«Патриотическое воспитание молодого поколения в учреждении дополнительного образования»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворца творчества детей и молодежи»
Ленинского района
«Патриотическое воспитание молодого поколения
в учреждении дополнительного образования»
Зав. отделом техники и спорта:
Уленко Светлана Петровна
Кемерово
Патриотическое воспитание молодого поколения в творческих объединениях отдела техники и спорта МОУ ДОД «Дворца творчества детей и молодежи» Ленинского района
Одной из актуальных проблем в современном обществе является в настоящее время патриотическое воспитание молодого поколения. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» констатирует необходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребованному средству стабильного развития России. Программа ставит своей целью развитие у граждан России активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал.
Патриотизм (как социальное явление) рассматривался философами всех времен и народов. Многие мыслители раскрывали самобытность «русской души», русского национального характера, в котором патриотизм звучит как яркая составляющая нации.
В начале третьего тысячелетия нашей эры, перешагнув шестимиллиардную отметку, человечество оказалось на переломном этапе истории. Сурова и определенна альтернатива, вставшая перед человечеством: «или – или» - умереть или выжить? Еще актуальнее звучит сегодня: будет такое время, когда война станет настолько разрушительной, что она вообще станет невозможной.
Такое время настало. Люди осознают, что война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических, каких бы то ни было целей. Общечеловеческие ценности превыше всего.
В современных условиях, когда резко обострилась проблема сохранения всех наших ценностей, не только материальных, экологических, но и нравственных, культурных, исторических, функция «защиты Отечества» только вооруженными силами изживает себя. В настоящее время понятие «защита Отечества» имеет более широкий диапазон, который можно выразить самой простой формулой – «все вместе». Эта формула уже звучит из уст президента нашей страны – «все вместе будем противостоять», например, террористической угрозе.
В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов, осуществляемая в учреждениях дополнительного образования. Педагоги, разрабатывая дополнительные образовательные программы, включают и разделы по патриотическому воспитанию. Для решения поставленных задач, в распоряжении педагога есть занятие. «Я не вижу предмета», - писал М. И.
Калинин, - который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи.
Воспитание патриотизма как ценности возможно в процессе художественного образования, которое определяется как формирование системы ценностей личности, отвечающее требованиям общества и достигнутому человечеством уровню культуры и индивидуальным способностям, входящего в жизнь человека. Опора на авторитет художественной традиции, истории, обращение к национальному прошлому, в котором художественный образ трансформируется через личностные ценности, через эмоциональную сферу юношества создает естественную передачу культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему. Это необходимо для развития самосознания и самоидентификации личности в современных условиях.
Воспитательно-образовательный процесс в Отделе техники и спорта ведется по 6 направленностям, которые вы видите сейчас на слайде.
Одной из эффективных форм воспитания патриотизма является создание военно-патриотических клубов и объединений. Во Дворце творчества клуб «Патриот» был создан в 2004 году. Руководитель клуба офицер в запасе Федоров Алексей Владимирович. Разработана комплексная образовательная программа главной целью, которой является: формирование положительного отношения к лучшим традициям предшествующих поколений, патриотическое воспитание достойных граждан России. Программа реализуется через сочетание предметов: «Строевая подготовка», «Строевой смотр», «История Российского государства», «Начальная военная подготовка», «Школа выживания». Традиционно «Зарница» проводится во Дворце творчества в феврале месяце, участников строевого смотра поздравляют с праздником «День защитника Отечества», говорят напутственные слова, приглашенные ветераны войны, рассказывают детям о своей трудной, военной, героической молодости. Содержательная, интересная работа клуба «Патриот» стала возможна при поддержке и непосредственном участии офицеров в/ч № 6607. Командование воинской части предоставляет возможность для тренировки строевой, тактической, физической, огневой, обучения сборки-разборки автомата Калашникова, стрельбы, рукопашного боя, оказывает помощь в организации и проведении районной, городской и областной военно-патриотической игры «Зарница».
Патриотическим воспитанием подрастающего поколения занимается руководитель спортивно-технической направленности Конищев Сергей Григорьевич. Большой интерес у подростков вызывает техника, ее устройство и особенно управление. Но автотранспорт является источником повышенной опасности, поэтому вначале необходимо научиться пользоваться им, строго соблюдая правила движения и безопасности.
