Образовательная программа Обучение игре на шестиструнной гитаре
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧТЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2053
Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ № 2053
______О.А.Волкова
«__» ___________20__ года Согласовано
Рук.струк. подразделения Л.Н.Макурина___________
«__»____________20__года
Рабочая программа по предмету
«Обучение игре на шестиструнной гитаре»
Учителя: ____________/ФИО/
Подпись
Москва, 2014-2015
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность реализации программы определяется соответствием уставных задач школы, запросов учащихся и их родителей, необходимостью решения задач формирования общей культуры личности ребенка, адаптации детей к жизни в обществе, созданием основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ, решением духовно-нравственных и эстетических задач, определенных в Федеральном Законе РФ «Об Образовании», Концепции художественного образования в РФ, федеральных и региональных программах.
В соответствии с ФЗ РФ «Об Образовании» содержание программы направлено на:
создание условий для развития личности ребенка и ее мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия;
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте с духовно-нравственными и эстетическими идеалами;
формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами музыкальной выразительности;
воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству.
Цель программы - развитие музыкальных способностей у учащихся; создание условий для формирования творческой личности, развитие навыков исполнения произведений различных стилей, жанров и форм музыкального искусства.
Задачи программы:
1. Обучение детей игре на гитаре, развитие технических и художественных навыков;
2. Поддержка одаренных детей, обеспечение условий для их образования и творческого развития, расширения кругозора учащихся.
3. Приобщение детей к лучшим образцам отечественной и зарубежной музыкальной культуры, классического и современного искусства, формирование эстетических ценностей.
Занятия по классу гитара проводятся индивидуально и коллективно. Занятия носят как теоретический, так и практический характер: теоретический - лекции и беседы, прослушивание фонограмм известных гитаристов; практический - игра учеников на гитаре индивидуально, с педагогом, в ансамбле с другими учениками, участие в концертах и культурно-массовых мероприятиях школы.
3
В процессе обучения используются различные методы работы, стимулирующие интерес, внимание и активность учащегося: объяснительно-иллюстративный (сочетание показа на инструменте со словесным объяснением); репродуктивный метод, проблемно-поисковый, метод творчества и сотворчества, интегрированное обучение
Основным средством обучения и воспитания учащегося является учебный и концертный репертуар, который основан на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков, произведениях современных отечественных и зарубежных композиторов.
При обучении используются педагогические технологии: педагогика успеха, педагогика сотворчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на учащихся 7-17 лет. Срок реализации – 2 года, 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты
1 год обучения
К концу года учащийся должен знать: основы правильной посадки и постановки рук, правильного и качественного звукоизвлечения, иметь теоретическую систему знаний. Учащийся должен уметь: концентрировать свое внимание, анализировать музыкальное произведение, владеть различными видами и способами туше, артикуляционными средствами, различными штриховыми приемами; осознавать цели и задачи своей работы, технически осваивать произведение в тесной взаимосвязи с его художественно – содержательной стороной. У учащегося должны быть сформированы: навыки целостного видения грифа гитары, правильного выбора аппликатуры, чтения нот с листа, подбора по слуху; развит гармонический, мелодический, полифонический и тембро-динамический слух; навыки слухо-двигательных представлений, самостоятельной работы, способности к анализу собственных действий.
2 год обучения
К концу года учащийся должен знать: знаки сокращения письма (реприза, вольты, сеньо), тональные функции (T, S, D, DD). Учащийся должен освоить новые приемы исполнения (смена позиции, глиссандо, флажолеты, вибрато, большое баррэ).У учащегося должны быть сформированы: осмысленные и выразительные исполнительские навыки, начальное музыкально-образное мышление, культура восприятия и умение грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений, стремление к достижению более качественного звука и выразительности исполнения музыкальных произведений, навыки подбора по слуху есен в тональностях a-moll и C-dur, содержащие не более четырех разных аккордов, навыки настройки гитары по слуху и при помощи тюнера.
