Разработка урока Вес тела, движущегося с ускорением (9класс)

Тема урока: Вес тела движущегося с ускорением. Невесомость.
Цель: формирование знаний, навыков и умений по определению ускорения тела при равномерном и ускоренном движении; понятия невесомость.
Задачи урока:
Обучающая: продолжить формирование знании, навыков и умения определять ускорение тела при равномерном и ускоренном движении; добиться полного усвоения учащимися нового материала;
Развивающая: развитие умственной деятельности; умения решать проблемы и делать соответствующие выводы; умения применять теоретические знания на практике; развитие интереса и активности на уроке;
Воспитательная: приучить отдельных учащихся к систематической работе, развитие памяти; формирование высокой нравственности, трудолюбия и самостоятельности
Тип урока: комбинированный
Методы урока: частично- поисковый с применением новых технологии (интерактивных средств), наглядный, беседа
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, опорный конспект, карточки
Ход урока
Психологический настрой.
 Проверка дом. задания
1. Страница истории рассказы учащихся о космонавтах Прослушивание презентаций на темы: «История освоения космического пространства», «Искусственные спутники Земли», «Первый полёт человека в космос», Т. Мусабаев, В. Терешкова
2.Упр 13(2), упр 14(1,4) Заслушивание информации о выполнении домашней работы (консультанты). Некоторые задачи, которые вызвали затруднения
3. Отгадайте ребусы Космонавт, ракета.









3. Изучение нового материала.
Мы должны научиться определять с вами вес тела при различных видах движения и уметь различать ее от силы тяжести.
а) вопросы для повторения:
Что называют весом тела?
Это сила с которой тело давит на опору или подвес. Под действием этой силы опора деформируется или подвес растягивается.
Что называют силой тяжестью?
Это сила, с которой тело притягивается к Земле.
Чем отличается сила тяжести от веса тела?
эти силы действуют на разные тела: сила тяжести действует на рассматриваемое тело, а вес на подставку или на подвес .
Почему тело находится в покое? Либо движется равномерно?
( демонстрируется движение бруска по поверхности стола и его покой)
Учащиеся отвечают, опираясь на законы динамики
Указать все силы действующие на эти тела.


N


Fупр
F
Р
Р
F

Из этих всех сил природа, каких сил одинакова?
Силы реакции опоры и веса тела
По третьему закону Ньютона эти силы равны по модулю, но противоположны по направлению.
N=P, тогда F=Р=mg

При каких видах движения вес тела будет равен силе тяжести?
При равномерном движении и когда тело находится в покое
Итак

·= const. а=0

·=0 F=Р=mg

И вдруг неведомая сила
Нежней чем вешний ветерок,
Ее на воздух поднимает,
Несет по воздуху в чертог

Как называется состояние, в котором пребывает Людмила из стихотворения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?
Невесомость
Что называют невесомостью?
Какая из следующих величин будет равен нулю?
( предлагается занести эту величину в круг)


= 0

m Fтяж P N Fупр

В состоянии невесомости вес тела равен .
( предлагается докончить предложение, выбрав соответствующее слово)

Силе тяжести,
весу,
массе,
силе упругости,
давлении,
силе нормального давления.


Не всегда вес равен силе тяжести, она может быть больше или меньше силы тяжести. Рассмотрим, когда тело движется вместе с пружинными весами ускоренно вверх. Для этого, не выпуская из рук резко опустим вниз. Легко заметить, что при этом стрелка динамометра поднимется вверх. Это значит что вес тела уменьшается. Почему?
На тело действуют: сила тяжести, и сила упругости. Вместе они сообщают телу ускорение. Согласно второму закону Ньютона
Fупр –Fт =ma
Fупр =Fт –ma
Р= Fупр
Р =Fт –ma= m( g-a)
Вывод: вес тела меньше силы тяжести
Если тело движется с ускорением, которое направлено, так же как и ускорение свободного падения, то его вес меньше веса покоящегося тела.

Вес тела может быть и больше силы тяжести. Если тело вместе с динамометром резко поднять вверх, сообщив им ускорение, то стрелка опуститься

Учащиеся самостоятельно выводят формулу
Р =Fт +ma= m( g+a)

Вывод: Если тело движется с ускорением, направленным противоположно ускорению свободного падения, то его вес больше веса покоящегося тела
Увеличение веса тела, вызванное его ускоренным движением называется перегрузкой.
Перегрузка это увеличение веса тела, вызванное ускоренным движением опоры или подвеса.
При перегрузке вес внутренних органов также увеличивается. В такие моменты возникают болезненные ощущения, а чрезмерная перегрузка опасна для здоровья человека. Например, перегрузку испытывают космонавты, взлетая на корабле в космос, в это время ускорение космического корабля несколько раз превышает ускорения свободного падения. Перегрузку можно оценить соотношением

К= Р/Fтяж =1+а/g

Тренированные летчики и космонавты выдерживают увеличение веса в 5-7 раз. Они проходят специальный курс подготовки, чтобы сохранить работоспособность в условиях перегрузки. Состояние перегрузки мы испытываем в парке на аттракционах, в лифте, в нижней точке вогнутого моста.
Самостоятельная работа. Составление понятийной таблицы
Тело движется вверх
Тело движется вниз

Чертеж рис 60
Чертеж рис 60

Р =Fт +ma= m( g+a)

Р =Fт -ma= m( g-a)


вес больше веса покоящегося тела

вес тела меньше силы тяжести

Перегрузка
К= Р/Fтяж =1+а/g




Закрепление

1. Реши меня Решение задач
1.Чему равен вес летчика-космонавта массой 70 кг при старте ракеты с поверхности Земли с ускорением 15 м/с2? Какую перегрузку испытывает летчик?

