Освоение и достижение личностных результатов образования по ФГОС у учащихся 5-х классов средствами предметной области «Искусство» (изобразительное искусство).


Тема: Освоение и достижение личностных результатов образования по ФГОС у учащихся
5-х классов средствами предметной области «Искусство» (изобразительное искусство).
Теоретический блок
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
МетапредметныеВиды УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные результаты
позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, они позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ:
Формирование отношения к культуре
Формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусства на основе их адекватной эстетической оценки
Формирование навыков самостоятельной художественной деятельности
Способности:
Действия в разных сферах деятельности
Действие в самостоятельном поиске решения задач, алгоритмов и способов решения, оценке полученных результатов
Тема года в 5 классе: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Тема полугодия: Русское народное декоративно-прикладное искусство
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лбу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Мезенская роспись.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Личностные результаты Характеристика Задачи Использование на уроке
Самоопределение.
Это самопознание, самооценка, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (какие цели я ставлю), что я могу (представление о своих возможностях), что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую), что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).
Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Задачи самоопределения:
«Я знаю...»;
«Я умею...»;
«Я создаю...»;
«Я стремлюсь...». Итоговым этапом урока является рефлексия, поэтому каждый ученик может сказать
«Я уважительно отношусь к русским народным традициям, осознаю значимость русских народных промыслов, понимаю, что эти знания мне нужны».
В них отражена культура и ментальность всех народностей, исторически проживающих в нашей стране. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают не только художественные традиции нации, но и миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Это произведения декоративно-прикладного искусства, обладающие не только значительными эстетическими ценностями, но и отражающие духовную сторону народной культуры.
Поэтому Тема: «Искусство гжели»
«Я знаю о русском народном промысле – гжельской росписи, его особенности и историю»;
«Я умею создавать композицию, применяя элементы гжельской росписи, понимая значимость профессии художника по декоративно-прикладной работе»;
«Я создаю образ значимого народного промысла в культуре России»;
«Я стремлюсь наиболее полно и правильно передать искусство гжели».
смыслообразованиеСмысл учебной деятельности. Формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение». Я понимаю, что занятия прикладной деятельностью помогут мне раскрыть свои творческие возможности, я научусь изображать мир, его явления и тайные смыслы, заложенные в русских народных промыслах.
нравственно-этического оценивания.
Способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности. Выделение морально-этического содержания событий и действий.
Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора. Занятия изобразительной деятельностью помогают расслабится, и выплеснуть накопившиеся эмоции на лист бумаги, а не на окружающих.
Я понимаю, что образованный человек, зная всю ценность культурного наследия, не станет умолять значение памятников культуры, будет их беречь и прославлять.
Уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Ответственного отношения к собственным поступкам;
Свойства
личности Компетентность Способность На уроке
Чувствующая Эмоциональная - владение эмоциями: умение адекватно выражать эмоции.
- эмпатия(сопереживание): умение получать эмоциональное удовлетворение от соприкосновения с прекрасным.
- наслаждение красотой: умение адекватно переживать встречу с прекрасным, и передавать переживания художественно-эстетическими эмоциями. На каждом уроке – визуальный ряд, подборка наглядного материала осуществляется с учетом его эстетической красоты. Дети с наслаждением любуются народными промыслами и дают оценочные суждения о каждом из промыслов.
Отражающая Рефлексивная - умение различать основные эстетические категории, иметь представления о них (прекрасное, безобразное)
- умение анализировать свои чувства и ощущения
- самоконтроль: умение
а) управлять своими эмоциями, поведением,
б) контролировать и оценивать своё поведение с точки зрения нравственных, эстетических норм
в) контролировать и оценивать свою деятельность Обучающиеся понимают, что возгласы при просмотре визуального ряда не уместны на уроке, дожидаются высказывания мнений
В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей также воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности
Познающая Когнитивная - познание мира: умение на научном, художественно-эстетическом, практически житейском уровнях познавать мир, расширять сферу своих интересов и деятельности
- умение соотносить себя с миром
- умение соотносить внутреннюю и внешнюю мотивацию
- умение находить сравнения, метафоры, предметные параллели для характеристики объектов и явлений.
- умение постигать содержательную суть объекта и явления (сакральность)
- умение чутко воспринимать «эмоциональный тон» всех явлений, воспроизводить их в памяти и творческой деятельности
- умение нестандартно мыслить, находить приемлемый вариант решения,
- самопостижение: умение прислушиваться к себе и соотносить «Я-реальное» и «Я-идеальное» Познание мира происходит посредством изучения народных промыслов России. Народное декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В ходе наблюдения акцентируется внимание на особенностях строения, форме; использовании изобразительных элементов, несущих содержательную нагрузку, и бесконечном варьировании традиционных мотивов; декоративности цвета; выразительности используемых материалов, целостности всех составляющих элементов художественного образа.
