Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 4 класса


Рабочая программа учебного курса
«Изобразительное искусство»
для 4 класса
ФГОС. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс: [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ) Составитель: учитель: Л.Г. Каралефтериди
МБОУ СОШ №15 им. А.З. Потапова ст. Лысогорской
Георгиевского муниципального района
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы Б.М.Неменского,Л.А.Неменская  «Изобразительное искусство» 4 класс (Рабочие программы «Изобразительное искусство» Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы. М.: Просвещение 2013), которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Общая характеристика программы
            Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
             Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
            Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. 
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).            Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.         
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание тем учебного курса.
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
Рисование с натуры (12 ч)
Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению (7 ч)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях
дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа (7 ч)
Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием
орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка (2 ч)
Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды. Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев русских народных сказок.
Аппликация (2ч)
Беседы (4 ч)
Темы бесед: Беседа «Жанры изобразительного искусства» (пейзаж, натюрморт), «Изображение животных в произведениях художников», экскурсия в «Музей изобразительных искусств», «Прославленные центры народных художественных промыслов». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (изобразительное искусство 4 класс –1 час в неделю)
№ п/пТема Планируемые результаты Дата
предметные личностные, метапредметные УУД Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование с натуры скворечника Знать, что штриховка - это нанесение штрихов различной толщины и силы нажима.
Уметь; рисовать с натуры скворечник, используя технику штриховки; использовать художественные материалы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в рисунке Личностные:
- положительно относиться к урокам изобразительного искусства.
Регулятивные:
-выполнять работу по заданной инструкции;
Познавательные:
-соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой;
Коммуникативные:
-участвовать в коллективном обсуждении; Рисование с натуры цилиндра Знать: последовательность рисования
Уметь: рисовать с натуры цилиндр, используя технику штриховки; называть картины художников, где ярко видны оттенки светотени; рассматривать натюрморты Ж. Б. С. Шардена и И. Т. Хруцкого и определять на изображенных предметах светотени Личностные:
- положительно относиться к урокам изобразительного искусства.
Регулятивные:
-выполнять работу по заданной инструкции;
Познавательные:
-соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой;
-различать цвета и их оттенки,
Коммуникативные:
-участвовать в коллективном обсуждении; Рисование с натуры вороны Рисование с натуры фигуры человека Уметь: рассматривать рисунки А. Дюрера и X. Голъбейна; называть известные геометрические тела, составляющие основу строения головы человека; рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно- анатомическое строение фигуры человека
Личностные:
-положительно относиться к урокам изобразительного искусства
Регулятивные:
- выполнять работу по заданной инструкции;
Познавательные:
- соотносить объекты с определённой геометрической формой.
Коммуникативные:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного. Рисование с натуры фигуры человека Рисование по памяти «Бабочка над цветком» Знать: понятия «симметричные фигуры», «ось симметрии»; цветовой круг; контрастные цвета, родственные цвета.
Уметь: рисовать по памяти; передавать в рисунке строение бабочки; чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; использовать тоновые и цветовые контрасты; выполнять поиск гармоничного сочетания цветов Личностные:
- положительно относиться к урокам изобразительного искусства.
Регулятивные:
-выполнять работу по заданной инструкции;
Познавательные:
-соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой;
-различать цвета и их оттенки,
Коммуникативные:
-участвовать в коллективном обсуждении; Рисование с натуры натюрмортов из фруктов и овощей, предметов быта Уметь: выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом; использовать новые и цветовые контрасты; работать акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом Личностные:
-получат возможность научиться внимательному отношению к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
Регулятивные:
-адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
Познавательные:
- различать цвета и их оттенки,
Коммуникативные:
-комментировать последовательность действий; Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара Знать: три основных уровня (плоскости) горизонта; что светотень - это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т. п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.Уметь; рисовать с натуры шар; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы Личностные:
- положительно относиться к урокам изобразительного искусства.
Регулятивные:
-выполнять работу по заданной инструкции;
Познавательные:
-соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой;
-различать цвета и их оттенки,
Коммуникативные:
-участвовать в коллективном обсуждении; Рисование по памяти на тему «Осень в саду» Уметь: рисовать по памяти; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении Личностные:
-получат возможность научиться внимательному отношению к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
Регулятивные:
-адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
Познавательные:
- различать цвета и их оттенки,
Коммуникативные:
-комментировать последовательность действий; Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов Уметь: рисовать современные машины; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы Личностные:
- положительно относиться к урокам изобразительного искусства.
Регулятивные:
-выполнять работу по заданной инструкции;
Познавательные:
-соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой;
-различать цвета и их оттенки,
Коммуникативные:
-участвовать в коллективном обсуждении; Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти экскаваторов, самосвалов Знать последовательность рисования экскаваторов, самосвалов по памяти.
Уметь работать акварелью Рисование на темы
Рисование на тему «Летний пейзаж». Фронтальная и угловая перспектива Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта».
Уметь; рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) Личностные:
-эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности при из
Регулятивные:
-адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
Познавательные:
- различать цвета и их оттенки,
Коммуникативные:
-комментировать последовательность действий; Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина Уметь: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы Личностные:
- внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
Регулятивные:
-решать творческую задачу, используя известные средства. Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко» Знать, чем отличается рисование на тему от рисования с натуры; чем отличается иллюстрирование литературного произведения от декоративного рисования.
