , выделение  отличий пата от мата. Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат»Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
34. Ничья. Отрабатывать практические навыки. «Загадки из тетрадки». Практические упражнения.
18. 35. Игра в парах. Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. Практические упражнения.
36. Рокировка. Познакомить с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
19. 37. Рокировка. Отрабатывать практические навыки. «Загадки из тетрадки». «Куда идёт король»- чтение сказки И. Сухина.
  38. Провести турнир на лучшего игрока. Закрепить знания  почему слонов надо быстрее выводить в центр. Развивать сообразительность, находчивость. Практические навыки.Загадки из тетрадки.
20. 39. Тренировочная шахматная партия. Игра всеми фигурами.Овладение элементарными основами шахматной игры.Воспитание морально – волевых качеств ребят. Практические навыки.Загадки из тетрадки.
40. Шахматная нотация Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8. Практические навыки, рассматривание иллюстраций.
21. 41. Шахматная нотация. Закреплять знания детей о вертикальных линиях. Познакомить с их буквенными обозначениями. Упражнять в произношении латинских букв.( A,B,C,D,E,F,G,H). Практические навыки.
42. Эстафета. Закреплять умения правильно и быстро раставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые  они ставятся.  
22. 43. Практические навыки: мат белыми в один ход Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат-ной доске. Загадки из тетрадки.
44. Практические навыки: лучший ход белых. Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. Загадки из тетрадки
23. 45. Практические навыки: лучший ход чёрных. Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. Загадки из тетрадки.
46. Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре. Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. Загадки из тетрадки.
24. 47. Шахматная партия   Дать общие представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"
48. Шахматная партия.
  Закреплять представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
25. 49-50 Шахматная партия Закреплять представлений и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
 
26. 51. Шахматный праздник. Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление. Внимание, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов.  
52. Первые ходы. Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле. Игры в парах.
27. 53. «КВН» с участием детей и взрослых». Закреплять знания игры в шахматы. Соревнование.
54. До свидания шахматная страна. Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка. Игра.
28. 55.
56. Мониторинг.  
   
 


Учебно-тематический план занятий.

Первый год обучения
