Образовательная программа дополнительного образования по обучению игре на народных инструментах для детей c ограниченными возможностями.


Формы и режим занятий
Всего часов в год - 72, по 1 часу 2 раза в неделю.
Формы занятий: индивидуальная и групповая (репетиции, конкурсы, концерты).
Прогнозируемые результаты
К концу первого учебного года учащиеся должны
знать:
- об особенностях русского музыкального фольклора;
- названия русских народных инструментов;
- правильную посадку за инструментом, постановку рук.
Уметь:
- играть простейшие мелодии в объёме ч.4., ч.5;
- владеть элементарными навыками звукоизвлечения;
- различать направление движения мелодии;
- импровизировать на шумовых инструментах;
- отличать на слух мажор от минора.
К концу второго учебного года учащиеся должны
знать:
- типы народного творчества;
- различные способы звукоизвлечения;
- упражнения для развития мелкой моторики рук.
Уметь:
- играть мелодии в объёме м.6., б.6.;
- работать в ансамбле;
- различать разницу между коллективным и сольным исполнительством;
- владеть навыками аккомпанемента;
- владеть навыками игры на нескольких инструментах;
- исполнять произведения с динамическими оттенками.
- совмещать вокальные и инструментальные навыки.
К концу третьего учебного года учащиеся должны
знать:
- особенности фольклорных традиций различных регионов России;
- лад, звукоряд, трезвучия;
- ритмические рисунки различной сложности.
- динамику, агогику.
Уметь:
- владеть навыками импровизации на шумовых инструментах;
- определять тембры музыкальных инструментов;
- владеть навыками как игры в ансамбле, так и сольного исполнительства;
- владеть приёмами игры на различных народных инструментах;
- исполнять разнохарактерные произведения в ансамбле.
- владеть навыками вокально-инструментального исполнительства.
Формы подведения итогов
Итогом реализации программы каждого года обучения является проведение школьных мероприятий и концертов для учащихся, педагогов и родителей; участие в окружных и городских конкурсах; участие в фестивале детского творчества «Надежда» и др.
Содержание
Целью работы является: формирование музыкальной культуры детей, прививание любви к фольклорным традициям, освоение элементарных навыков инструментального исполнительства на различных народных инструментах как с определённой высотой звучания (баян, аккордеон, ксилофон и т.д.), так и на шумовых (скалка, рубель, бубен и т.д.).Посредством знакомства с народными мелодиями, движениями, песнопениями, а затем и исполнения их на народных инструментах, воспитывать в детях творческую фантазию и прививать любовь к традициям своего народа.
В основу работы модуля заложены следующие задачи:
Коррекция личности аномального ребёнка, развитие памяти, слуха, ритма.
Развитие координации, моторики мелких мышц путём обучения игре на различных музыкальных инструментах.
Участие в художественной самодеятельности, выступления на конкурсах и фестивалях, а также активное участие в культурных городских, районных и школьных мероприятиях.
Формирование культуры общения в группе на примере ансамблевых занятий и коллективного музицирования.
Раздел «Русское народное творчество» подразумевает получение учащимися общих знаний о традициях и культуре нашего народа.
Через игровую форму дети получают представление о разновидностях фольклора различных регионов России.
Русские народные инструменты являются средством привлечения детей для занятий музыкальным творчеством. Индивидуальный подход к каждому ребёнку определяет его способности и физические возможности в ознакомлении с различными народными инструментами.
Баян, аккордеон. Ознакомление с инструментами, показ их мелодических и тембровых возможностей. Принципы и способы звукоизвлечения, приёмы игры.
Ксилофон. Ознакомление, работа над приёмами звукоизвлечения, освоение тремоло. Специфические особенности игры на ксилофоне оказывают благотворное влияние на коррекцию недостатков физического развития ребёнка.
Металлофон. Обучение игре на металлофоне вследствие красивого тембрального звучания, имитирующего колокольчики, а также сравнительно несложное звукоизвлечение, положительно влияет на психо-эмоциональный фон ребёнка.
Шумовые инструменты. Знакомство, история возникновения того или иного инструмента, приёмы и способы игры на различных инструментах. Обучение игре на инструментах без определённой высоты звука способствует развитию мелкой моторики мышц, а также ритмической организации детей.
Репетиции занимают основное время работы . После индивидуальных занятий с учащимися по приобретению начальных навыков в освоении различных народных инструментов главной и самой сложной задачей является работа в ансамбле. Совместная игра способствует общему развитию детей, восстанавливает гармоничное единение с самим собой, снимает в процессе коллективной психо-эмоциональной деятельности сформировавшиеся ранее комплексы.

