Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема: «Часы и время суток»
Государственное образовательное учреждение г. Москвы
средняя образовательная школа
с углубленным изучением иностранных языков № 1399
Дошкольное отделение
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
Тема: «Часы и время суток»
Подготовила: воспитатель Андреева С.В.
Москва 2017
Цели:
Закрепить знание детей о частях суток, их отличительных особенностях (Познавательное развитие)
Закрепить представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. (Речевое развитие)
Воспитывать желание помогать друг другу.
Развивать логическое мышление, память
Продолжить учить произносить тихо, громко, быстро-медленно.
Продолжить учить правильно, согласовать текст и движения.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игра с речевым сопровождением.
Оборудование: игрушка Тигренок, картинный материал с изображением часов, изображения утра, дня, вечера, ночи (как себя ведет солнышко: встает, встало, садится, село.)
Ход занятия:
Организационный момент (психологическая поддержка) воспитатель произносит тихо, дети вслед за воспитателем громко:
Мы – умные
Мы – дружные
Мы – внимательные
Мы – старательные
Мы – отлично учимся
Все у нас получится.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята к нам сегодня на занятие пришел гость. Давайте посмотрим, кто же к нам пришел?
Тигренок: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуй, тигренок!
Воспитатель: - Вот мы и снова встретились! Какие вы все красивые, радостные! А скажите нам ребята, в какое время суток Тигренок к нам пришел в гости? Ночью или когда?
Дети: - Утром! Мы только пришли в садик!
Воспитатель: - Правильно Тигренок к нам пришел утром! А что мы с вами делаем утром, когда встаем с кровати?
Дети: - Мы умываемся, Чистим зубки, кушаем!
Воспитатель:- Правильно, а что вокруг происходит?
Дети: - Все просыпается, солнышко встает!
Воспитатель: - Молодцы! Солнышко наше встает и все вокруг просыпается! И воробушки наши проснулись! А смотрите, как они весело умываются!
ЧИК-ЧИРИК! ЧИК-ЧИРИК
Давайте мы попробуем, как воробушки ручки расправим и представим, что мы воробушки! Повторяйте за мной!
Воспитатель и дети садятся на корточки, отводят руки немного в стороны и когда немного приподымаются произносят: Солнышко встало! Чик-чирик! Чик-чирик!)
Воспитатель:- И наши пальчики тоже проснулись!
Солнышко встало, утро настало!
(пальцы растопырены, запясти скрещены).
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
(кулак левой руки с вытинутым большим пальцем по середине правой раскрытой ладошки, палец делает круговые движения по часовой стрелки).
Вставай – Большак! (большой палец левой руки разжимает большой палец правой руки).
Вставай – Указка!
(большой палец левой руки разжимает указательный палец правой руки).
Вставай – Середка!
(большой палец левой руки разжимает средний палец правой руки).
Вставай – Сиротка!
(большой палец левой руки разжимает безымянный палец правой руки).
Вставай – Митрошка!
(большой палец левой руки разжимает мизинец палец правой руки).
Привет Лодошка!
(хлопаем в ладоши).
Все проснулись
(пальцы растопырены в стороны).
И подтянулись!
(руки вверх, тянемся).
Воспитатель: - Вот все проснулись! А утром мы, что делаем, после того как, умылись, сделали зарядку?
Дети: - Мы кушаем!
Воспитатель: - Правильно, мы кушаем. А как это еще назвать другим словом?
Дети: - Завтракаем!
Воспитатель: - Правильно мы утром завтракаем! А что, мы кушаем?
Дети: - Кашу, чай, какао!
Воспитатель: - Молодцы! А что наступает после утро?
Дети: - День!
Воспитатель: - А днем вы, что делаете?
Дети: - Гуляем! Играем!
Воспитатель: - А давайте мы тоже с вами поиграем? Хотите?
Дети: - Да, хотим! Ура!!
Воспитатель: - Тогда встанем и повторяем за мной!
(Читаем стихотворение под музыку)
Мы ручками похлопаем
Хлоп- хлоп- хлоп!
Мы ножками потопаем
Топ- топ- топ!
Качаем головой
Тик- так – тик так!
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём,
И бегаем кругом!
Давайте еще раз! (повторяют)
Воспитатель: - Садитесь ребята, а кто ответит на такой вопрос? Вот мы утром завтракаем, а что мы делаем днем, после того как поиграли!
Дети: - Обедаем! Мы кушаем суп, и второе!
Воспитатель: - А мама вам дома что-нибудь печет? Пирожки, например?
Дети: - Да!!
Воспитатель: - А давайте мы с вами испечем калач?
Дети: - Давайте!
Воспитатель: - Так повторяйте за мной!
Ча - Ча- Ча- дай мне калача! (хлопаем в ладоши)
Чо - Чо - Чо- Ох как горячо!( дуем на ладоши, нам горячо!)
2 раза
Воспитатель: - А когда вас забирают из садика?
Дети: - Вечером!
Воспитатель: - А что вы делаете вечером дома?
Дети: - Играем в компьютер, в игрушки, в мазлы!
Воспитатель:- А отгадайте загадку!
Мы ходим ночью, ходим днем!
Тик- так, Тик- так! (произносим высоко, низко)
И все же на месте не сойдем!
Тик- так, тик- так! (произносим высоко, низко)
Дети: - Часы!
Воспитатель: Молодцы! Детям демонстрируется картинка с изображением разных часов (электронные и механические).
- А какие вы знаете часы?
Ответы детей: (Песочные, цветочные, солнечные, электронные и механические, настенные, напольные, ручные, настольные).
Воспитатель: А хотите, я Вам немного расскажу как раньше люди узнавали время?
Дети: Да.