4
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п\п Тема кол. часов теор. кол. часов практ.
1 Введение. Техника безопасности. 2 -
2 История гитарного искусства. 2 -
3 Устройство гитары и техника игры. 2 -
4 Посадка и постановка аппарата. - 36
5 Нотная грамота. 36 -
6 Аккорды и интервалы. 18 72
7 Музыкальные пьесы. - 262
8 Техническая работа с инструментом. Гаммы, арпеджио, упражнения, этюды. - 182
9 Работа в ансамбле. - 36
10 Песенный репертуар. - 42
11 Репетиции. - 8
12 Концертная деятельность. - 4
Итого 702
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п\п Тема кол. часов теор. кол. часов практ.
1 Введение в курс 2 года обучения, повторение пройденного за 1 год 18 -
2 Музыкальные пьесы - 90
3 Освоение игровых приемов: глиссандо, флажолеты, вибрато - 54
4 Мелизмы на гитаре - 18
5 Техническая работа с инструментом: гаммы, упражнения, этюды. - 180
6 Песенный репертуар - 180
7 Игра в ансамбле - 90
8 Изучение построения аккордов. Тональные функции. Подбор аккордов по слуху 18 -
9 Чтение с листа - 18
10 Знаки сокращения письма: реприза, вольты, сеньо - 9
11 Репетиции - 18
12 Концертная деятельность - 9
Итого 702
5
Содержание дополнительной образовательной программы
1 год обучения
1.Введение. Составление расписаний занятий учащихся. Занесение данных об учащихся в журнал учета занятий. Беседа о технике безопасности при работе с инструментом и аппаратурой.
2.История гитарного искусства. Классическая гитара от И.С.Баха до Ингви Мальстима. Групповые лекции на темы: Родина гитары. Знаменитые гитаристы прошлого. Гитара в начале ХХ века. Электрогитара. Роль гитары в современной музыке.
3.Устройство гитары и техника игры. Настройка. Открытый строй гитары. Индивидуальная практика.
4.Пальцевая и медиаторная техника. Посадка гитариста . Положение пальцев правой руки при игре. Щипок. Положение кисти и пальцев левой руки при игре. Растяжка. Упражнение на правуюи левую руку.
5.Нотная грамота. Гаммы и ритм. Групповые занятия на темы: Нотный стан. Скрипичный ключ. Обозначение нот. Знаки альтерации. Тон и полутон.
6.Мажор и минор. Основные ступени лада. Главные ступени лада. Знаки при ключе. Тональность. Длительность нот. Что такое ритм? Размер и такт. Паузы. Лига и синкопа. Нота с точкой. Сложные размеры. Индивидуальные занятия на ритмические рисунки.
7. Аккорды и интервалы. Аккордовая техника. Аккомпанемент. Индивидуальные занятия по темам: Интервалы. Консонансы и диссонансы. Построение аккордов. Мажор и минор в аккордах.
Аккорды в различных тональностях. Приём баррэ. Аккорды с баррэ. Ритмический бой на гитаре. Акценты и глушенные звуки. Линия баса в аккордах. Гитара как аккомпанемент в песне. Ритм-гитара в ансамбле.
8.Музыкальные пьесы и упражнения для развития левой и правой руки. Индивидуальные занятия по темам: Гаммаобразные упражнения. Упражнения для развития мизинца. Упражнения на растяжку. Упражнения на баррэ. Сочетание растяжки и баррэ.
9. Техническая работа с инструментом. Натяжка струн, настройка.
2 год обучения
Составление расписаний занятий учащихся. Повторение пройденного в течение первого года обучения.
6
2. Техническая работа с инструментом (в течение года) Различные виды арпеджио. Упражнения на гармонические фигурации. Гаммы по закрытым струнам - аппликатура А.Сеговии. Этюды. Чтение с листа.