№ п/п Тема Количество часов
Теория Практика Всего
1. Место занятия, оборудование и инвентарь Личная и общественная гигиена. Режим дня и питание 1   1
2. История шахматной культуры 2   2
3. Ходы фигур. Правила игры 20 22 42
3.1 Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали. 2   2
3.2 Изучение шахматной нотации 1   1
3.3 Знакомство с шахматными фигурами 1   1
3.4 Начальное положение шахматных фигур 1   1
3.5 Пешки - душа шахматной партии 1 1 2
3.6 Виды пешек. 1 1 2
3.7 Ладья. Ходы и взятия ладьей 1 2 3
3.8 Ладья против ладьи. Ладья против пешек   2 2
3.9 Слон. Ходы и взятия слоном 1 1 2
3.10 Слон против слона, ладьи. Слон против пешек   2 2
3.11 Ферзь. Ходы и взятия ферзем 1 1 2
3.12 Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек   2 2
3.13 Конь. Ходы и взятия конем 1 2 3
3.14 Конь против фигур и пешек   2 2
3.15 Ценность фигур. Выгодно - невыгодно   2 2
3.16 Король Ходы и взятия королем 1 2 3
3.17 Король против фигур и пешек   2 2
3.18 Тесты и упражнения для закрепления знаний   2 2
4 Цель шахматной партии 4 10 14
4.1 Нападение на короля - шах 1 1 2
4.2 Три способа защиты от шаха 1 2 3
4.3 Вскрытый шах и двойной шах 1 3 4
4.4 Мат как цель игры в шахматы 1 4 5
4.5 Тесты и упражнения для закрепления знаний   2 2
5 Игра из начального положения.   9 9
6 Контрольное занятие по итогам полугодия (года)   2 2
  Итого 27 45 72
Второй год обучения
№ п/п Тема Количество часов
Теория Практика Всего
1. Место занятия, оборудование и инвентарь Личная и общественная гигиена. Режим дня и питание 1   1
2. История шахматной культуры 2   2
3 Повторение 2 5 7
3.1 Шахматная нотация 1 1 2
3.2 Ходы, взятия и ценность фигур 1 1 2
3.3 Решение учебных задач по теме "Мат в один ход"   3 3
4 Сложные ходы фигур 2 5 7
4.1 Особый ход - рокировка 1 1 2
4.2 Ничья. Пат. Вечный шах 1 2 3
4.3 Тесты и упражнения для закрепления знаний   2 2
5 Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат одинокому королю 3 12 15
5.1 Мат в один ход: более сложные случаи.   2 2
5.2 Линейный мат. Мат в 2 хода 1 2 3
5.3 Мат королём и ферзём. 1 2 3
5.4 Спертый мат 1 2 3
5.5 Тесты и упражнения для закрепления знаний   4 4
6 Защита и нападение на фигуры 2 10 12
6.1 Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры 1 4 5
6.2 Связка 1 4 5
6.3 Тесты и упражнения для закрепления знаний   2 2
7 Основные правила игры в дебюте 4 12 16
7.1 Детский мат и защита от него 1 2 3
7.2 О диагоналях, по которым атакуется король 1 2 3
7.3 Перевес в развитии 1 3 4
7.4 О пункте, с которого в дебюте нередко дается мат 1 3 4
7.5 Тесты и упражнения для закрепления знаний   2 2
8 Игра из начального положения.   10 10
9 Контрольное занятие по итогам полугодия (года)   2 2
  Итого 16 56 72
Содержание программы

