Рабочая программа по дополнительному образованию «Готовимся к ЕГЭ» для учащихся 10-11 классов
ЧОУРО «Семеновская православная гимназия
имени святого апостола и евангелиста Луки»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
Подпись Ф.И.О.
_____________________2015 г. УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
от ________________2015 г.
Протокол
Председатель ____________
Подпись руководителя ОУ
Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
«Готовимся к ЕГЭ»
для учащихся 10-11 классов
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составители: Козлова Е.В., Горбачева Н.А.
2015 – 2016 уч. год
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сдача экзамена в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме. Его главная особенность состоит в том, что необходимо при подготовке охватить учебный материал всего курса русского языка. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении задания С – написании сочинения-рассуждения. В связи с этим актуальным является развитие речеведческих способностей учащихся.
Данная программа разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Программа учитывает специфику КИМов, дает комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.
Программа предназначена для преподавателей русского языка, работающих в выпускном классе.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) вот уже несколько лет является реальной, всё более распространяющейся практикой выпускной аттестации школьников. В 2009 году ЕГЭ переведён в «штатный режим», то есть в повсеместное введение этой формы оценки качества знаний как государственного механизма контроля качества образования. Основным инструментом ЕГЭ является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. По русскому языку комплект КИМов состоит из 3-х частей: А, В, С.
В 2008 года экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ стал обязательным; школьный ЕГЭ должен засчитываться вузами в качестве вступительного экзамена. В программу внесены темы, не включённые в календарно-тематическое планирование по русскому языку: задания А-1 – А5, А26, блок С. Это задания повышенного уровня, проверяющие владение нормами литературного языка и умение производить языковой анализ текста.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ:
Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 11 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Главная цель курса: формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций:
языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),
лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их),коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
В связи с этим ставятся следующие задачи:
образовательные:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• повышать уровень грамотности учащихся.
развивающие:
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д. Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям. Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Программа «Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку» составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Программа предназначена учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Данная программа разработана с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2010 года, а также перечень заданий КИМов 2010 года. В основу программы легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, Ю.А.Гостевой, Т.Ю.Угроватовой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной, Пахновой Т.М.
Возраст детей: 15-17 лет.
Сроки реализации: 1 год.
Режим занятий: 1час в неделю (34 часа в год).
Программа рассчитана на 34 часа и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка.
Формы занятий: тематические занятия, включённые в программу, предполагают использование учителем различных формы занятий: лекционные, интерактивные с использованием информационных технологий, практические. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса. Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. В целях достижения положительного результата целесообразнее проводить занятия комбинированного типа.
Формы обучения:
- лекции по теории основных разделов базового курса «Русский язык»;
- практические занятия;
- работа с текстами;
- самостоятельная работа учащихся с КИМами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ:
Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.
Изучение теории должно привести к практическому применению полученных знаний; возможно и движение от практического выполнения задания к его теоретическому обоснованию.
Предполагаемые виды деятельности учащихся:
работа со словарями, справочной литературой, Интернет-источниками;
участие в экспресс-диагностике, анкетировании;
аналитическая работа с текстом;
написание самостоятельныхработ;
подготовка сообщения на заданную тему;
составление алгоритма, памятки, обобщающей схемы;
сравнительный анализ заданий;
Практические работы проводятся по материалам учебных пособий:
И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2011 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2010.
Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
Н.А.Сенина. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010.– Ростов н/Д: Легион, 2009.
Е.А.Влодавская. Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ. - М.: Экзамен, 2007.
Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2008.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, КОТОРЫМИ УЧАЩИЕСЯ ОВЛАДЕЮТ К КОНЦУ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
Орфоэпия
знать:
что изучает орфоэпия;
основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
проводить орфоэпический разбор;
находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Словообразование
знать:
что изучает словообразование;
систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;
что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;
что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;
как связано строение слова и его написание;
уметь:
опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
определять способы образования слов;
находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.
Лексикология и фразеология
знать:
что изучает лексикология и фразеология;
основные понятия лексикологии и фразеологии;
основные способы объяснения лексического значения слова;
различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
определять прямое и переносное значение слова;
находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
что изучает морфология;
что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;
основные морфологические нормы;
уметь:
определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
проводить морфологический разбор слова;
находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Синтаксис и пунктуация
знать:
что изучает синтаксис и пунктуация;
основные признаки словосочетания и предложения;
виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
основные пунктуационные нормы;
основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
пользоваться синтаксическими синонимами;
проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
проводить пунктуационный разбор предложения;
находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Орфография
знать:
что изучает орфография;
основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
применять орфографические правила на письме;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Работа с текстом части Сзнать:
нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические;
критерии оценивания части С.
уметь:
работать над сочинением по исходному тексту с учётом критериев оценки задания блока С;
оценивать свою работу по предложенным критериям;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пТема Кол-во часов
1 Вводное занятие 1
2 Орфоэпия 1
3 Морфемика 1
4 Лексика 2
5 Морфология 3
6 Орфография 5
7 Синтаксис и пунктуация 5
8 Работа с текстом части С 10
9 Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ 5
10 Заключительное занятие 1
Общее количество часов: 34
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класса
№ п/пТема занятия Содержание занятия
1. Ознакомление с заданиями ЕГЭ Знакомство учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена
2.
1. Основные нормы современного литературного произношения.
Повторение порядка орфоэпического разбора слов, обобщение знаний об орфоэпических нормах произношения слов Тренировочные упражнения по теме «Основные нормы современного литературного произношения».