2. Определите вес мальчика массой 40 кг в положениях А и В, если R1 = 20 м., v1=10 м/с, R2 =10 м, v2= 5 м/с?

3. Летательный аппарат, совершая вертикальную посадку на поверхность Земли, равномерно уменьшает свою скорость от 20 м/с до 0 за 1с. Чему равен вес пилота массой 80 кг при посадке?
5. Работа с карточками разного уровня
(ученики сами выбирают себе уровень сложности задачи, жирным шрифтом сложные задачи на «5», первая задача и задания на доске на «4», если не будет справляться то по вопросам, это на «3»)

1. Лифт Останкинской телевизионной башни разгоняется до скорости 7м/с в течение 15с. Столько же времени занимает и остановка лифта. На сколько изменяется вес человека массой 80кг в начале и в конце движения лифта?

2. С какой скоростью автомобиль должен проходить середину выпуклого моста радиусом 40м, чтобы пассажир на мгновение оказался в состоянии невесомости?

3. Ракета носитель вместе с космическим кораблем имеет стартовую массу 300т. При старте запускаются одновременно четыре двигателя первой ступени ракеты, сила тяги каждого из которых 1МН, и один двигатель второй ступени, сила тяги которого 940кН. Какую перегрузку испытывают космонавты в начале старта?

Дорогие ученики вы видите что все задачи все проблемы которую мы решали сегодня опираясь законам динамики
Был этот мир глубокой тьмой окутан .
Да будет свет! И вот явился (НЬЮТОН)
высвечивается на экране портрет Ньютона.

6. Тестирование « Гравитационные явления» 8 мин.

вариант 1 в
2 г
3 в
4 а
5 а
6 в
7 г

2 вариант 1 в
2 д
3 б
4 е
5 в
6 д
7 а
7. Подведение итогов по таблице. Оценивание.
Оценивание по карточкам самоконтроля
№ п/п
Виды заданий
оценка

1
Решение дом.задач


2
Отгадывание ребуса


3
Составление таблицы


4
Решение задач


5
Тестироваие


Итоговая оценка



8. Домашнее задание: §18 Упр 15 9. Рефлексия
«Обращение назад» - для осмысления собственных действий на основе самонаблюдения, размышления. Наш урок заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок прошел плодотворно, и вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды. Если урок прошел для вас хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите бабочки. Если урок ничего нового не принес квадратики.
Учащиеся выбирают и прикрепляют картинки.









































вопросы
Как изменяется при ускоренном движении тела вес?
Изменяется ли вес при движении тела ускоренно горизонтально?
Как изменяется вес космонавта при торможении приземляющегося корабля?
Как изменяется вес космонавта при старте ракеты, выводящий космический корабль на орбиту?

6. Отгадай? кроссворд


е
р
е
г
р
у
з
К
а











а
й
к
О
н
у
р











о
С
т
о
к











е
М
л
я








е
р
е
ш
к
О
в
а












у
Н
а














А
г
а
р
и
н



у
б
а
к
и
р
о
В







е
в
е
с
о
м
о
с
Т
ь








Увеличение веса тела, вызванное ускоренным движением опоры или подвеса. (перегрузка)
Как называется место, где происходит запуск космических кораблей в космос (Байконур)
Название космического корабля на котором человек впервые полетел в космос. (Восток)
Третья планета от Солнца (Земля)
Первая женщина, полетевшая в космос (Терешкова)
Искусственный спутник Земли (Луна)
Фамилия первого человека полетевшего в космос (Гагарин)
Фамилия первого человека полетевшего в космос в Казахстане (Аубакиров)
Состояние тела, при котором вес тела равен нулю (невесомость)

1
Задача ( один ученик разбирает у доски)
Определить вес мальчика массой 40кг в положениях А и В, если R1=20м,
·1=10м/с , R2=10м,
·2=5м/с.
В


А

Работа с карточками разного уровня
(ученики сами выбирают себе уровень сложности задачи, жирным шрифтом сложные задачи на «5», первая задача и задания на доске на «4», если не будет справляться то по вопросам, это на «3»)

1. Лифт Останкинской телевизионной башни разгоняется до скорости 7м/с в течение 15с. Столько же времени занимает и остановка лифта. На сколько изменяется вес человека массой 80кг в начале и в конце движения лифта?

2. С какой скоростью автомобиль должен проходить середину выпуклого моста радиусом 40м, чтобы пассажир на мгновение оказался в состоянии невесомости?

3. Ракета носитель вместе с космическим кораблем имеет стартовую массу 300т. При старте запускаются одновременно четыре двигателя первой ступени ракеты, сила тяги каждого из которых 1МН, и один двигатель второй ступени, сила тяги которого 940кН. Какую перегрузку испытывают космонавты в начале старта?

Дорогие ученики вы видите что все задачи все проблемы которую мы решали сегодня опираясь законам динамики
Был этот мир глубокой тьмой окутан .
Да будет свет! И вот явился (НЬЮТОН)
высвечивается на экране портрет Ньютона.


Д/З: п- 18 Упражнение 15 № 2,3,4





Жанель туCан к_ніSмен KaттыKтаймыз!