Это объединение работает с управлением культуры, спорта и молодежной политики Армии города Кемерово. Ребята из творческой группы постоянно являются участниками соревнований городского и областного значения.
Мастерская по «Художественной обработке древесины и природного материала» располагает для воспитания патриотизма большими возможностями. В программы включены такие темы: «Древнерусская архитектура – русские крепости», в частности – Кузнецкий острог, который более 200 лет оставался самым южным укреплением Сибири, «Наша память – день Победы», «День защитника Отечества», «День космонавтики».
Воспитание патриотизма на занятиях по художественной обработке древесины позволяет влиять на формирование личности ребенка, развивать умения и навыки не только к резьбе, но и к историческому прошлому через изготовление мини архитектурных сооружений
Молодые специалисты используют богатый опыт руководителя объединения «Радиоэлектроники» Теряевой Татьяны Михайловны по использованию патриотической наглядности. Она привлекает родителей к проблемам досуга подростков, особенно в летнее время. На занятиях НТМ педагог дает знания, о военной технике и в какое время применялись боевые машины, танки, самолеты и какую мощь они в себе таят. Она собрала коллекцию миниатюрной боевой и гражданской техники. Обучающиеся с удовольствием конструируют из бумаги образцы боевых машин.
Воспитание патриотизма в объединении с «Компьютером на «ТЫ»!» занимает одну из ключевых позиций, так как занимаются в основном мальчишки, то мероприятия и беседы подстраиваются под их «мужской» характер. Ежегодно проводятся мероприятия и беседы, посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы, в которых ребята непосредственно принимают участие. Беседы о символах нашей страны, нашего края, о дружбе народов, населяющих нашу страну. Основные цели мероприятий и бесед, воспитание патриотических чувств, умение узнавать Герб, Флаг, Гимн России и Кузбасса; обобщать представление детей о жизни и быте народов страны, воспитывать дружеские чувства к людям других национальностей, изучать историю праздников. Изучая определенные разделы программы, ребята создают рисунки, презентации, открытки и т. д., тем самым учатся чувствовать, анализировать, воспринимать и воспроизводить определенные моменты того или иного события.
Молодой специалист творческого объединения «Турбина» Баранчиков П. Н. с младшим и старшим составом футболистов участвуют во всех блиц-турнирах по мини-футболу, занимая призовые места. С целью воспитания патриотизма у подростков посещают все соревнования, проходящие в нашем регионе спортсменов высшей лиги.
Под руководством Асмандьяровой Надежды Александровны работает объединение ЮИД Ленинского района "Красный, желтый, зеленый" по изучению и пропаганде правил дорожного движения. В объединении занимаются разновозрастные дети. Воспитанники младших классов посещают занятия, на которых изучают значение знаков, на учебном перекрестке, разбирают "дорожные ловушки", узнают, например, как опасно играть у дороги, перебегать ее, не глядя по сторонам и многое другое. Занятия организуются и для тех, кому еще предстоит привыкать самостоятельно, переходить через улицу, - в детские сады педагоги приходят с агитбригадами старших ЮИДовцев.
Заключение
Большинство детей, посещающих отдел техники и спорта – это мальчишки из социально неблагополучных семей. Поэтому основная задача коллектива – сохранение контингента обучающихся и их социальная адаптация в обществе
Отдел техники и спорта – стартовая площадка дальнейшего профессионального роста детей. От нас они уходят в Армию, отдавая свой долг Родине.
В 2010 году наша страна отпраздновала 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это всенародный праздник доблести и мощи российского воинства, который славит сынов Отечества, защищавших нашу Родину от захватчиков. Никто не забыт, ничто не забыто. Годы идут и навсегда отделяют мертвых от живых. Но память по-прежнему жива болью невозвратимых утрат, и сегодня она доносит и запах пороха, и горечь слез. Но это уже не слезы оплакивания близких. Это торжественное и высокое, словно в вечности звучащее святое чувство народа. Это чувство принадлежит каждому - и всем. Время не властно над подвигом во имя Отечества. Он будет сиять в веках! Какие бы смутные ветры не трепали наш державный корабль, наша земля всегда будет рождать новых героев – наследников ратных подвигов. Молодое поколение будет достойным величия воинского свершения – Победы над мировым злом.
15