Курсовая работа по физической культуре. Мониторинг уровня развития физических качеств обучающихся общеобразовательного учреждения
Бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Омской области»
Кафедра воспитания и дополнительного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Мониторинг уровня развития физических качеств обучающихся общеобразовательного учреждения
Выполнил: Бондарев Олег Александрович,
учитель физической культуры МОУ «Гимназия № 146»
Руководитель: Кривопаленко Елена Ивановна, старший преподаватель кафедры
Омск 2009
Содержание
Введение с.3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга с.6
1.1. Понятие мониторинга, его сущность с.6
Характеристика физических качеств школьников с.10
Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок
в процессе развития физических качеств с.12
Глава 2. Деятельность учителей физической культуры по изучению
уровня развития физических качеств с.15
2.1. Возрастные нормы развития физических качеств и особенности телосложения школьников с.15
2.2. Диагностика уровня физического развития с. 22
2.3. Рекомендации по организации и проведению мониторинга с. 25
Выводы с. 27
Список литературы с. 28
Введение
Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности.
Современная школа сегодня—это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий.
Отсюда естественно возникает вопрос о сохранении здоровья детей, который должна решать школьная система физического воспитания учащихся. На протяжении всего периода ее функционирования эта система, ранее считавшаяся одной из лучших в мире по своей логике построения, научному обоснованию, направленности на всестороннее развитие физических возможностей человека и реализации его двигательного потенциала, сегодня не справляется со своей основной задачей—оздоровлением учащихся.
Школьная программа по физической культуре в существующем виде по-прежнему нацелена на формирование у них преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков. Однако научные исследования (Кончиц Н.С., 1989; Бойков Е.П., 2001, и др.), подтвержденные практическим опытом, показывают, что путь становления двигательных умений и навыков и их вегетативных компонентов, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требует значительно большего времени, чем это предусмотрено школьной программой. Другими словами, недостаточная физическая нагрузка минимизирует этот эффект и негативно влияет на здоровье школьников. Статистика показывает, что тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей. По данным Минздрава, абсолютно здоровыми сегодня можно считать не более 14--16 % выпускников школ.
В основе переживаемого школьной системой физического воспитания в настоящее время глубокого кризиса лежат, на наш взгляд, интенсивные социально-экономические перемены в жизни общества, которые не могли не выявить в этой системе следующие появившиеся противоречия:
между заданным видом школьной программы по физической культуре и отсутствием объективных условий для ее полной реализации (отношение общества к физической культуре как «физре», кадры, материально-техническая база и др.);
необходимостью построения физкультурного занятия как полноценной педагогической системы и фактическим отсутствием системного подхода в его организации;
необходимостью гармоничного физического развития детей и сохраняющейся в программах по физической культуре традиционной установкой «научения» их двигательным умениям и навыкам;
необходимостью разнообразить двигательный арсенал школьной программы по физической культуре и превалированием в ней гимнастических упражнений над движениями циклического характера;
необходимостью поддержания и развития оздоравливающего эффекта воздействия физической нагрузки на основные органы и физиологические системы организма школьников, обеспечивающей их оптимальную работоспособность, и недостаточным количеством часов в учебном плане в школьной программе на физическую культуру, которая сохраняет свою чрезмерно спортивную направленность;
необходимостью оценки двигательных способностей конкретного ученика на основе учета индивидуальных особенностей развития его организма и сохраняющейся на физкультурных занятиях жесткой отметочной системой;
необходимостью комплексного подхода к системе контроля за физическим развитием и двигательной подготовленностью школьников и недостатком адекватных методик такого рода.
Цель курсовой работы: представить опыт по организации и проведению мониторинга физических качеств обучающихся
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме педагогического мониторинга
Дать характеристику физических качеств
Представить диагностический материал по изучению уровня физического развития
Глава 1.Теоретические основы педагогического мониторинга.
1.1.Понятие мониторинга и сущность.
Мониторинг (от лат. Monitor) – напоминающий, надзирающий.Педагогический мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности.
