Мы в ответе за свои поступки

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»












Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Тема: «Мы в ответе за свои поступки»







Классный руководитель
Шуфаева Ольга Сахиповна










Цели: профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних; воспитание правового сознания учащихся.
Задачи:
- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
- формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Классный час проводится в средних классах школы, с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитания правового сознания учащихся.


























- Ребята, вы вступили в сложный и интересный возраст - 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь!

Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки». (Слайд №1)
Цель нашего классного часа: профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний. (Слайд №2)
Почему люди совершают преступления? (Ответы детей)
Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывать деньги, отказывать себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление» Для начала  давайте разберёмся,  что они означают. Потому что многие путают эти два понятия.
Необходимо к этим понятиям найти определения. (На доске карточки)
Проступок.                        Правонарушение.             Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций
Ситуация № 1. (Слайд № 3)
Пятиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки.
Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. (Зачитывает учитель)
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. (Слайд № 4)
Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это правонарушение, предусмотренное статьей 20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Это мелкое хулиганство: штраф от 500 до 1000 руб, административный арест до 15 суток.
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. (Слайд № 5)
Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
- Это лишение свободы от 7 до 15 лет со штрафом до 1 млн руб.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- За каждый проступок или преступление человек несёт ответственность.


Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
(памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок.
(Слайд № 6)
Уголовная ответственность наступает с 14 лет за: (Слайд № 7)
- убийство;
- умышленное причинение тяжкого, среднего вреда здоровью;
- похищение человека;
- изнасилование;
- кража, разбой, вымогательство;
- умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества;
- терроризм
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. (Слайд № 8)
Административная ответственность наступает с 16 лет за: (Слайд № 9)
- нарушение пожарной безопасности;
- мелкое хулиганство (нецензурная брань в общественных местах, драка и т. д);
- оскорбительное приставание к гражданам;
- распитие спиртных напитков и пива в общественных местах и появление в пьяном виде.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины. (Слайд № 10)
Виды дисциплинарной ответственности: (Слайд № 11)
- опоздания на уроки;
- уход с уроков в течение дня;
- отказ от участия в труде по самообслуживанию и дежурству по школе;
- курение в школе и на территории;
- употребление алкогольных напитков, наркотических средств;
- нарушение дисциплины на уроках;
- прогулы уроков без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения, т.е. нарушитель отвечает своим имуществом, а не личностью. (Слайд № 12).
Виды гражданско-правовой ответственности: (Слайд № 13)
- причинение вреда чьему-либо здоровью;
- оскорбление чести и достоинства личности;
- порча школьного имущества;
- испорченные и утерянные учебники и т.д.
Если нарушителю нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый  вред будут нести  родители или опекуны.
            Если нарушителю от 14 до 18 лет – он сам должен будешь возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у тебя его нет или его недостаточно – возмещать опять же будут твои родители.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88)
(Слайд № 14)

· штраф;

· лишение права заниматься определенной деятельностью;

· обязательные работы;

· исправительные работы;

· арест;

· лишение свободы на определенный срок.

(НА ДОСКЕ) ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
А – административная Д – дисциплинарная
У – уголовная Г – гражданско-правовая
Задания для учащихся.
 1. Разбор ситуации (работа в группах).
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать? Г
 №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? А
Наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
 №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.
Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? У
Если это единичный случай - поставят на учет. Если были случаи, связанные с кражей - могут завести дело.
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
- Какое правонарушение совершили подростки?
- С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? А
Эти действия квалифицируются, как мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф от 500 руб. до 2500 руб., исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.
№5 Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.
  - В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).
 Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.
- Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).
 
 - Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
 И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие. (Слайд № 15)
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Притча
Было это давным – давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над своим учителем, он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у учителя, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и она улетит». Когда ученик пришёл к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая», учитель был мудрым человеком и ответил «Всё в твоих руках...»
Всё в ваших руках – пойдёте дорогою добра или выберите плохой путь, только постоянная работа над собой поможет каждому из вас преодолеть личные плохие качества, приумножит ваши достоинства.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!
Закончить я хочу словами французского философа-просветителя VIII века Вольтера:
«Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему»























Викторина «Закон и я».
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?
Согласно УК РБ – с 16 лет.
2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?
Нет.
3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?
Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.
4. Где отбывают наказание несовершеннолетние?
Осужденные впервые – в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы – в колонии усиленного режима.
5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?
Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.
6. Какие бывают виды задержаний?
Административное – не более чем на 3 часа по подозрению в совершении административных нарушений.
Уголовно-процессуальное – до 72ч. по подозрению в совершении преступления.
7. Вас задержали в 23 часа 15 мин. без сопровождения взрослых. Какое наказание вам грозит?
Штраф до 3 мин. зарплат с родителей или лиц, их замещающих; или из несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок.
8. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонить в милицию, сообщив, что в здание лицея заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов?
Штраф на родителей до 10 мин. зарплат.
9. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?
Эти действия квалифицируются, как мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.
10. Вас задержали и доставили для допроса в отделение полиции. Какие существуют правила проведения допроса несовершеннолетних?
Допрос должен вестись в присутствии родителей, представителей лицея, родственников или других взрослых.
11. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?
Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат.
12. Подросток, находясь на дискотеке, приобрел для себя наркотик. Подлежит ли наказанию его поступок?
Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших количествах наказывается штрафом до 5 мин. зарплат.
13. Какие наказания Предусмотрены за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте?
Подкладывание на ж.д. пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов – штраф до 5 мин. зарплат. Переход по железнодорожным путям в неустановленном месте – штраф от 0,1 до 0,5 мин. зарплат.
Повреждение железнодорожных путей, путевых объектов и сооружений, устранение сигнализации – штраф от 2 до 5 мин. зарплат.
14. 16-летний подросток повредил или уничтожил телефон-автомат. Какое наказание ему грозит?
Штраф на родителей или лиц, их замещающих, 5-10 мин. зарплат.
15. С какого возраста наступает административная ответственность?
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
17. За совершение каких преступлений подлежат уголовной ответственности несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет?
Убийство, посягательство на жизнь работника милиции, дружинника, военнослужащего и их родственников, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, грабеж, хищение имущества в особо крупных размерах, вымогательство, кража; злостное хулиганство и др.
Рефлексия.








А У
Г Д
АДМИНИСТ
РАТИВНАЯ
УГОЛОВНАЯ
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ
Ситуация №1.
Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.
Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать?

Ситуация №2.
Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.
Какое правонарушение совершил подросток? Какое наказание ему грозит?
 

Ситуация №3.
Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.
Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

Ситуация №4.
Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки?
С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

Памятка
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения, т.е. нарушитель отвечает своим имуществом, а не личностью.


Памятка
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения, т.е. нарушитель отвечает своим имуществом, а не личностью.

Группа № 1
(Ситуация № 1, № 3)


Группа № 2
(Ситуация № 2, № 4)


ПРАВОНАРУШЕНИЕ

нарушение закона, за которое предусмотрено наказание
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
серьезное нарушение закона, за которое привлекают к уголовной ответственности
ПРОСТУПОК
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЕ


нарушение правил поведения
15