Первый год обучения
Введение в программу обучения. Цель и задачи курса.
Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ.
История шахматной культуры
Задачи: познакомить детей с легендой возникновения шахмат и с основными этапами их развития.
Ходы фигур. Правила игры
Материал раздела позволяет детям в увлекательной игровой сказочной форме познакомиться с шахматными фигурами и их свойствами.
Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.
Задачи: продолжить знакомство детей с шахматами. Объяснить такие понятия, как «шахматная доска», «белые и черные поля», «горизонтали», «вертикали», «диагонали». Объяснить, как правильно располагается шахматная доска перед началом игры.
Изучение шахматной нотации
Задачи: повторить такие понятия, как «шахматная доска», «поля и линии шахматной доски». Начать знакомство с языком шахмат - шахматной нотацией. Научить определять «адрес» каждого поля. Ввести новые понятия - «диаграмма», «центр», «угловые поля».
Знакомство с шахматными фигурами
Задачи: повторить и закрепить базовые понятия шахмат, связанные с шахматной доской и шахматной нотацией. Познакомить детей с белыми и черными шахматными фигурами.
Начальное положение шахматных фигур
Задачи: познакомить детей с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять ее на доске.
Пешки - душа шахматной партии
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с доской и шахматными фигурами. Повторить названия фигур и расстановку начальной позиции. Познакомить детей с пешкой, объяснить такие понятия, как «ход пешкой», «взятие пешкой».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Виды пешек.
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с пешкой; объяснить особые ходы пешкой - правило взятия на проходе и правило превращения пешки. Закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Ладья. Ходы и взятия ладьей
Задачи: повторить ходы пешкой. Познакомить детей с новой фигурой - ладьей, объяснить, как она ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ладья против ладьи. Ладья против пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет ладья. Познакомить детей со свойствами ладьи в «реальном бою», то есть в двусторонней игре (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Слон. Ходы и взятия слоном
Задачи: повторить ходы пешкой и ладьей. Познакомить детей с новой фигурой - слоном, объяснить, как он ходит и как бьет. Ввести такие понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Слон против слона, ладьи. Слон против пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет слон. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» слона в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ферзь. Ходы и взятия ферзем
Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей и слоном. Познакомить детей с новой фигурой - ферзем, объяснить, как он ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет ферзь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» ферзя в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Конь. Ходы и взятия конем
Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей, слоном и ферзём. Познакомить детей с новой фигурой - конём, объяснить, как он ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Конь против фигур и пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет конь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» коня в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Объяснить такое понятие, как «двойной удар». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ценность фигур. Выгодно - невыгодно
Практические занятия.
Задачи: повторить ходы и взятия всех фигур и пешек. Повторить начальную расстановку шахматных армий. Ввести такие понятия, как «ценность шахматных фигур», «выгодный и невыгодный размен». Объяснить, сколько «весит» (сколько «стоит») каждая фигура и пешка. Закрепить полученные знания с помощью дидактических заданий.
Король Ходы и взятия королем
Задачи: повторить, сколько «стоит» каждая фигура, потренироваться в определении выгодности или невыгодности размена. Познакомить детей с новой фигурой - королем, объяснить, как он ходит и как бьет. Объяснить особую роль короля в шахматах.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Король против фигур и пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет король. Познакомить детей с тем, как проявляет себя король в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Повторить, что такое двойной удар. Ввести такое понятие, как «нападение» и «защита». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Ходы фигур. Правила игры».
Цель шахматной партии
Материал раздела позволит детям в увлекательной игровой форме познакомиться узнать о цели шахматной партии.
Нападение на короля – шах
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, полученные при изучении первого раздела: шахматная доска, элементы шахматной доски, белые и черные фигуры, начальная позиция, ходы фигур. Повторить материал, связанный с шахматной нотацией, отработать навык нахождения «адресов» фигур на доске. Ввести такое понятие, как шах. Объяснить способы защиты от шаха.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений
Три способа защиты от шаха
Задачи: объяснить способы защиты от шаха.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Вскрытый шах и двойной шах
Задачи: повторить, что такое шах, какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятия «вскрытый (открытый) шах», «двойной шах».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Мат как цель игры в шахматы
Задачи: повторить, что такое шах, какие бывают шахи (вскрытый, двойной), какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятие «мат» как шах, от которого нет защиты. Ввести понятия «победа и поражение».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Цель шахматной партии».
Игра из начального положения.
Практические занятия.
Задачи: проверить качество усвоения ЗУНов по итогам первого года обучения в процессе турнирных и тренировочных партий.
Контрольные занятия по итогам полугодия (года)
Практические занятия.
Задачи: определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения теоретических и практических заданий.