Комплексный мониторинг – необходим для прогнозирования и реального управления качеством образования.
Цель комплексного мониторинга – выявить уровень знаний и здоровья, определить влияние на них инновационных учебных программ. Мониторинг – важнейший элемент в системе педагогического управления. В его рамках отслеживается, оценивается, корректируется и прогнозируется образовательная деятельность.
Задачи комплексного мониторинга: организация сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательного учреждения и педагогической системы в целом; обеспечение непрерывного отслеживания динамики показателей; прогнозирование по ним развития системы образования; осуществления обратной связи, отражающей соответствие фактических результатов поставленным качественным целям; надзор за качеством образования с помощью достоверной и оперативной оценки состояния дел в образовательном учреждении; определение качественных и количественных характеристик уровня знаний и показателей здоровья; разработка критериев, позволяющих принимать управленческие решения по организации учебного процесса; управление качеством образования.
Мониторинг здоровья – это: новое направление развития широкомасштабного тестирования в образовании, которое следует учитывать при построении общероссийской системы оценки качества образования;
отслеживание по результатам тестирования динамики показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности;
наряду с тестированием уровня знаний, комплексная оценка качества образования и организации работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
путь к профилактике негативных проявлений в молодежной среде;
принятие научно обоснованных решений по управлению системой образования;
использование для обработки результатов современных информационно-диагностических технологий;
специально организованные диагностические мероприятия (измерения), выявляющие отклонения от нормы состояния различных систем организма учащегося, необходимые для проверки эффективности внедрения различных инновационных оздоровительных и образовательных программ в учебных заведениях любого типа, а также для внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий. Очень важно уделять постоянное внимание использованию инновационных технологий, авторских программ по физическому воспитанию для оздоровления обучающихся средствами физической культуры и разнообразной двигательной активности.
Но не менее важно овладение методикой мониторинга показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности с целью оценки эффективности инноваций, внедряемых в учебный процесс.
Лечение становится очень дорогим, поэтому укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, использования оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов приобретает особую актуальность.
Науки о здоровье начинаются с самой древней, санитарии. Санитария – наука о сохранении здоровья, а не о лечении болезней. Санология – наука о здоровье, механизмах и условиях его обеспечения. Это учение о противодействии организма болезням, в основе которого лежит динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайных раздражителей. Валеология – наука о прямом пути к здоровью, изучающая особенности многих аспектов здорового образа жизни практически здоровых людей. Отличие санологии от валеологии (по Брехману) – в том, что она является косвенным путем к здоровью, а валеология – прямым. Различны и пути определения количества здоровья. По Н.М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма и рассчитывается с помощью резервных коэффициентов. По Г.Л. Апанасенко, для оценки уровня здоровья используются индексы массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, время восстановления частоты сердечных сокращений и т.д. По балльной шкале испытуемого относят к одной из пяти групп уровня здоровья: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья. По Р.А. Баевскому, в основе расчета уровней здоровья лежит количественная оценка протекания адаптационных процессов в организме человека.
Формирование приоритета здоровья должно стать задачей общества, в котором мы живем. А сегодня основная масса материальных ресурсов тратится на лечение в клиниках. Современные научные данные свидетельствуют о том, что здоровье нации не находится в прямой зависимости от величины расходов на здравоохранение. В 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние образ жизни, в 20% – наследственность, в 20% – состояние окружающей среды, и только в 8,5% случаев эксперты Международной организации труда оценивают вклад здравоохранения в общую сумму факторов, определяющих здоровье. Опыт самых богатых зарубежных стран показывает, что растущие затраты на медицину не всегда обеспечивают эффект. Здоровье, которое держится на тоннах лекарств и протезов, является фикцией. Поэтому деньги там вкладываются и в физкультурно-оздоровительные программы, направленные на формирование здорового образа жизни населения.