При изучении орнаментальной композиции, у учащихся формируются понятия о стилизации и трансформации, они видят, что для росписи необходимо упрощение фигур человека и животного.
Что в свою очередь показывает разнохарактерность восприятия изображённых объектов.
Колористическая наполненность промыслов даёт «эмоциональный тон» учащимся. Они понимают, что цвет играет важную роль в чувственном восприятии и гармонично распределяют цветовые нюансы в своих работах
Адаптивная Социальная - умение соотносить личностные потребности и потребности общества, соотносить со своими целями и возможностями
- умение соотносить своё поведение с принятыми нормами поведения (гражданские, национальные, общечеловеческие)
- умение выбирать модель поведения, приводящую к личностному росту и социальному развитию
- умение различать позитивные и негативные явления в жизни, создавать психологический «иммунитет» к негативу Дети осознают, что дисциплина важна и от нее зависит исход урока, знают о технике безопасности на уроках ИЗО.
Действующая Деятельностная- творческая деятельность как самореализация: умение занимать авторскую позицию, увлечься творчеством и увлечь им других
- погружение в деятельность: умение управлять своей волей во время выполняемой работы, преодолевать препятствия, сохранять веру в себя
- умение выстраивать свою деятельность как последовательность операций
- умение видеть цель и понимать смысл своей деятельности и пути своего развития Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира
Ученик понимает, что он отражатель культуры. Он воспроизводит произведения искусства в авторской интерпретации. Для каждого урока в практической деятельности характерен алгоритм выполнения действий, который дети стараются выстроить сами. Цель каждой работы выстраивается в начале урока и формулируются критерии самооценивания.
Цель: создать эскиз украшения посуды гжельской, хохломской, городецкой росписью
Например, в любой росписи этап самооценивания:
1. Компоновка в выбранной форме, соразмерность с рисунком
2. Правильный выбор элементов конкретной росписи
3. Правильное цветовое решение
4. Аккуратность выполнения работы
5. Завершённость работы
Обобщающая Коммуникативная - знание способов коммуникации
- умение адекватно воспринимать речь собеседника, вести диалог, - умение давать нравственную и правовую оценку своим действиям и других людей;
- умение постигать культуру своего народа; узнавать и отличать её На каждом уроке каждый ученик узнаёт, постигает свою культуру и учится видеть её уникальность и отличать её от других
Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выходить на исполнение масштабных работ, в ходе выполнения которых формируются межличностные отношения. При рассматривании школьниками подлинных предметов декоративно – прикладного искусства, как правило, формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. При  создании коллективных работ у учащихся воспитываются умения объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, и помогать другим
Миро-любящая Альтруистическая - умение любить своё отечество, ценить исторический, культурный опыт своей страны;
- знание достоинств и недостатков объекта любви Постигая свою культуру, ученик узнаёт её значимость и воспитывает любовь к родине. Народное искусство всегда является воплощением представления народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Воспитание чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
Себя-творящая Себя-созидающая - знание своих возможностей, своей ценности
- знание путей своего собственного художественно-эстетического развития
- понимание значимости освоения различных видов искусства с целью обретения личностной успешности
- умение удовлетворять свои художественно-эстетические потребности яркими художественными впечатлениями
- умение видеть красоту во всех проявлениях
- умение прогнозировать своё творческое развитие, оценивать творческие возможности
- умение осуществлять исследовательску деятельность по алгоритму Изучая изо, каждый видит свою ценность как творческого человека. Каждый может пойти по собственному пути художественного развития, выбрать близкое именно ему.
В каждой профессии могут пригодиться знания о изобразительной деятельности, приобретения навыков изобразительного воплощения образа помогут во всех сферах жизни.
- учатся видеть красоту во всех её проявлениях, испытывать потребность в художественных впечатлениях.
- учатся давать адекватную оценку своего творчества
Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности ученика, его предпочтения, глубину восприятия содержательного материала, меру художественного вкуса, способность к обобщению, стилизации.
Мир-творящая Мир-созидающая - умение «одушевлять» мир и строить образ на основе собственных представлений
- умение активно включаться в творческий процесс
- умение правильно выбирать стратегию и технологию реализации творческого замысла
- умение адекватно оценивать индивидуально-общественную значимость своего творческого продукта
- умение радоваться процессу и результату своей работы На основе полученных образов, ученик может построить свой образ и может включиться в творческий процесс
Ученик адекватно оценивает значимость своего творческого продукта
Ученик радуется процессу и результату своей работы
Обобщение изученного.Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:
№ Технология Какие личностные УУД развивает
1 технология проблемного обучения стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения
2 проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов
3 ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации
4 технология уровневой дифференциации (обучение каждого на уровне его возможностей и способностей). формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели
5 технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия
6 технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения
Практический блок
Что формируем?