Второй год обучения
Введение в программу обучения. Цель и задачи курса.
Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ.
История шахматной культуры
Задачи: познакомить детей с вариантами возникновения шахмат и углубить знания об основных этапах их развития.
Повторение
Данный раздел включает в себя обобщение и повторение основного материала первого года обучения.
Шахматная нотация
Задачи: повторить понятие «шахматная нотация»; закрепить умение определять «адрес» каждого поля. Повторить понятия - «диаграмма», «центр», «угловые поля».
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Ходы, взятия и ценность фигур
Задачи: повторить ходы и взятия фигур, а также определение их ценности.
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Решение учебных задач по теме "Мат в один ход"
Практические занятия.
Задачи: отработать через решение практических задач умение ставить мат в один ход.
Сложные ходы фигур
Материал раздела позволяет в доступной форме объяснить детям такие понятия, как: «рокировка», «ничья», «пат» и др.
Особый ход – рокировка
Задачи: повторить, что такое шах и мат. Ввести понятие об особом ходе - рокировке. Объяснить, когда можно и когда нельзя рокировать.
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
Ничья. Пат. Вечный шах
Задачи: повторить, что такое шах и мат. Ввести понятие «ничья». Объяснить, какие существуют разновидности ничьей. Объяснить механизм вечного шаха, объяснить отличие пата от мата.
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Сложные ходы фигур».
Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат одинокому королю.
Материал раздела позволяет в доступной форме объяснить детям всё, что они должны знать о мате.
Мат в один ход: более сложные случаи.
Практические занятия.
Задачи: повторить, что такое рокировка. Закрепить знания о мате с помощью дидактических упражнений .Линейный мат. Мат в 2 хода
Задачи: повторить, что такое ничья, какие бывают виды ничьей. Показать простейшие случаи мата в два хода, учить детей предвидеть события на доске на два хода вперед. Объяснить метод матования одинокого короля двумя ладьями, ввести понятие «линейный мат».
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
Мат королём и ферзём.
Задачи: повторить метод матования двумя ладьями. Объяснить метод матования королем и ферзем, изучить патовые ловушки и научиться их избегать.
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
Спертый мат
Задачи: ввести понятие «спертый мат». Разобрать классическую комбинацию на спертый мат.
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат одинокому королю».
Защита и нападение на фигуры
Материал раздела дает возможность педагогу рассмотреть варианты защиты и нападения на фигуры; ввести понятия «двойной удар» и «связка».
Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры
Задачи: повторить метод матования королем и ферзем. Объяснить, что такое двойной удар, разобрать, как наносят двойной удар различные фигуры и пешки. Ввести понятие «шах с выигрышем фигуры».
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
Связка
Задачи: повторить, что такое двойной удар и шах с выигрышем фигуры. Ввести понятия «связка», «полная и неполная связка», «давление на связку».
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Защита и нападение на фигуры».
Основные правила игры в дебюте
Материал раздела дает возможность педагогу в доступной форме объяснить детям суть понятия «дебют».
Детский мат и защита от него
Задачи: повторить тему «спертый мат». Ввести понятие «детский мат». Разобрать комбинацию на детский мат, изучить методы защиты от детского мата. Учить детей предвидеть события на доске на два и больше ходов.
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
О диагоналях, по которым атакуется король
Задачи: Повторить тему «детский мат». Ввести понятие «опасная диагональ», разобрать самую короткую партию, завершившуюся матом (в два хода). Продолжать учить детей предвидеть события на доске на два и больше ходов.
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
Перевес в развитии
Задачи: повторить тему «опасная диагональ». Объяснить на примерах уязвимость застрявшего в центре короля, рассказать о методах атаки на короля.
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
О пункте, с которого в дебюте нередко дается мат
Задачи: продолжить изучение методов атаки на застрявшего в центре короля. Разобрать типовые комбинации с жертвой слона или коня на f7. Объяснить методы атаки на короля, совершившего рокировку, показать на примерах уязвимые пункты позиции рокировки.
Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Основные правила игры в дебюте».
Игра из начального положения.
Практические занятия.
Задачи: проверить весь спектр ЗУНов, полученных за 2 года обучения, в процессе турнирных и тренировочных партий.
Контрольные занятия по итогам полугодия (года)
Практические занятия.
Задачи: определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения теоретических и практических заданий.
Методика обследования уровня развития умений
и навыков детей.
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о  «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,  различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать  шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.  У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
 Низкий: ребенок не умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает,  не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать  шахматные партии.


Ф.И. ребёнка знать уметь
Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль. Название шахматных фигур и их отличия. Правила хода, взятие каждой фигуры. Ориентировка на шахматной доске. Играть каждой фигурой. Правильно распологать доску. Правильно распологать фигуры.
1. 2.

Список литературы
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.
Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
Гришин, В. Г. Шахматная азбука  [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск  Духовное возрождение, 1998;
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;
Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика, 1991.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга- выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978. 10 Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка). Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977. Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5. Томин Ю. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ" (материал – плотная бумага, ватман, картон). Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. 11 Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность). Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев). Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный №4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев). Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….
Основные задачи программы ……………………………………………………….
Прогнозируемый результат……………………………………………………………
Методическое обеспечение…………………………………………………………..
Учебно-тематический план занятий. Первый год обучения…………
Учебно-тематический план занятий. Второй год обучения………….
Содержание программы. Первый год обучения…………………………..
Содержание программы. Второй год обучения……………………………
Список литературы…………………………………………………………………………