Правительство Российской Федерации озабочено решением ряда социальных проблем: выплатой зарплат, пенсий, стипендий, помощью безработным и другим наименее защищенным слоям населения. Однако решение этих проблем будет возможно, если сохранить здоровье нации, ее способность к воспроизводству рабочей силы в условиях рыночных отношений и различных форм собственности.
Начало XXI в. характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительным разрушением природных, физических и психологических свойств человека. Чем могущественнее становится интеллект, тем ощутимее разрыв между мозгом и телом. Образ жизни человека перестал совпадать с биологической схемой жизни. Человек как биологический объект претерпел незначительные изменения, цивилизация же сделала за это время гигантский скачок. Человек не успел приспособиться. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Это породило болезни и недуги вследствие резкого снижения двигательной активности, увеличения психологической напряженности, ухудшения экологической ситуации и т.д. Без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не сможет продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым. Мышечная деятельность как самый естественный и сильный раздражитель, способный изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Люди, сознательно относящиеся к физическому самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят все социально-бытовые неудобства.
Наш курс «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся» как никогда актуален и востребован. Об этом свидетельствует решение Правительства Российской Федерации от 25.09.06 одобрить и передать в Государственную думу Федеральный закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации». В статье 24 Закона «Физическая культура в системе образования» записано о проведении ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся». Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения в регионах Российской Федерации, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счет профилактики заболеваемости.
Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Ученые единодушны во мнении, что секрет качества жизни – в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут: замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и физической пассивности; уменьшить склонность к полноте; улучшить функции сердца и дыхательных органов.
1.2..Характеристика физических качеств школьников
Термины «физические качества»и «двигательные качества» используются в специальной литературе как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Применительно к динамике физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин « развитие» характеризуется естественный ход изменений качества, а «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей двигательного качества.
К физическим (двигательным) качествам относят силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость.
Обучение движениям и воспитание физических качеств в процессе физического воспитания тесно переплетаются. Воспитание физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма.
В подростковом и юношеском возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других качеств, что обусловливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у школьников.
В ходе развития различных функций организма отмечаются чувствительные периоды. Когда прирост физических качеств происходит особенно интенсивно. Так, для мышечной силы наибольшие темпы роста характерны в 13-15 лет. Показатели выносливости у девочек растут наиболее интенсивно в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков – в 14 лет. По мнению специалистов, возраст 8-11 лет – наиболее благоприятный для воспитания скоростных возможностей. Ловкость значительно труднее воспитывать у подростков по сравнению с детьми.
Силу человека можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
К числу важнейших физических качеств относится быстрота- способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени.
Основными факторами проявления быстроты являются: а) скрытый период двигательной реакции; б) скорость одиночного движения; в) частота движений.
Эти формы проявления быстроты не зависят одна от другой.
Ловкость определяют, во-первых, как способность быстро и прочно овладать новыми, сложнокоординационными движениями (способность быстро обучаться) и, во- вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапными изменениями обстановки. Существенное значение в воспитание ловкости имеет совершенствование функции двигательного анализатора. Чем, выше способность человека к точному анализу движений, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями или перестроить их.
В физическом понимании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением вызванным мышечной деятельностью. Различают выносливость общую и специальную. Общей выносливостью называют способность в течении продолжительного времени выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
Выносливость по отношению к определённой деятельности. Избранной как предмет специализации, называют специальной. В физическом воспитании употребляют термины: силовая, скоростная, прыжковая, статическая, динамическая и другие виды специальной выносливости.
Гибкость- это способность человека выполнять движения с большей амплитудой. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. У человека выделяют две основные формы проявления подвижности в суставах: а) подвижность при пассивных движениях; б) подвижность при активных движениях. Пассивное движение осуществляется в результате действия посторонних сил. Активное движение выполняется за счёт работы мышечных групп, проходящих через данный сустав.