Уметь: анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения Личностные:
- чувства уважения к народным художественным традициям России;
Регулятивные:
-анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
Познавательные:
- характеризовать персонажей произведения искусства;
Коммуникативные:
- участвовать в коллективном обсуждении;
-выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; Рисование на тему «Песни нашей Родины» Знать понятие «воздушная перспектива».
Уметь: рисовать на тему; работать акварелью; определять, с какой точки зрения (высокой или низкой) выполнены изображения на картинах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека Личностные:
-положительно относиться к урокам изобразительного искусства
Регулятивные:
- выполнять работу по заданной инструкции;
Познавательные:
- соотносить объекты с определённой геометрической формой.
Коммуникативные:
- комментировать последовательность действий; Декоративная работа
Мозаичное панно «Солнце над морем» Знать, из каких, материалов выполняется аппликация.
Уметь: выполнять мозаичное панно; использовать закономерности линей- ной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) Личностные:
- познавательная мотивация к изобразительному искусству;
Регулятивные:
- включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные:
- конструировать объекты дизайна;
Коммуникативные:
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски Иметь представление о видах современного декоративно- прикладного искусства.
Уметь: выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства Личностные:
-чувствовать уважение к народным художественным традициям России;
Регулятивные:
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
-решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные:
- находить нужную информацию в словарях учебника;
Коммуникативные:
-выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и Лисица» Уметь: применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы Выполнение эскиза сказочного стульчика Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи Роспись сказочного стульчика Иллюстрирование сказки Д.Свифта «Путешествие Гулливера» Уметь; иллюстрировать сказки; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики. живописи, декоративно-прикладного искусства); применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы Личностные:
- внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
Регулятивные:
-решать творческую задачу, используя известные средства;
Познавательные:
Коммуникативные:
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; Сюжетная аппликация по мотивам сказки «По щучьему велению» Уметь: выполнять сюжетную аппликацию; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации Личностные:
-эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Регулятивные:
-адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
Познавательные:
- различать цвета и их оттенки,
Коммуникативные:
-комментировать последовательность действий; епка. Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия Уметьиспользовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи Коммуникативные:
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; Лепка героев русских народных сказок Знать: понятие «керамика»; пластичные свойства глины; чем отличается конструктивный способ лепки от пластического.
Уметь: передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно прикладного искусства)лепку героев русских Личностные:
-положительно относиться к урокам изобразительного искусства
Регулятивные:
- выполнять работу по заданной инструкции;
Познавательные:
- соотносить объекты с геометрической формой.
Коммуникативные:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- комментировать последовательность действий; Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия Уметь: выполнять эскиз лепного пряника и роспись готового изделия; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи Личностные:
- чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
Регулятивные:
- использовать изученные приёмы работы красками;
-• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
Познавательные:
- различать цвета и их оттенки,
Коммуникативные:
- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы Лепка тематической композиции на тему труда человека «Кузнец», «Пожарный» Знать: основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; понятия характеристики цвета: «цветовой тон», «светлота», «насыщенность цвета».
Уметь: рассказывать на примере одной из картин о цветовом тоне, светлоте, насыщенности цвета; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать знания для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) Беседа «Жанры изобразительного искусства» (пейзаж, натюрмортЭскиз лепного пряника и роспись готового изделия Беседа на тему «Изображение животных в произведениях художников» Знать понятие «анималистический жанр».
Уметь: изображать животных в рисунке; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства
Уметь: передать конструктивно- анатомическое строение животных; различать основные и составные, теплые и холодные цвета Личностные:
- внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
Регулятивные:
-решать творческую задачу, используя известные средства;
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; Лепка белки Беседа на тему «Прославленные центры народных художественных промыслов» (викторина) Знать известные центры художественных ремесел России.
Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); рассказывать о последовательности выполнения декоративного рисунка; называть художественно-выразительные средства и художественные материалы, которые применяются в декоративных работах Личностные:
-чувство уважения к народным художественным традициям России;
Регулятивные:
-анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
Познавательные:
- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям
Коммуникативные:
-участвовать в коллективном обсуждении;
- договариваться и приходить к общему решению, Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь: выполнять эскиз лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; Личностные:
- чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
Регулятивные:
- использовать изученные приёмы работы красками;
Познавательные:
- различать цвета и их оттенки,
Коммуникативные:
- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия Уметь: выполнять эскиз лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять
приемы народной кистевой росписи Планируемые результаты
Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
            • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Обучающиеся должны
знать/понимать:
отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;
роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;
передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Печатные пособия.
 - Портреты русских  художников.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
- Дидактический раздаточный материал.
2. Технические средства обучения.
- Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
 - Проекторная доска
3.Учебно-практическое оборудование.
 - Краски акварельные, гуашевые.
 - Бумага А4 (альбом)
 -Бумага цветная.
           - Фломастеры.
 - Кисти беличьи
 - Емкости для воды.
 -Пластилин.
 - Клей.
 - Ножницы.
 4. Модели и натурный фонд.
- Муляжи фруктов и овощей.
- Гербарии.
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
5. Оборудование класса.
-Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
6. Учебно-методическое обеспечение
Л.А. Неменская «Изобразительное искусство». Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. М.: Просвещение, 2011
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей________________
от___________2015г. №________,
СОГЛАСОВАНО
Заместителя директора по УВР
«___»___________ 2015 г.