3 - 4 1.Морфемика и словообразование. Углубить знания учащихся о способах словообразования слов в русском языке
Тренировочные упражнения по теме «Морфемика и словообразование».
5 1.Лексика русского языка (Нормы русской лексики)
2. Лексика (Синонимы, антонимы контекстуальные)
3.Стилистически-окрашенная лексика
4-5Выразительно-изобразительные средства Синонимы – средство наиболее точного выражения мысли. Лексические, стилистические и синтаксические синонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова.
6-7 2.Употребление фразеологизмов.
Паронимы. Происхождение фразеологизмов: исконно русские, старославянские, заимствованные. Лексическое значение фразеологизмов. Крылатые выражения.
Роль паронимов в речи.
Тренировочные упражнения по теме «Лексические нормы современного литературного языка».
8 1.Морфология . Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи Систематизировать знания учащихся по написанию суффиксов имён существительных. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа. Повторить морфологический разбор самостоятельных частей речи
9 2.Образование форм различных степеней сравнения прилагательных. Употребление некоторых форм прилагательных. Образование форм повелительного наклонения глаголов. Образование форм деепричастий.
Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных. Употребление прилагательных сравнительной и превосходной степени. Полные и краткие прилагательные. Образование формы творительного падежа имён собственных на –ИН, -ЫН, -ОВ. Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи деепричастий и способов их образования.
10 3.Практическое занятие.
Тренировочные упражнения по теме «Морфологические нормы современного литературного языка».
11-14 Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов. Чередующиеся гласные в корне слова
Систематизировать знания учащихся о типах орфограмм. Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова.
15 Правописание гласных в приставках
Закреплять навыки правописания приставок.
16 Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в окончании слова Закреплять навыки отличия глаголов от глагольных форм, а также правописание суффиксов и окончаний глаголов
17-20 Правописание н и нн в прилагательных и причастиях Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы.
21-24 Практическое занятие.
Тренировочные упражнения по теме «Принципы русской орфографии».
25 Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении
26 Словосочетание. Виды синтаксической связи. Простое предложение. Члены предложения. Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании. Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения.
27-30 Знаки препинания между однородными членами. Знаки препинания при обособлении определений и приложений .Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Ошибки при употреблении ОЧП с парными союзами. Ошибки при употреблении ОЧП, выраженных разными грамматическими формами. Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений.
31-32 Согласование в числе сказуемого с подлежащим. Употребление форм Им. и В. падежей в составном именном сказуемом.
Согласование подлежащего, выраженного местоимениями КТО, ЧТО, со сказуемым.
Согласование в числе сказуемого с подлежащим, выраженным числ. + сущ. В родительном падеже.
33-34 Практическое занятие.
Тренировочные упражнения по теме «Синтаксические нормы современного литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 2008 Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В.
Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10 – 11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 2009 Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В.
Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 2009 Цыбулько И.П., Гостева Н.Ю.
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 2014 Меркин Б.Г. ,
Смирнова Л.Г.
Русский язык в таблицах. 10-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 2009 Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В.
Русский язык: 10-11 классы: контрольные работы. – М.: Эксмо. Кудинова О.А.,
Юнусова Б.С.
Русский язык (9-11 классы): трудные случаи разбора предложения. – М.: Эксмо. 2007
Мартьянова И.А.
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.,2006.
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2002.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.,2003.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2002.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2006.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1987.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1986.
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 2002.
Одинцов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 2006.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 2006.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 классы. Обучающая программа для школьников (DVD-Box). – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
CD-ROM for Windows. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2008.
Фраза. Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов. – ЗАО «Новый Диск», 2008.
Интернет порталы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Министерство образования Российской федерации. Письмо от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. - www.musfestival.narod.ru/oformlenie_obrazovatelnyh_programmПисьмо Рособрнадзора от 09.04.2009 № 01-74/10-01. Формы, описание и правила заполнения бланка регистрации и бланков ответов участников единого государственного экзамена. - www.ege.edu.ruМетодическое письмо. Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. - www.fipi.ru Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по русскому языку подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». - www.fipi.ruСПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ПРЕДМЕТУ, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Е.А. Влодавская. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. - М.: Экзамен, 2007.Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: 1997.
Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.
Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2010.
О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
Н.А.Сенина Русский язык ЕГЭ – 2010. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.
Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2008.
И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2011 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2010.
Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2010.
Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ПРЕДМЕТУ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Графика». – М.: АСТ: Астрель, 2010.
М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2009.
М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Морфология», «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2010.
М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.
Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2010.
О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010.
М.Н.Махонина, Н.М.Девятова. Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык. 10-11 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ – 2010. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
Е.С.Симакова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Сочинение». - М.: АСТ: Астрель, 2010.
Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.
Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
Пучкова Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009.
И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2011 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2010.
Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2010.
Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
А.В.Шуваева. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Речь. Текст». - М.: АСТ: Астрель, 2010.
АДРЕСА САЙТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЕГЭ
www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ (все нормативные документы, форум) www.math.mioo.ru- МИОО (тренировочные задания по всем предметам)
www.fipi.ru
- Федеральный институт педагогических измерений (нормативные документы по ЕГЭ, демонстрационные версии КИМов по всем предметам)
www.final.ron.rbcsoft.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (нормативные документы)
www.mon.gov.ru- Министерство образования и науки (нормативные документы)
www.edu.ru - Российское образование. Федеральный образовательный портал. (нормативные документы)