1.3. Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе развития физических качеств
Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков. Для решения этих задач необходимо разработать критерии нормирования нагрузок для детей различных возрастных групп. При обосновании и градации физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям исследуемых, как правило, подходят с тех позиций:
градация физических нагрузок по отдельным физиологическим показателям, в частности по ЧСС, потреблению кислорода, легочной вентиляции и др.;
дозировки интенсивности физической нагрузки в зависимости от максимальной скорости передвижения;
оценки интенсивности нагрузки, исходя из максимальных энергетических возможностей организма.
В физиологии спорта чаще всего используются две классификации интенсивности физических нагрузок. Согласно одной из них, интенсивность физических нагрузок оценивается величиной потребления кислорода и затраченной энергии. В другом случае весь диапазон интенсивности физических нагрузок делится на зоны в зависимости от показателей механической работы, которую выполняет человек. В. С. Фарфель (1960), анализируя рекорды в различных видах спорта с циклическим характером движений, обратил внимание на четкую закономерность между скоростью преодоления дистанций и предельным временем, в течение которого эта скорость может поддерживаться. Им описаны четыре временные зоны. К первой зоне отнесены рекорды, укладывающиеся в отрезок времени до 20-30
секунд, ко второй – рекорды, время которых находится в диапазоне от 20-30 секунд до 4-5 минут, к третьей – рекорды от 5 минут до 30-40 минут и
к четвертой зоне – все рекорды, время которых превышает 30-40 минут. Классифицируют и физические упражнения и с учетом силы, скорости и продолжительности мышечного сокращения, подразделяя их на:
силовые, выполняемые с максимально возможным напряжением мышц в динамическом или статистическом режимах при малой скорости движения;
скоростно-силовые, выполняемые в динамическом режиме одновременно с большой скоростью и силой мышечного сокращения, что обеспечивает большую мощность;упражнения на выносливость, при выполнении которых мышцы сокращаются с меньшей силой и скоростью, но при этом во много раз возрастает во времени их способность выполнять работу.
При выполнении физических упражнений разной мощности и продолжительности вклад данных систем, как правило, неодинаков. В связи с этим физические упражнения подразделяются на группы с явным преобладанием анаэробного или аэробного путей энергопродукции, а также смешанного анаэробно-аэробного энергообеспечения. В спортивной физиологии приводятся соотношения трех систем энергообеспечения при выполнении анаэробных и аэробных циклических упражнений.
При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:
продолжительность упражнения;
интенсивность;
продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
характер отдыха;
число повторений упражнения.
При нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения физиологических процессов в связи с выполнением тренировочных занятий обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной гипоксии, но главным образом – под влиянием моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных навыков.
.Глава 2. Деятельность учителя физической культуры по изучению уровня развития физических качеств.
2.1.Учёт возрастных норм и особенностей телосложения школьников в развитии их физических качеств.
Один из краеугольных камней осуществляемой в стране реформы в школе – повышение эффективности воспитания и обучения на основе учёта возрастных особенностей организма школьника. Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирование физических нагрузок, оптимального соотношения умственной и физической деятельности возможно при условии строгого учёта возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей, характерных для определённых этапов развития детей.
В процессе физического воспитания следует учитывать основные закономерности развития детского организма и не рассматривать ребёнка как копию взрослого в миниатюре.
Чем меньше ребёнок, тем своеобразнее его организм его организм, тем и большей степени он отличается от взрослого, и процесс его созревания подчинён таким общим закономерностям: - неравномерность темпам роста и развития;
- гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем организма;
- обусловленность роста и развития отдельных органов и систем организма;
- обусловленность роста и развития половыми особенностями детей;
- биологическая надежность функциональных систем;
- обусловленность процессов роста и развития генетическими и средовыми факторами;
- акселерация физического и физиологического развития организма.
Н е р а в н о м е р н о с т ь темпов роста и развития проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного развития. В период бурного роста детский организм чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды, и прежде всего к ограничению его двигательной активности. Дело в том, что периоды ускоренного развития сочетаются со значительно активизацией энергетических и обменных процессов, что, в свою очередь, требует активизации двигательной деятельности.