Составьте учебные задачи, которые развивают личностные УУД
№ п/п Предмет Задание УУД
1 Учимся определять и находить личностные УУД
Какие личностные УУД мы можем найти в мульфильме «Котенок с улицы Лизюкова»? Что полезного транслирует мульфильм?
Личностные УУД Виды Что полезного «транслирует» мультфильм
Уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им нравственно-этического оценивания Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности Самоопределение Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий смыслообразование Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты нравственно-этического оценивания Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях Самоопределение Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну нравственно-этического оценивания Выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома нравственно-этического оценивания Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий Самоопределение Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.
Упражнения для развития личностных универсальных учебных действий
Упражнение «Путешествие по Стране Эмоций»:
Продолжительность: 30-40 минут.
Цель: знакомство с миром эмоций.
Необходимый материал: на листе ватмана изображена символическая карта Страны Эмоций. На ней помещены Вулкан Гнева, Пещера Страха, Болото Лени, Океан Любви, Река Добра, Мост Взаимопонимания и т.п. Все эти объекты соединены тропинкой, по которой ведущий двигает магнит, «совершает путешествие». Можно организовать музыкальное сопровождение (например, звуки природы).
Процедура: Ведущий рассказывает сказку о Стране Эмоций, предлагает ребятам совершить путешествие. Каждый объект подробно обыгрывается, идет обсуждение. Дети рассказывают о своем опыте, о своих переживаниях. В конце подводится итог о важности эмоций в жизни человека.
Упражнение «Моя Вселенная»:
Продолжительность: 25-30 минут.
Цель: осознавание собственной уникальности и неповторимости.
Процедура: Работа ведется в кругу. Ведущий просит участников тренинга по очереди ответить на следующие вопросы:
твое любимое занятие...,твой любимый цвет...,твое любимое животное...,твой лучший друг...,я хочу быть...,твоя любимая одежда...,твое любимое время года...,
твой любимый герой...,любимая игра и т.п.
В заключение ведущий говорит о неповторимости внутреннего мира каждого человека.
Упражнение «Ромашка радости»:
Продолжительность: 10-15 минут.
Цель: переживание положительных эмоций.
Необходимый материал: сделать заготовки ромашек из бумаги форматом A3. Раздать детям наборы карандашей, красок, мелки.
Процедура: Каждый ребенок получает бумажную ромашку, в середине цветка рисует весёлую мордочку. После беседы о чувстве радости, на лепестках дети пишут окончание предложения «Я радуюсь, когда...». Делается выставка цветов, и анализируются полученные результаты. Особое внимание уделяется социально - значимым ответам (порадоваться за другого человека, порадовать другого человека и т.д.).
Упражнение «Азбука эмоций»:
Продолжительность: 25 минут.
Цель: обучение распознаванию эмоций по мимике.
Необходимый материал: раздаточное лото с изображением эмоций.
Процедура: Ведущий раздает ребятам карточки лото. Дети должны показать мимикой ту эмоцию, которая указана на их карточке. После того как все выполнили задание, идет обсуждение: у кого это лучше получилось и почему.
Упражнение «Чашка доброты»:
Продолжительность: 10-15 минут. Цель: обсуждение понятия «доброта».
Необходимый материал: на листе ватмана нужно нарисовать большую кружку с надписью «Чашка доброты».
Процедура: Ведущий просит вспомнить детей те ситуации, в которых проявлялось добро, ассоциацию с каким напитком вызывает слово «Доброта». Идет обсуждение. В конце упражнения ведущий просит заполнить «Чашку доброты» добрыми делами и подводит итоги упражнения.
Упражнение «Магазин чувств»:
Продолжительность: 40 минут.
Цель: осознавание своей потребности в определенных чувствах, и стремления избавиться от некоторых из них.
Необходимый материал: примерно 10-15 карточек из цветной бумаги размером 5x18 см с названием различных чувств, эмоций и состояний (например, нежность, радость, воля, обида, злость и т.д.). К каждой из них прилагаются около 10-15 карточек размером 2x5 см того же цвета, но без надписи. Коробка для хранения материала.
Процедура: Ведущий объявляет об открытии Магазина Чувств, в котором можно приобрести недостающее чувство. В начале игры детям раздается по 10 маленьких цветных карточек, которые служат им для расчета с продавцом, а большие карточки с названиями чувств лежат на витрине. Далее в порядке очередности совершаются сделки, например: ребенок говорит: «Я хочу приобрести 3 спокойствия (карточки синего цвета), готов расплатиться за это 2 карточками нежности (фиолетовые) и 1 карточкой злости (черного цвета)». Ведущий рекламирует свой товар, торгуется и оставляет за собой право последнего голоса. Покупки совершаются несколько раз до того момента, пока каждый из участников не будет удовлетворен своим набором чувств. В конце упражнения проходит обсуждение окончательного набора эмоций каждого участника, обоснование своего выбора.