Учебно-тематический план (первый год обучения)
№ п.п. Разделы. Темы Формы занятий. Методы и приёмы Кол –
часов во
теория практика
1 Русское народное творчество. Групповая. Беседа, прослушивание, примеры. Разновидности фольклора. 1 -
Музыкальное народное творчество. Групповая. Беседа, прослушивание р.н.п. 1 -
Ознакомление с устным народным творчеством. Групповая. Знакомство со сказками, былинами. 1 -
Ознакомление с изобразительно-прикладным творчеством. Групповая. Ознакомление с предметами прикладного творчества. 1 -
2 Русские народные инструменты.
Шумовые. Групповая. Беседа, показ, экскурс в историю возникновения. История русских народных инструментов. Просмотр видеоматериалов 1 -
Знакомство с шумовыми народными инструментами. Групповая. Беседа, прослушивание звучания различных инструментов. 1 2
Упражнения на звуко извлечение для правой руки. Индивидуальная. Беседа, показ практическая работа 1 2
Ознакомление с правой клавиатурой баяна, аккордеона. Простейшие упражнения для правой руки. Индивидуальная. Рассказ, практическая работа 1 2
Освоение элементарных навыков меховедения.
Работа над звуком. Индивидуальная. Практическое занятие. 1 2
4 Ксилофон.
Ознакомление. Постановка рук. Приемы звукоизвлечения.
Работа над тремоло. Групповая, индивидуальная.
Объяснение, показ, практическая работа. 1 2
Упражнения для снятия напряжения рук.
Игра простейших мелодий: «Василёк», «Как под горкой». Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, практика. 1 2
5 Металлофон.
Ознакомление с инструментом. Постановка рук. Работа над звуком. Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, практика 1 2
Упражнения для снятия напряжения рук. Аккомпанирующая и солирующая функции металлофона. Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, практическая работа. 1 2
6. Шумовые инструменты.
Знакомство с инструментами.
Работа над звукоизвлечением.
Работа над простейшими ритмическими рисунками. Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, практическая работа. 1 2
Аккомпанирующая и солирующая роль шумовых инструментов в ансамбле.
Практические упражнения. Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, практическая работа. 1 2
Коллективная игра. Групповая. Показ, объяснение, практика. 1 1
7. Работа в ансамбле.
Групповое исполнительство несложных музыкальных произведений. Групповая, индивидуальная. Беседа, показ, исполнительство. 1 6
Работа над партиями по группам.
Сведение партий.
Групповая, индивидуальная. Беседа, показ, исполнение. 1 4
Роль аккомпанемента в музыкальном сопровождении. Групповая. Беседа, показ, практическая работа. 1 4
Работа над сольными номерами.
Работа над штрихами, динамическими оттенками, характером произведения. Групповая. Беседа, показ, практическое выполнение. 1 5
8. Подготовка к концерту.
Работа над произведением с каждым ребёнком отдельно.
Сводные репетиции с модулем «Лира».
Практическая работа, показ, объяснение. 1 5
Психологическая подготовка ребёнка перед выступлением. Индивидуальная беседа. 1 -
Итого: 72 часа (теория - 19 часов, практика - 53часа).
Учебно-тематический план (второй год обучения)
№ п.п. Разделы. Темы Формы занятий. Методы и приёмы Кол –
часов во
теория практика
1 Русское народное творчество. Групповая. Беседа,
прослушивание рус.нар. мелодий. Музыкальное творчество. 1 -
Виды музыкального творчества Групповая. Просмотр видеоматериала. 1 -
2 Русские народные инструменты.
Духовые.
История возникновения.
Групповая, индивидуальная. Рассказ, демонстрация звукоизвлечения, тембра. 1 1
Ознакомление с духовыми народными инструментами. Групповая, индивидуальная, практика. 1 1
3. Баян, аккордеон.
Посадка положение правой руки.
Групповая, индивидуальная. Беседа, показ практическая работа. 1 2
Упражнения для правой руки.
Продолжение изучения правой клавиатуры баяна. Индивидуальная. Показ, практическая работа. 1 2
Ознакомление с левой клавиатурой баяна.
Знакомство с басами и аккордами. Индивидуальная. Рассказ, показ, практическая работа. 1 2
Упражнения для левой руки.
Названия басов на основном ряду. Индивидуальная. Практическая работа. 1 2
Вокальные навыки. Распевки, упражнения на дыхание.
Индивидуальная. Объяснение, практическая работа. 1 2
4. Ксилофон.
Приёмы звукоизвлечения.
Продолжение работы над тремоло. Групповая, индивидуальная.
Беседа, показ, практическая работа. 1 2
Разучивание: «Чтой-то звон»,
«Посидите, мои гости!»,
Терские частушки.
Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, игра на ксилофоне. 1 2
Вокальные навыки. Распевки, упражнения на дыхание.