На фоне общей неравномерности темпов роста и развития отдельные дети опережают своих сверстников и свой собственный хронометрический возраст. Может наблюдаться и обратное явление, когда у отдельных детей темпы развития замедляются. Такие дети составляют в каждой возрастной группе 10-20%. «Опережающие», или так называемые «акселераты», встречаются реже, чем «отстающие».
Наибольшее число «опережающих» встречается среди подростков. Их работоспособность, общая выносливость ниже, чем у детей, биологический возраст
которых соответствует календарному. Чаще они имеют избыточную массу тела за счёт жироотложения, у них выше показатели заболеваемости, чаще проявляются функциональные отклонения.
Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 3-5 лет.
Школьники с замедленным темпом развития характеризуются снижением большинства антропометрических показателей, отклонения параметров опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.
Резкое снижение работоспособности и ухудшение состояния здоровья отмечается у детей с отставания биологического возраста на 3 года и более.
Дети с отклонениями темпов роста и развития нуждаются в строгом дифференцированном подходе. Они зачисляются в подготовительные группы, группы здоровья. Систематические физические упражнения способствуют их гармоническому росту и развитию.
Если различия между биологическим и календарным возрастом находятся в пределах 1,5-2 лет, то это следует считать вариантом нормы и такое состояние не должно вызывать беспокойство врача и педагога.
Г е т е р о х р о н н о с т ь (неравномерность) хорошо прослеживается в развитии двигательной функции. Основные её показатели – сила, быстрота и ловкость – развиваются на протяжении всего школьного периода и в разные годы проходят с разной интенсивностью.
Так, прирост мышечной силы с 7 до 16 лет составляет 260% и наиболее выражается в первые 2-3 года после пубетртатного скачка роста. У девочек мышечная сила достигает своего максимума раньше, чему мальчиков. Девочки достигают этого уровня к 15, а мальчики только к 18 годам.
Таким образом, окончательное формирование различных органов и систем организма происходит неодновременно: развитие двигательного анализатора заканчивается в основном к 13-14 годам, развитие скелетных мышц продолжается значительно дольше, функция доставки кислорода к работающим мышцам достигает зрелости к 16-17 годам.
П о л о в ы е р а з л и ч и я в развитии функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной. Сердечно-сосудистой, физической работоспособности подтверждается тем. Что у мальчиков школьного возраста эти показатели выше, чем у сверстниц. Поэтому уже с 6 лет необходим дифференцированный подход при определении характера и интенсивности нагрузок.
Зависимость процессов роста и развития от факторов н а с л е д с т в е н н о с т и и с р е д ы имеет особо важное значение для организации и методики физического воспитания школьников.
Генетическая программа предопределяет темпы роста и развития, порядок созревания отдельных систем и органов, их биологическую надёжность. Однако эта программа допускает возможность воздействия различных факторов внешней среды, и прежде всего удовлетворение естественной потребности детского организма в движении, создание условий, обеспечивающих оптимальную двигательную активность, является одной из важнейших задач школы.
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.
В детском возрасте должен быть особо выделен период прихода ребёнка в школу. В этот период происходит адаптация к новым условиям существования, неодинаково переносимым детьми. В первые недели и месяцы обучения у первоклассников обнаруживаются неблагоприятные сдвиги нервной и сердечно-сосудистой систем, снижение темпов нарастания массы тела, изменения неспецифической реактивности организма. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в сроках адаптации от 3 до 16 недель. Вся учебная и игровая деятельность должна соответствовать их возрастным особенностям и функциональным возможностям. Утомление, развивающиеся в условиях увеличения объёма умственных и статических нагрузок, дефицит двигательной активности лимитируют работоспособность, ухудшают физическое развитие детей. Становятся причиной их заболеваний. Методика физического воспитания детей должна отвечать возрастным морфофункциональным и психическим особенностям их организма. На начальных этапах обучения необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.
