Конспект урока литературного чтения на тему: Добро побеждает зло 2 класс
Образовательное путешествие «Добро побеждает зло»
2 класс, уроки литературного чтения
учитель начальных классов Веретенникова Е.В. МБОУ СОШ №85 г. Ульяновск
При использовании технологии следует помнить, что наиболее применима она в том случае, когда имеется интересный учебный материал, позволяющий организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Поэтому была выбрана тема «Сказки как жанр устного народного творчества»
На тему «устное народное творчество» по литературному чтению запланировано 15 часов. На образовательное путешествие по сказкам отведен промежуток времени – 3 недели.
На первом уроке познакомились с понятием «сказка»
Учитель:
- Ваши предложения о том, как мы можем провести обобщающий урок по теме «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (выдвижение идей).
- Какой урок мы можем взять для себя, читая сказки. Всегда ли в сказке побеждает добро? (проблема)
Определяем тему «Добро побеждает зло»
Ставим цели и задачи. Определяем, как , каким способом можем достичь цели?
Учитель, используя технологию образовательное путешествие, не может знать, какие результаты работ будут представлены детьми после работы на маршрутах.
Цели путешествия:
продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром;
показать жанровые особенности сказок;
организовать совместную деятельность учащихся и родителей по выполнению выбранных заданий путешествия.
Подготовительная работа по организации путешествия имеет огромное значение. Учитель обращает внимание на виды деятельности, учит ставить цели, работать с источниками информации.
Виды деятельности, в которые включены учащиеся во время путешествия
рецептивная:
1)чтение сказок;
2)наблюдение над языком сказок;
продуктивная, творческая:
1)создание сочинения-сказки;
2)иллюстрирование любимых сказок;
3)устное словесное рисование;
4)инсценирование сказки
исследовательская:
1)сопоставление разных видов сказок;
2)выявление сюжетных, языковых и структурных особенностей сказки.
На уроке «Сказка как жанр устного народного творчества» дети знакомятся с классификацией сказок, их структурой (презентация)
Цель: познакомить с классификацией русских народных сказок и их структурой, доказать, что в сказках добро побеждает зло на примере героев сказок
- Кого из героев сказок можете назвать, которые отправляются в путешествие.
- Что мы возьмем с собой в путешествие? Что должны узнать?
Выбор задания
Цель: представить задания – маршрутные листы путешествия с комментариями:
создание сочинения-сказки – «Литераторы»;
иллюстрирование любимых сказок - «Художники»;
мини – опрос учащихся 1и2 классов «Журналисты»;
Инсценирование сказок – «Сценаристы»;
Учащимся выдаются маршрутные листы, которые они заполняют по мере выполнения задания. Сами формулируют цель и ставят задачи, ориентируясь на учебные вопросы.
Маршрутный лист группы «Литераторы»
ЦЕЛЬ:_____________________________________________
Задачи:
Проблемный вопрос учебной темы
Всегда ли в сказке побеждает добро?
Вопросы – ориентиры
1. Найди в библиотеке сборник сказок?
2. Назовите признаки сказки.
3. Сочини свою сказку? Докажи, что это сказка.
4. Чему учит твоя сказка? Какова ее главная мысль?
Этапы путешествия дети заполняют самостоятельно. Получает каждая группа.
Можно указать дату выполнения
Этап путешествия
Наша работа
Наши результаты
Наши вопросы, размышления
Начало пути
Ставим цель и задачи, распределяем поручения. Размышляем..
Цель и задача поставлены
Нужна помощь учителя
( библиотекаря, родителей)
Работа на маршруте
В библиотеке ищем сказки, в интернете.
Определяем признаки сказки,
Сказка выбраны. Сочиняем свои.
Продумать оформление. Помощь родителей
Подведение итогов
Оформление сказок. Готовимся к выступлению
Было интересно. Выступили хорошо.
Маршрутный лист группы « Журналисты»
ЦЕЛЬ:______________________________
Задачи:
Проблемный вопрос учебной темы
Всегда ли в сказке побеждает добро? Все ли герои сказок совершают добрые поступки?
Вопросы – ориентиры
1.Проведи опрос учащихся 1,2 классов:
2. Что такое добро?
3. Какие вы добрые дела совершаете?
4. Можно ли сказать, что добрых дел вы совершаете больше?
5. Какие поступки можно назвать «плохими»?
6. Какой вывод можно сделать по опросу?
7. Обобщите данные, сделайте вывод
Маршрутный лист группы «Художники»
ЦЕЛЬ:_________________________________
Задачи:
Проблемные вопросы учебной темы
Какие черты характера героев отображают
иллюстраторы сказок?
Вопросы - ориентиры
1. Назовите главных героев известных вам сказок
2. Нарисуйте рисунок к сказке.
3. Почему именно этого героя вы изобразили?
4. Проведите защиту своих работ.
Маршрутный лист группы «Сценаристы»
ЦЕЛЬ:______________________________
Задачи:
Проблемные вопросы учебной темы
Какой вывод мы можем сделать на основе инсценированных сказок, анализируя поступки и действия главных героев.
Вопросы – ориентиры
Найдите сказки, которые можно инсценировать на итоговом мероприятии «Добро побеждает зло»
Продумайте, какие реквизиты можно использовать, как передать характер героя?
Совместно с родителями подготовьте инсценировку эпизода сказки.
Работа на маршрутах проходит через:
Внеурочная деятельность (кружки)
Самостоятельная работа детей на маршруте (библиотека, учителя, интернет, материалы экскурсий, музей и др.)
Совместная работа с родителями
Оформление материала
Завершение путешествия. Дети представляют свои работы
КВН «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», обобщающий урок
Выступление «Художников», «Литераторов», «Журналистов»
Праздник « Добрым на свете жить веселей» совместно с родителями. Выступление «Сценаристов»
Обсуждение результатов путешествия. Поощрение учащихся за работу.
Рефлексия
Какова была идея путешествия?
В чем заключалась проблема?
Как решалась проблема?
Какие результаты путешествия мы хотели получить? Какие получили?
Какие возникли трудности во время путешествия?
Что больше всего запомнилось?
Работая по маршрутным листам в рамках технологии образовательного путешествия,
у детей повышается уровень готовности к самостоятельному усвоению новых знаний, умений, компетенций; к самообразованию; к коммуникациям с другими людьми на основе внутренних и внешних ресурсов.
15