РП и КТП внеурочной деятельности Волшебный квиллинг ФГОС 4-5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности
“Волшебный квиллинг”Пояснительная записка.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью,эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумаго кручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим
основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы,ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программыучитывается темп развития специальных умений и навыков,уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления , назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не менее 15 человек. Годовой курс программы рассчитана на 34часа (1 часа в неделю) Группа формируется из детей в возрасте от 10-11 лет.
Обучения Количество часов Кол-во детей
в группе
В неделю в год 1 год 1 34 10-15 человек
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)• практический (выполнение работ по инструкционнным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Формирование УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1.Познакомиться с историей возникновения данного направления в работе с бумагой.
2.Уважительно относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Знать обще-трудовые умения: правила организации рабочего места; название и назначение инструментов; материалов; правила техники безопасности при работе с инструментами.
2.Овладеть знаниями, умениями, навыками по работе с различными материалами.
3.Уметь различать технологии ручного труда, выполнять работы с использованием различных материалов, самостоятельно выполнять весь технологический процесс.
4.Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
5. Уважительно относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
1Уметь плодотворно общаться друг с другом и с педагогом.
2.Уметь слушать и вступать в диалог при защите свой работы.
3.Участвовать в коллективном обсуждении.
4. Участвовать в выставках прикладного творчества.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
1.Саморегуляции-мобилизации сил и энергии на преодоление препятствий.
2. Составление плана и последовательности действий.
3. Прогнозирование-предвосхищение результата.
4. Доброжелательность, доверие и внимание к людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия у обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации
Регулятивные универсальные учебные действия обучающийся научится:
планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях;задавать вопросы по существу;контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;владеть монологической и диалогической формой речи;осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы. анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей);проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития;
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:
1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
2. Практические умения и навыки.
3. Личностные качества, формирование и развитие которыхосуществляется в процессе реализации программы.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- технологию соединения деталей;
- правила построения композиции;
- названия необходимых инструментов и их назначение;
- правила подготовки материала к работе.
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами, предназначенными для квиллинга;
- изготавливать поделки, состоящие из мелких и сложных деталей;
- эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами;
- применять технические приемы для обработки материала;
- изображать элементы орнаментального рисунка.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
3. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
4. Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
Учебно-тематический план
№ Тема раздела Кол-во час Из них
теория практика
Вводный блок 0.5 0.5 -
Материал — бумага 0.5 0.5 -
Конструирование 10 2 8
Изготовление цветов в технике квиллинга. 7 1 6
Изготовление животных в технике. 9 1 8
Цикл творческих работ 3 - 3
Праздники и подготовка к ним 4 - 4
всего 34 5 29
Учебно-тематический план
тема теория практика всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 0.5 - 0.5
Материал — бумага
2. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. 0.25 - 0.25
3. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. 0.25 - 0.25
Конструирование
4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 0.5 1 1.5
5.Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. 0.5 1 1.5
6. Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга. 0.5 2 2.5
7. Основные формы. “Спирали в виде строки” Конструирование из основных форм квиллинга. 0.5 1 1.5
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий
составляется коллективная работа. - 3 3
Изготовление цветов в технике квиллинга.
9. Изготовление простых, несложных цветов. 0.5 1 1.5
10. Изготовление бахромчатых цветов. 0.5 1 1.5
11. Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”. - 4 4
Изготовление животных в технике.
12. Базовые формы. 0.5 2 2.5
13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки. 0.5 2 2.5
14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных. - 4 4
Цикл творческих работ
15. Коллективные работы с использованием техники квиллинга. 3 3
16. Изготовление сувениров к празднику. 3 3
17. Оформление итоговой выставки. 1 1
всего 5 29 34
Содержание программы
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы. Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности. Материал — бумага.
2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.
3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга Конструирование.
4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Разметка.
5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
6. Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга Техника изготовления. Применение формы в композициях.
7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга Технология изготовления. Применение формы в композициях.
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга. Изготовление цветов в технике квиллинга.
9. Изготовление простых, несложных цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
10. Изготовление бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.
11. Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”. Изготовление животных в технике.
12. Базовые формы. Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки. Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
14. Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных. Творческие работы.
15. Коллективные работы. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.
Выбор темы работ. Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы “Зоопарк”,“Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие. Праздники и подготовка к ним.
16. Изготовление сувениров к праздникам. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила
рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
17. Оформление итоговой выставки. Методическое обеспечение программы кружка.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, палочка для бумагокручения с расщепленным концом, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, пинцет,полусферический шаблон, булавки с головками, гребень для квиллинга, пробковая или пенопластовая доска.
Оборудование:- столы, плакаты, образцы объектов труда, стулья инструкционные карты, доска.
Материалы из опыта работы: Словарная работа:
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок. – квиллинг, бумагокручение
2. Инструкционные карты сборки изделий. роллы бумажная филигрань. 3. Образцы изделий бумажное кружево
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Интернет-ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/09222600-20e7-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=themcol&showRubrics=1 Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве. Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов
ОБСУЖДЕНО
На заседании МО
Протокол № от . 08.2015г
_________ / ___________/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____ 08.2015 года
___________/ ____________/
Календарно-тематический план
№ тема Кол-во час Дата
1 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. 1 2 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 1 3 Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”. 1 4 Основные формы “квадрат”,“прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. 1 5 Основные формы. “Тугая спираль”. 1 6 Конструирование из основных форм квиллинга. 1 7 Основные формы. “Спирали в виде стружки”. 1 8 Конструирование из основных форм квиллинга. 1 9 Коллективная работа. Композиция из основных форм. 1 10 Коллективная работа. Композиция из основных форм. 1 11 Коллективная работа. Композиция из основных форм. 1 12 Изготовление простых, несложных цветов. 1 13 Изготовление бахромчатых цветов. 1 14 Изготовление бахромчатых цветов. 1 15 Коллективная работа. Композиция из цветов. 1 16 Коллективная работа. Композиция из цветов. 1 17 Коллективная работа. Композиция из цветов. 1 18 Коллективная работа. Композиция из цветов. 1 19 Базовые формы. 1 20 Гофрированный картон. 1 21 Занимательные игрушки. 1 22 Занимательные игрушки. 1 23 Занимательные игрушки. 1 24 Коллективная работа. Композиция. 1 25 Коллективная работа. Композиция. 1 26 Коллективная работа. Композиция. 1 27 Коллективная работа. Композиция. 1 28 Коллективные работы с использованием техники квиллинга. 1 29 Коллективные работы с использованием техники квиллинга. 1 30 Коллективные работы с использованием техники квиллинга. 1 31 Изготовление сувениров к празднику. 1 32 Изготовление сувениров к празднику. 1 33 Изготовление сувениров к празднику. 1 34 Оформление итоговой выставки. 1 Краснодарский край, Красноармейский район
станица СтаронижестеблиевскаяМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета
Протокол №1 от __08.2015г.
председатель педсовета
__________/ ____________./
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
“Волшебный квиллинг”4-5 класс
(обще- интеллектуальное направление, исследовательский вид деятельности)
Количество часов: 1час в неделю, 34 часа в год,
Учитель: Заика Иванна Олеговна
Программа разработана на основе авторской программы Заика Иванна Олеговна