Подростковый возраст характеризуется максимальным темпом роста, усиление окислительных процессов, нарастанием функциональных резервов организма, резко выраженными эндокринными сдвигами, процессами морфологической и функциональной дифференцировки головного мозга и внутренних органов. В период полового созревания возникает необходимость в дифференцированном подходе при определении величин физической нагрузки в зависимости от степени половой зрелости. В этом возрасте продолжается формирование позвоночника. Происходит интенсивный рост всех его отделов. Сохраняется опасность нарушения осанки и прогрессирования сколиозов. В связи с несовершенством нейроэндокринной регуляции нередко возникает нарушение пропорциональности в развитии отдельных органов и систем организма , в частности несоответствие между увеличением размера тела, ростом миокарда и объёмом сердца. Темпы увеличения объёма сердца не успевают за темпом физического развития. Создаются предпосылки для возникновения нарушений различных функций сердца.
Однако биологические перестройки организма, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагога исключительного внимания при дозировании физических нагрузок. Переоценка возможностей подростка может вызвать нарушения роста, развития и здоровья, развития полового созревания.
Старший школьный возраст (15-18 лет) характеризуется завершением полового созревания, резким уменьшением интенсивности прироста размера тела, завершением роста и окостенением длинных трубчатых костей, костей кисти и стопы, началом окостенения тел позвонков, грудной кости и срастанием её с рёбрами, сращиванием тазовых костей (хотя полное их окостенение происходит лишь к 20-25 годам). Происходит также значительный рост мышечной массы, утолщение миокарда, увеличение ЖЕЛ.
Создаются благоприятные условия для выполнения длительной интенсивной нагрузки. Однако необходимо помнить, что выполняются эти нагрузки при значительно большем напряжении организма, чем у взрослых.
Старший школьный возраст – это период интенсивного формирования самооценки. Важно, чтобы в семье и в школе с уважением отнеслись к успехам и с сочувствием к неудачам старшеклассников.
2.2. Диагностика уровня физического развития
В данном разделе мы хотим поделиться своими наработками по диагностике уровня физического развития с определением возрастных норм и особенностей телосложения у школьников, путём использования физических упражнений, который используем уже на протяжении 10 лет. В нашей школе создана хорошая спортивно-техническая база, которая отвечает уровню учебной и тренировочной работе. В связи с этим, чтобы просмотреть физическую подготовленность школьников нами была разработана программа по работе определения уровня повышения физических качеств. Прежде всего, мы поставили для себя целью, то, что уровень каждого ребёнка должен существенно меняться в положительную сторону. А это значит, что физическое составляющее каждого школьника должно быть определено, как исходная точка его физического состояния. Дети по природе своей разные, и, в выполнении заданий каждый добивается своего наивысшего результата. Оценка выполнения результата должна быть дифференцированной. Анализ и обработка результатов при выполнении физических упражнений дал нам понять и осмыслить дальнейшие действия по дальнейшей работе. На обсуждении, в методическом объединении учителей физической культуры, были вынесены и сформулированы следующие цели и задачи:- проанализировать состояние физического развития детей школьного возрастного уровня;- разработать дифференцированные контрольные упражнения для опорно-двигательного аппарата детей, с учётом биологического возраста и особенностей телосложения;- разработать шкалу уровня физической дееспособности по возрастным и биологическим возрастам;- разработать разновидности норм учебно- контрольных упражнений; разработать контрольные упражнения по дифференцированному методу;- определить оценку комплекса тестов;-
проанализировать дееспособность учащихся по уровню физической подготовленности;- определить методы и средства, по повышению уровня физической подготовленности учащихся школы.
