Развернутый план-конспект урока по теме Зло порождает и приумножает зло


Предмет: «Основы духовно – нравственной культуры народов России».
Модуль: «Основы мировых религиозных культур».
Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ ООШ с. Воецкое МО «Барышский район» Ульяновской области Пономаренко Сергей Иванович.Тема урока:
«Зло порождает и умножает зло. Ноев ковчег и история всемирного потопа»
Цели и задачи урока:
В предметной области:
1. Повторить, расширить и углубить знания о расселении людей и их занятиях после первого братоубийства.
2. Расширять и углублять представление детей о традиционном толковании распространении зла в человеческом мире.
3. Продолжать расширять и углублять знания о духовных основах традиционной отечественной культуры.
4. Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность.
В сфере личностного развития учащихся:
1.Воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательное отношение к тем, кто нас окружает.
2. Формировать у детей потребность совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно.
В области формирования УУД:
1. Познавательные – умение анализировать, сравнивать, классифицировать; выделять существенную информацию из различных источников; использовать знаково-символические средства; устанавливать причинно-следственные связи
2. Регулятивные – умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; оценивать правильность выполнения задания; развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.
3. Коммуникативные - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости; умение внимательно слушать собеседника
4. Личностные - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
3. Оборудование урока: тетради учащихся по предмету, мультимедийный проектор, дидактическое обеспечение: индивидуальные карточки для учащихся, пословицы о доброте.
I.Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся чтением стихотворения «Доброе утро»:
Доброе утро!
Доброе утро!
Знайте, что вы поступаете мудро,
Если, вставая с утра,
Всем пожелали добра,
Доброе утро, мама и папа,
Доброе утро, брат и сестра!
Дождь перестанет канючить и капать,
Если ему пожелаешь добра!
Доброе утро - бабуле и деду,
Доброе утро седому соседу!
Доброе утро учителю в школе!
Доброе утро приятелю Коле!
Доброе утро доброму утру!
Знайте что поступаете мудро,
Если поднявшись с утра,
Всем пожелали добра!
-А всем ли вы сегодня сказали «доброе утро»? С какой целью? Для чего?
- В жизни есть всегда что-то хорошее - доброе и плохое - злое.
II. Изучение нового материала.
Тема нашего сегодняшнего урока «Зло порождает и умножает зло. Ноев ковчег и история всемирного потопа» (слайд 1)
Учитель: На сегодняшнем уроке мы совершим открытие, проследив судьбу людей попробовавших плодов «Дерева познания добра и зла» (слайд 2)
–Ребята, как вы думаете о каких тайнах идет речь? (тайна жизни)
Учитель: Я считаю, что чтение различных по содержанию книг – это тоже тайна – тайна познания. (слайд 3)
Учитель: Наша задача на уроке – разгадать некоторые тайны библейских сказаний, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышляли люди в древности.
Учитель: Заглянем в толковый словарь и объясним значение слов «добро» и «зло». (Домашнее задание) (слайд 4)
Добро-этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким понятию «хорошо».
«Зло»- относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. Например, ложь и предательство подходят под понятие зла.
Согласно библейскому рассказу, мир, сотворенный Богом, был прекрасен. (слайд 5)
Человек должен был управлять этим миром, беречь и возделывать его в соответствии с замыслом Творца.
Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь.
В книге «Бытия» описывается, как Бог поселил первых людей, Адама и Еву, в прекрасном и совершенном саду. Человек должен был возделывать и оберегать этот сад. В нем росло множество деревьев. Со всех деревьев человек мог срывать плоды, кроме одного – дерева познания добра и зла. Запрет вкушать плоды этого дерева и был тем единственным запретом, который Бог наложил на человека. Однако человек нарушил этот запрет и был изгнан из прекрасного сада. (слайд 6)
Путь к Дереву Жизни был навсегда закрыт для людей, так как они стали нарушать заповеди.
Живя на Земле люди стали забывать заповеди Бога. Видя великое зло, которое люди творили на земле, Бог дал людям на исправление 120 лет, и сказал, что если они не исправятся, то по прошествии 120 лет Он истребит их с лица земли. Но люди не только не исправились, а стали ещё хуже.
Сегодня мы на уроке познакомимся с библейским сказанием «Всемирный потоп».
Посмотрите фрагмент библейского мифа и ответьте на вопросы (просмотр мультфильма «Сотворение и всемирный потоп»):
1.Почему именно Ной был избран Богом для спасения всего живого на земле?
2. Что велел Ною Бог?
3.Как Ной поступил?
4. Какое знамение послал Бог Ною?
5. Сколько дней и ночей лил дождь?
6. Какая птица является символ доброй вести, спасения и благополучия?
7. Чему нас учит эта история?
8.Какие душевные качества нужны человеку, чтобы жить без зла на земле?
(не способность на предательство; милосердие; верность, долг, доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота, правдивость, честность).
9.Почему, взяв за основу потоп, можно сказать, что зло породило зло?
Историческая справка о размерах и местонахождении ковчега. (слайды 7, 8, 9)
Под руководством учителя составляются ПРАВИЛА ДОБРОТЫ:
1) Будь приветлив, вежлив.
2) Будь внимателен к людям.
3) Делай добрые дела.
4) Не отвечай злом на зло.
Дидактическая игра «Продолжи пословицу» (слайд 10, 11)
* Жизнь дана на………… * а хвались добром.
* Не хвались серебром………. * добрые дела.
* Плохо тому,………………… * война разрушает.
* Злой плачет от зависти, а…….. * добрый от радости.
* Доброму человеку и чужая…… * до сердца.
* Мир строит, а …………………. * кто добра не творит никому.
* Доброе слово доходит………… * болезнь к сердцу.
* Делаешь добро - ……………… * делай до конца.
Проверка.
*Жизнь дана на добрые дела.
* Не хвались серебром, а хвались добром.
* Плохо тому, кто добра не творит никому.
* Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
* Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
* Мир строит, а война разрушает.
* Доброе слово доходит до сердца.
* Делаешь добро – делай до конца.
III.Рефлексия: (слайд 12)
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал, что…
- Сегодня на уроке я понял, что…
- Сегодня на уроке я почувствовал, что…
- Мне очень хочется, чтобы…
IV. Домашнее задание.
Составить устный рассказ о своем добром поступке.

Слайд 13-солнце
Результаты урока.
Личностные результаты:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.