Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции


Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции
Обучение иностранным языкам в современной школе предполагаем обновление форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода с максимальным учётом интересов учащихся и на основе использования современных технологий.
В своей практике я применяю технологию развития критического мышления при обучении учащихся среднего и старшего звена при обучении чтению и при обобщении изученного материала. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.Важно заметить, что при использовании технологии развития критического мышления овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.
Технология развития критического мышления включает несколько стадий. Начало формы
Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
На доске наглядность по теме лучше приготовить заранее. Тема и цели урока записаны на доске заранее. Это даёт возможность тревожным ученикам и ученикам-флегматикам больше времени на раздумье и возможность на уроке быть успешными. Класс заранее разделить на группы. Так как мы часто работаем, используя технологию коллективного способа обучения, то группы в классе можно назвать устойчивыми и постоянными.
Часто использую проблемные вопросы. Ребята работают несколько минут индивидуально, пишут, что они знают по заданному вопросу. Далее наступает время обсуждения вопроса в группе. Ребята выбирают самые интересные, необычные, пусть даже противоречивые факты по теме. Собранная информация зачитывается вслух представителями групп и записывается на доске.
Доска разделена на три части. Первая часть – это часть для записи всей собранной информации. Обычно мы её называем банком данных, банком идей. Запись произвольная, например, в виде кластера или таблицы. Если между группами возникает разногласие по достоверности и точности информации, то противоречивый материал записывается в банк вопросов, то есть на вторую часть доски. Весь собранный материал ещё раз зачитывается представителями групп.
Для получения новой информации и поддержания мотивации, обучающиеся получают карточки с заданиями. Задания на карточках могут быть разные, например: согласись или нет с предложенными фактами, найди лишнюю фразу, сформулируй вопросы, помогающие раскрыть тему урока. Карточка выдаётся каждому ученику. Полученная из карточек информация обсуждается, заносится в банк данных, а при появлении противоречий появляются новые вопросы в банке вопросов.
Следующий этап я считаю одним из сложных этапов. Это работа с текстом. Здесь используется приём пометки на полях. Тексты выдаются каждому ученику. Напоминаю обучающимся правила расстановки маркировочных знаков. Идет работа в режиме: индивидуально-группа-класс. Полученная из текстов информация обсуждается и снова заносится в банк данных. Если после прочтения текста видно, что в банке данных есть ошибочные факты, то эти факты корректируются. Если появляются несогласия с текстом, то пополняется банк вопросов. На третью часть доски записывается информация непонятная для учащихся, информация, требующая дополнительных сведений. Весь собранный материал ещё раз прочитывается и обобщается. Класс смотрит, нашёл ли он ответ на поставленный вопрос или достаточно ли хорошо раскрыл тему? В ходе урока ученики конспектируют запись с доски.
Домашнее задание даётся дифференцированно. Ученик с недостаточной мотивацией к обучению может просто пересказать собранную информацию, используя банк данных. Ученику со средними и хорошими способностями можно предложить ответить на вопросы из банка вопросов. Сильный и творческий ученик может попробовать найти информацию из банка для дополнительной информации и оформить его в форме эссе или презентации.
Проведенная диагностическая работа в старших класасх ассе показала, что ученики, обучающиеся в режиме технологии критического мышления три года выполнили работу достаточно успешно (79% на “4” и “5”).