На первом этапе необходимо было протестировать школьников. Для этого были определены 32 физических упражнений на выносливость, ловкость, координацию, силу, быстроту. Тестирование проводили в конце сентября (лёгкая атлетика)- октября месяца. Данные тестирования изучались, обрабатывались, просчитывались, составлялись таблицы и графики. Полученные результаты дали ясную картину физической подготовки школы
в целом. Были видны те пробелы в работе, которые мы не замечали. Проанализировали ситуацию, пришли к мнению, что в промежуточном этапе нам необходимо уделить большое внимание на учебно - тренировочную работу в тех разделах, где необходимо. Что было сделано? Было увеличено и уплотнено содержание по формированию и развитию двигательных качеств,
увеличили секционную работу, добавили количество внеклассных мероприятий с увеличением времени, систем и методов проведения. Результаты показали ту проблему, которую мы хотели увидеть. Какую? Это то, что школьников не обходимо делить на группы . Более сильных и развитых в одну группу, обычных в другую, толстых и больных в третью. Для их же пользы, в дальнейшем. Нам предстояло разработать дифференцированные контрольные упражнения для опорно-двигательного аппарата детей, с учётом биологического возраста и особенностей телосложения. Определить шкалу оценок возрастных и биологических возрастов. Определяем методы и средства по повышению уровня физической подготовки, а также способностей учащихся.
Технология разработки контрольных упражнений при выполнении учащимися в дальнейшем просчитывалась с нахождением среднеарифметического значения каждого класса в отдельности, затем параллель классов вместе с поиском среднеарифметического значения, делается сравнение между классами, с определением выводов по дальнейшей работе над этим качество, то есть нахождение средств и методов по повышению двигательного уровня.
Все данные, которые мы определили в первом полугодии, используются в течение учебного года, как точка отчёта работоспособности учащихся. В конце второго полугодия делается повторная диагностика на физические качества, такими же контрольными упражнениями.
Получая данные второго полугодия, сравнивая с первым, наглядно прослеживаем результаты. Определяем, что изменилось или наоборот ухудшилось.
По полученным результатам составляем таблицы оценочных нормативов, с нахождением среднего значения первого и второго полугодия. По коэффициентам рассчитываем уровни физической подготовленности учащихся: низкого, среднего и высокого. Условно их называем А.В.С. Где уровень А является высоким показателем среднеарифметического значения. Уровень В – средним, С –низким.
По определённым коэффициентам во всех уровнях (А.В.С.), мы находим свои три уровня, то есть также низкий, средний и высокий. Определяем в группе А – низкий, средний и высокий уровень, То же и в группах В,С.
В дальнейшем составляем оценочные нормативы физической подготовленности учащихся. Теперь, мы даём каждому ученику свою физическую подготовку, своего исходного уровня.
Ученик может на выбор использовать одну из групп А.В.С. А так же может работать сразу по трём группам А,В,С с выбором определённого уровня.
Допустим ученик выбирает группы А,В,С- средний уровень, из этого значит, что оценка его результата будет следующий. Хоть в группе С,
которая является удовлетворительной (3 балла), но её средний уровень, с оценкой 4 балла будет фактически являться оценкой -3.
В группе В средний уровень совпадает с оценкой 4. А в группе А средний уровень будет являться оценкой – 5 баллов. Так как группа А- это высокая, т.е. отличная группа.
Эта система, мы считаем, самая приемлемая. То есть учащийся может выбрать три варианта групп варианта групп А,В,С либо низкий, либо средний, либо высокий, просматривая свои результаты. А также может начинать с более низкого уровня с переходом в следующие полугодие на более высокий уровень. По желанию ребёнок выбирает сам свою группу. Наиболее подготовленные учащиеся могут брать самую высокую группу – А (фактически эта группа для спортсменов-школьников).
Группа С может использоваться для учащихся подготовительной группы.
В результате работы были сделаны следующие выводы:
Во-первых, была решена основная задача по определению возрастных норм с учётом биологического возраста учащихся.
Во-вторых, определена физическая подготовленность учащихся.
В-третьих, разработана система для учащихся с различными состояниями здоровья.
В-четвертых, подготовлена избирательная система выбора группы для каждого учащегося.
2.3. Рекомендации по организации и проведению мониторинга
Проведение мониторинга дало возможность рекомендовать учащимся, по повышению физической подготовленности, включать в свои занятия физические упражнения по дифференцированному методу с определением группы подготовленности по уровню значимости.