Индивидуальная.
Объяснение, практическая работа. 1 2
5. Металлофон.
Работа над звукоизвлечением.
Мелодические упражнения. Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, игра на инстр-те. 1 2
Разучивание: «Чтой-то звон»,
«Посидите, мои гости!», Терские частушки. Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, игра на инстр-те. 1 2
Вокальные навыки. Распевки, упражнения на дыхание. Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, исполнение. 1 2
6. Шумовые инструменты.
Работа над звукоизвлечением.
Усложнение ритмических рисунков. Групповая, индивидуальная.
Объяснение, показ, исполнение. 1 2
Разучивание: «Чтой-то звон», «Посидите, мои гости!», Терские частушки. Групповая, индивидуальная.
Практическая работа. 1 2
Вокальные навыки. Распевки, упражнения на дыхание.
Индивидуальная.
Объяснение, практическая работа. 1 2
7. Работа в ансамбле.
Групповое исполнительство:
р.н.п. «Чтой-то звон», «Посидите, мои гости!», Терские частушки. Групповая.
Показ, объяснение, практическая работа. 1 7
Работа по партиям. Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, практическая работа. 1 7
Аккомпанемент и сольное исполнение. Групповая, индивидуальная.
Объяснение, практическая работа. 1 3
Синтез вокала и инструментала. Групповая, индивидуальная.
Практическая работа. 1 4
8. Подготовка к концерту.
Работа над произведениями отдельно с каждым ребёнком, в группах.
Сводные репетиции с модулем «Лира». Групповая, индивидуальная. Объяснение, практическая работа. 2 4
Психологическая подготовка перед выступлениями. Групповая, индивидуальная беседа. 2 -
Итого: 72 часа (теория -21 час, практика - 51 час).
Учебно-тематический план (третий год обучения)
№ п.п. Разделы. Темы Формы занятий. Методы и приёмы Кол –
часов во
теория практика
1 Русское народное творчество.
Музыкальное творчество. Групповая. Беседа, прослушивание музыкального материала. 1 -
Виды музыкального творчества. Групповая. Прослушивание песен, танцев. 1 -
2 Русские народные инструменты. Групповая, индивидуальная. 1 1
Струнные. История возникновения. Беседа, показ, демонстрация. Ознакомление со струнными народными инструментами. Групповая, индивидуальная. Беседа, показ практическая работа. 1
1
3. Баян, аккордеон.
Обучение игре, не глядя на клавиши. Индивидуальная. Рассказ, практическая работа. 1 2
Упражнения для правой и левой руки. Индивидуальная.
Практическая работа. - 2
Игра двумя руками вместе.
Работа над звуком.
Меховедение.
Индивидуальная.
Показ, практическая работа. - 2
Вокальные навыки. Практические упражнения 1 2
4. Ксилофон.
Работа над звуком, динамикой.
Кантилена. Групповая, индивидуальная.
Показ, практическая работа. 1 2
Разучивание: р.н.п. «Полянка», «Лети, пёрышко», «Перевоз Дуня держала», «Ой, при долинушке». Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, игра на инструментах. 1
4
Вокальные навыки. Практические упражнения. 1 2
5. Металлофон.
Работа над звуком, динамикой.
Кантилена. Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, практическое исполнение. 1 2
Разучивание: «Полянка», «Лети, пёрышко», «Перевоз Дуня держала», «Ой, при долинушке». Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, практическая работа. 1 4
Вокальные навыки. Практические упражнения. 1 2
6. Шумовые инструменты.
Работа над звуком, динамическими оттенками, ритмом. Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, практическое обучение. 1 2
Разучивание: «Полянка», «Лети, пёрышко», «Перевоз Дуня держала», «Ой, при долинушке». Групповая, индивидуальная. Показ, объяснение, практическая работа. 1 4
Вокальные навыки. Практические упражнения. 1 2
7. Работа в ансамбле.
Групповое исполнительство: «Полянка», «Лети, пёрышко», «Перевоз Дуня держала», «Ой, при долинушке».
Повторение пройденного.
Групповая, индивидуальная. Беседа, показ, игра на инструментах. 1 4
Работа по партиям.
Разучивание аккомпанемента к песням. Групповая, индивидуальная. Беседа, показ, игра на инструментах 1 5
Вокально-инструментальный ансамбль. Групповая. Беседа, показ, игра на инструментах, пение. 1 4
8. Подготовка к концерту.
Индивидуальные и групповые занятия.
Сводные репетиции с модулем «Лира». Групповая. Беседа, показ, игра на инструментах, пение. 1 5
Психологическая подготовка перед выступлениями. Групповая, индивидуальная беседа. 1 -
Итого: 72часа (теория - 20 часов, практика -52 часа).