Ритмическая гимнастика как средство повышения интереса к уроку физической культуры.

«Ритмическая гимнастика как средство повышения интереса к уроку физической культуры»
г. Воронеж МБОУ СОШ №94 имени генерала Лизюкова А. И.
учитель физической культуры Трегубова Л.В

Развитие интереса к занятиям физической культуры у детей в школе одна из актуальных проблем современности. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. В школах резко упал интерес к занятиям физической культурой и вообще к спорту. 80% всех выпускников школ имеют отклонения в состоянии здоровья. В основном, школьники пропускают уроки физической культуры по причине болезни, и в большинстве случаев это простудные заболевания.
Интересы учащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развивать двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость. Значимость привлекательных сторон физической культуры меняется и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью, у старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя к определенной профессиональной деятельности. И все эти аспекты необходимо учитывать.
Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями.
Помимо удовлетворенности уроком, у школьников имеется еще и отношение к физической культуре как к учебному предмету, которое характеризуется, с одной стороны, пониманием значимости этого предмета, а с другой – ожиданием того, что на уроках данного предмета можно удовлетворить свои интересы, потребности в двигательной активности. Когда учащийся испытывает состояние удовлетворенности, происходит и формирование положительно-активного отношения к физической культуре.
Главными же причинами падения удовлетворенности уроками физической культурой многие ученые называют отсутствие эмоциональности урока, интереса выполняемых упражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока. Не удовлетворенные уроками учащиеся обычно ходят на них лишь ради оценки и для избегания неприятностей. А вот учащиеся, испытывающие состояние удовлетворенности на уроках, работают на них ради своего физического совершенствования.[3].
С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель и должен строить свою работу по формированию интереса к своему предмету в целом.
Современность дала возможность поиску новых путей в развитии, образовании и воспитании учащихся. Учителя получили широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания. Они выбирают средства и методы развития физических качеств, обучения двигательным навыкам, решения оздоровительных задач. В этой связи большим потенциалом для решения поставленных задач обладает ритмическая гимнастика.
Занятия ритмической гимнастикой привлекают широкий круг занимающихся не только доступностью и эмоциональностью, но и возможностью изменять содержание уроков в зависимости от возраста, интересов, подготовленности, благодаря большому арсеналу средств и методов ритмической гимнастики.
Выбор упражнений ритмической гимнастики к уроку зависит прежде всего от задач самого урока, возрастных особенностей занимающихся, состояния здоровья и уровня двигательной подготовленности.
В ритмической гимнастике применяются несколько групп упражнений: строевые, специальные упражнения для согласований движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и нетрадиционных оздоровительных видов гимнастики.[1].
Упражнения ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры в школе.
Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть физического совершенствования. Воспитывать это чувство необходимо на занятиях физической культурой. Целесообразно включать в каждое занятие один-два специальных упражнения или одну игру. Вначале следует применять самые простые ритмичные упражнения – ходьба, бег в медленном темпе под счет, хлопки, музыку, в дальнейшем задания постепенно усложнять. Давать ритмизированную ходьбу с различными движениями рук, разнообразными сочетаниями медленной и быстрой ходьбы, бега, скачков соответственно характеру хлопков и музыки. Воспитывая музыкальный, художественный вкус на занятиях физической культуры, педагог не только способствует здоровью детей, но и развивает навыки культурного поведения. Правильно подобранные и поставленные танцевальные упражнения в значительной степени помогают освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, прекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.д. Последовательно развивается мускулатура, движения становятся плавными и разнообразными, с красивой координацией. Все это положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, физическое и моральное развитие, которое непременно ведет к хорошему физическому и психическому здоровью.[2].
Таким образом, ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности школьников, развития их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности. Творчески применяя упражнения ритмической гимнастики на уроках физической культуры, активизируется двигательная деятельность учащихся и повышается интерес к занятиям. В тоже время выполняется одно из существенных требований к современному уроку – это сочетание образовательной направленности с достижением его высокой моторной плотности, динамичности и эмоциональности.


Литература
1. Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирелева Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб: Изд-во «Познание» 2001
2. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М., 2000
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]