Мы рекомендуем, исходя из данных полученных в работе, применять оценочную систему. Только для той категории детей, которая была в эксперименте.
Также рекомендуем вести весь сбор информации данной работе, только для своих классов т.е. для классов, в которых учитель проводит учебные занятия.
Все полученные данные, мы рекомендуем использовать, как стимул для занятий физическими упражнениями, по повышению своего физического потенциала.
Рекомендуем не сравнивать учебные нормативы из государственной программы с полученными данными. Данные могут быть различными. Данные работы являются лишь рекомендательными в работе учителя физической культуры.
Выводы
Организация двигательного режима школьников на фоне современной интенсификации образовательного процесса, как никогда, требует от педагогов непременного учета биологических закономерностей развития детского организма. В связи с этим серьезную озабоченность вызывает явная недостаточность физической нагрузки школьников в учебно-воспитательном процессе. В существующем виде школьная программа по физической культуре, предусматривающая только два занятия в неделю (68 часов на год, что не превышает 12--15 % общего бюджета времени всех дисциплин учебного плана), не может обеспечить должного физического развития детей в процессе физкультурных занятий. Причиной этого является чрезмерный временной разрыв между занятиями, который составляет 3--4 дня. Такой разрыв, во-первых, не сохраняет накопленный организмом «про запас» для последующей мышечной работы потенциал и приводит к его утрате.
Во-вторых, функции организма, в которых наметилась положительная динамика в результате действия физической нагрузки, возвращаются в «исходное состояние», что не создает прогрессивных изменений этих функций и систем, лежащих в основе тренирующего эффекта.
В-третьих, не обеспечивается включение основного физиологического механизма перехода от срочной адаптации к долгосрочной. В результате системный структурный след не образуется.
Еще одним аргументом не в пользу длительного временного разрыва между занятиями выступает утверждение Фольборта Г.В. (1989) о том, что тренирующим эффектом воздействия физической нагрузки на организм человека является увеличение энергетического запаса клетки, которое проявляется в периоде восстановления в виде повышенной работоспособности («фаза суперкомпенсации»).
Установлено, что эта фаза возникает, как правило, на следующий день после занятий (эффект кумуляции). Следовательно, достичь этого эффекта можно лишь в том случае, если разрыв между занятиями не будет превышать двух дней (48 часов), а количество занятий в неделю будет не менее трех.
Список литературы
1. Ланда Б.Х. Практические рекомендации по массовому широкомасштабному тестированию показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, характеризующих состояние физического здоровья обучающихся: Для педагогов и специалистов, отвечающих за здоровье молодого поколения в образовательных учреждениях любого вида (школа, ДОУ, вуз и т.д.). – Управление образования г. Казани, 2006. – С. 16.
2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.
3. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). – Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002
4. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: АДЕПТ, 1998.
5. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования. // Известия Российской Академии образования. – 2001. – № 1. – С. 35–37.
6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000.
7. Ланда Б.Х. Методика, понятия и критерии физической культуры в оценке качества образования. // I Международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры». – СПб., 2006. – С. 128.
8. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
10. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. / Сост. Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. – М.: СпортАкадемПресс, 2001..
11. Хлебников В.А. и др. Основные принципы построения понятий и терминов педагогического тестирования. Стандарты и мониторинг в образовании – 2003. – № 2. – С. 53.11. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
12. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. 269 с.
13.Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. М., 2001. 128
Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 288 с.
15.Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М., 2000. 495 с.
16.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2002. С. 64--237.
17.Симонов В.П.. Педагогический менеджмент: Учебное пособие. М., 1997.
С. 36--114.
18. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика. – М.: Советский спорт, 2005.
19. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях. – М.: Советский спорт, 2007.
20. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.
21. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (части 1 и 2) МО РФ. – М., 2002.
22.Фольборт Г.В. Процессы утомления и восстановления высшей нервной деятельности и практическое значение их изучения // Физиологические процессы утомления и восстановления. Киев, 1989. С. 7
23. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.