3.Мелизмы на гитаре. Техника исполнения. Практическое применение. Трель, двойной форшлаг. Способы извлечения и отработки на примерах. Индивидуальные занятия по темам: глиссандо, вибрация, флажолеты. Отработка данных приемов. Трель, двойной форшлаг. Способы извлечения и отработки на примерах. Их массовое применение в композициях современных гитаристов.
4. Музыкальные пьесы. Работа над чистотой и выразительностью их исполнения в течение года.
5.Основы выступления на сцене. Групповые лекции на темы: Сцена и человек. Правила поведения на сцене. Микрофон. Электроаппаратура. Техника безопасности при работе с ней. Зал, фактор волнения. Система зритель-исполнитель.
6. Подбор песен по слуху. Мелодия как центральный элемент музыкальной формы. Тональные функции. Типичные гармонические рисунки современных песен.
7. Игра в ансамбле. Групповые и индивидуальные занятия по темам: Ритм в ансамбле. Тема и подголоски.
Список литературы:
Агафошин П. С. «Школа игры на шестиструнной гитаре» - Переизд. – Москва, Музыка, 2009г.
М.Александрова «Азбука гитариста» Москва 2009г.
А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре», ООО «Эстетический центр
О.Зубченко «Хрестоматия гитариста 1-3 класс» «Феникс» 2005г Ростов на Дону
Л.Иванова «Легкие пьесы для гитары» 1999 Издательство: Композитор Санкт-Петербург
А. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре», «Музыка», Москва 1992г.
В.Калинин «Чтение с листа на гитаре» Новосибирск 2005г
В.Калинин «Юный гитарист» Издательство «Музыка», Москва, 2002г.
В.Калинин «Юный гитарист – фантазёр и аккомпаниатор» Новосибирск 2005г
В. Молотков «Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре» Киев. Издательство «Музычна Украина», 1989г
7
Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)
№п/п Тема урока Количество часов Дата
1. Введение.Техника безопастности. Посадка. Постановка правой руки.
18 01.09.14
02.09.14
03.09.14
04.09.14
05.09.14
2. Ритм. Длительности. Игра ритмов в размере 2/4.
18 08.09.14
09.09.14
10.09.14
11.09.14
12.09.14
3. Высота. Постановка левой руки.
18 15.09.14
16.09.14
17.09.14
18.09.14
19.09.14
4. Гамма C-dur 1-ая октава. Изучение одноголосных пьес.
18 22.09.14
23.09.14
24.09.14
25.09.14
26.09.14
5. Знаки альтерации. Двухоктавная гамма Cdur аппликатура Ф. Карулли. Игра пальцами i, m.
18 29.09.14
30.09.14
01.10.14
02.10.14
03.10.14
6. Упражнение на арпеджио. Изучение двухголосных произведений.
18 06.10.14
07.10.14
08.10.14
09.10.14
10.10.14
7. Упражнения и этюды на аккорды.
18 13.10.14
14.10.14
15.10.14
16.10.14
17.10.14
8. Гамма G-dur. Произведение с фактурой «мелодия + бас»
18 20.10.14
21.10.14
22.10.14
23.10.14
24.10.14
9. Игра в ансамбле с педагогом. Интервалы. Динамические оттенки.
18 27.10.14
28.10.14
29.10.14
30.10.14
31.10.14
10. Гамма F-dur. Изучение аккордов в первой позиции.
18 03.11.14
05.11.14
06.11.14
07.11.14
11.11.14
11. Работа над чистотой и выразительностью исполнения репертуара.
18 10.11.14
12.11.14
13.11.14
14.11.14
18.11.14
12. Аккомпанемент бас – аккорд. Этюды на бас – аккорд.
22 17.11.14
19.11.14
20.11.14
21.11.14
25.11.14
13. Этюды Х.Сагрераса на арпеджио.
18 24.11.14
26.11.14
27.11.14
28.11.14
29.11.14
14. Чтение с листа. Этюды на гаммаобразное движение.