Воспитатель: Первым устройством, при помощи которых человек измерял время, были солнечные часы. Родина солнечных часов - Вавилон. Солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час (Воспитатель показывает макет солнечных часов).
Позднее такие часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий. Еще позже изготовили карманные солнечные часы, но так как карманов у древних людей не было, часы носили на шнурке или цепочке. Недостатком солнечных часов было то, что они не работали в темное время суток, то есть ночью.
Позже изобрели водяные часы. Еще через некоторое время появились механические часы, в корпусе которых помещали часовой механизм - пружину и шестеренки. В настоящее время изобрели электронные часы (воспитатель демонстрирует модель электронных часов).
Сейчас нас окружают самые разные часы, которые имеют размеры от горошины до размера целой комнаты. Самое точное время показывают электронные часы.
Воспитатель: А вы знает, как устроены часы? (Дети отвечают, что часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки).
Воспитатель:- А стрелки похожи на усики?
(Показ разных картинок с изображением часов и читает стихотворение).
Интересней нет усов,
Чем у часиков часов!
Посмотри- один короче!
А другой длинней чуть-чуть!
Совершаем долгий путь!
Воспитатель Что показывает маленькая и что – большая стрелка? (Маленькая отмечает час и называется часовой, большая стрелка отмечает минуты, называется минутной.)
– Маленькая стрелка проходит от одной большой чёрточки до другой за один час, большая – от одной маленькой чёрточки до другой за одну минуту. В сутках 24 часа, поэтому маленькая стрелка обходит циферблат дважды (показывает).
Воспитатель предлагает познакомиться с внешним видом часов.
Дети рассматривают циферблат, называют цифры по порядку, вращают стрелки. При помощи модели часов воспитатель показывает время, называет его, а дети повторяют те же действия.
Выставление времени по инструкции воспитателя.
Например:
Воспитатель: (Представлены следующие изображения: ребёнок, который делает зарядку, ест, идёт в детский сад, гуляет, играет, ложится спать.)
Воспитатель: В какое время дня вы просыпаетесь? (Утром.)
А если точнее, то это 7 часов утра. Поставьте на ваших циферблатах маленькую стрелку на 7 часов, большую на 12. Что делаете вы в это время дня? (Встаём, делаем зарядку, умываемся, завтракаем, идём в детский сад.)
Воспитатель: А давайте немного разомнемся.
Физминутка "Расскажи стихи руками"
Соблюдается совой
Сжимают и разжимают
Распорядок часовой
кулачки на обеих руках
Ночью в час по распорядку
Показывает один палец
Совы делают зарядку
Руки на поясе, наклоны влево и вправо
Циферблат покажет два
Показывают два пальца
В магазин спешит сова
Шагают на месте
В три - готовит суп
Показывают три пальца и "варят"
В четыре
Показывают четыре пальца
Вытирает пыль в квартире
Делают вид, что вытирают пыль
В пять сова идет читать
Показывают пять пальцев и "читают книгу"
В шесть она садится есть
Показывают шесть пальцев и "кушают"
Семь показывают стрелки
Показывают семь пальцев
В гости к ней приходят белки
Прыгают на месте, руки перед грудью
Не поздней восьми часов
Показывают восемь пальцев
Совещание у сов
"Совещаются" между собой
Но как только девять бьет
Показывают девять пальцев
В лес сова идет гулять
Шагают на месте
В десять у нее - вязанье
Показывают десять пальцев и "вяжут"
А в одиннадцать - купанье
Показывают сначала десять пальцев, затем
еще один палец и "плавают"
Как двенадцать бьет часов
Показывают сначала десять пальцев, затем
еще два пальца
Двери в доме на засов
"Закрывают дверь на ключик"
В полдень ей пора в кровать
Потягиваются и зевают
Любит днем сова поспать
Руки под щеку и "спят"
Дальше все по распорядку
Сжимают и разжимают кулачки
Воспитатель: Какие вы молодцы!!!
- Ребята, а кто мне сможет сказать, что вы кушаете вечером и как это можно назвать другим словом?
Дети: - Мы ужинаем! Жареную картошку, йогурт, пьем сок!
Воспитатель:- А после вечера что наступает?
Дети:- Ночь!
Воспитатель:- А что вы делаете ночью?
Дети:- Спим, видим интересные сны!
Воспитатель:- Правильно мы ночью спим, и наш организм отдыхает, набирается новых сил! Ведь вы днем играли! А давайте мы тоже немного отдохнем, ведь мы с вами поиграли и вам нужно набраться новых сил!
Дети: - Давайте!
Воспитатель: - Так тогда закройте глаза, пусть наш язычок тоже отдохнет, сделайте «блинчик»!
Ночь пришла, темноту принесла!
Задремал петушок, запел сверчок!
Ложись на бочок
Баю – Бай!
Спи! И глаз не открывай!
Воспитатель: - Наш язычок отдохнул. Ребята, давайте напомним тигренку порядок времени суток. Сначала наступает утро! А дальше?
Дети: День, вечер, ночь!
Воспитатель: – Ребята давайте подведём итоги.
-Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).
- На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).
- Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).
- Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).
- Какие часы наиболее точно показывают время? (Наиболее точно показывают время электронные часы).
Воспитатель: Тигренок тебе понравилось у нас на занятии?
Тигренок: Очень. Я много , что узнал. И хочу еще прийти к Вам на урок и узнать много нового и интересного. Можно?
Дети6 Конечно. Приходи.
Воспитатель:- Молодцы! Тигренку пора с нами прощаемся!
Тигренок: До свиданье, Ребята!
Воспитатель:- До свиданье!
Тигренок: - До свиданье, друзья!
Воспитатель: - До свиданье тигренок, до новых встреч.!
15