18 01.12.14
03.12.14
04.12.14
05.12.14
09.12.14
15. Аккомпанемент с фактурой Арпеджио.
18 08.12.14
10.12.14
11.12.14
12.12.14
16.12.14
16. Построение аккордов. Упражнение на растяжку и малое баррэ. Этюды с применение малого баррэ.
18 15.12.14
17.12.14
18.12.14
19.12.14
23.12.14
17. Понятие лада. Натуральные, гармонические, мелодические лады. Гамма a-moll.
18 22.12.14
24.12.14
25.12.14
26.12.14
30.12.14
18. Изучение пьес с трехголосной фактурой.
18 29.12.14
06.02.15
10.02.15
11.02.15
12.02.14
19. Музыкальные термины. Обозначение темпов. Применение терминов на практике.
18 09.02.15
17.02.15
18.02.15
19.02.15
20.02.15
20. Игра в ансамбле с педагогом произведений венских классиков (Моцарт, Бетховен, Гайдн).
18 16.02.15
24.02.15
25.02.15
26.02.15
27.02.15
21. Гамма d-moll. Изучение произведений в бемольных тональностях.
18 22. Аккомпанемент с фактурой «бой» в 2/4. Изучение песенного репертуара. 18 23. Изучение произведений со смешанной фактурой.
18 24. Аккомпанемент с фактурой «бой» в 4/4. Изучение песенного репертуара.
18 25. Игра медиатором. Изучение хромматической гаммы. Изучение аккордов с применением малого и среднего баррэ. 18 26. Изучение произведений со смешанной фактурой. Работа над стабильностью, динамичностью и выразительностью исполнения репертуара.
18 27. Подготовка к концертному выступлению. Репетиции. 8 28. Концертные выступления. 4 29. Групповые лекции на темы: Родина гитары. Знаменитые гитаристы прошлого. Гитара в начале ХХ века. Электрогитара. Роль гитары в современной музыке. 3 30. Разбор произведений на лето.
18 2 год обучения
№ п/п Тема урока Количество часов Дата
1. Повторение пройденного в течение первого года обучения 18 2. Гамма С dur аппликатура А.Сеговии. 18 3. Упражнения на гармонические фигурации. 18 4. Чтение с листа. 18 5. Разучивание этюдов. 18 6. Разучивание пьес. 18 7. Знаки сокращения письма: реприза, вольта, сеньо. 18 8. Ритм и ритмический рисунок. Графическая запись ритма. 18 9. Разучивание новых песен. 18 10. Способы перехода из одной позиции в другую. Упражнения на быстрый переход в другую позицию. 18 11. Работа над ритмичностью исполнения репертуара. 18 12. Работа над чистотой и выразительностью исполнения пьес. 18 13. Работа над стабильностью исполнения этюдов. 18 14. Работа над чистотой и выразительностью исполнения песенного репертуара. 18 15. Игра в ансамбле. 18 16. Подготовка к выступлению. 18 17. Контрольное занятие. Подведение итогов первого полугодия. Закрепление пройденного материала. 18 18. Гамма D-dur аппликатура А.Сеговии. 18 19. Разучивание новых этюдов. 18 20. Разучивание новых пьес. 18 21. Разучивание новых песен. 18 22. Освоение различных игровых приемов, связанных с артикуляцией и динамикой: глиссандо, вибрация, флажолеты. 18 23. Тональные функции. Мелодия как центральный элемент музыкальной формы. 18 24. Самостоятельное определение гармонического рисунка прослушиваемых песен.Типичные гармонические рисунки современных песен. 18 25. Подбор песен по слуху. 18 26. Настройка гитары при помощи тюнера и по слуху. 18 27. Работа над выразительностью и чистотой исполнения репертуара. 18 28. Игра в ансамбле. 18 29. Подготовка к выступлению перед публикой. 18 30. Контрольное занятие. Подведение итогов первого полугодия. Закрепление пройденного материала. 18