Разработка урока по физике в 7 классе по теме Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение
План конспект открытого урока по физике в 7 классе.
Тема урока «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение»
Цель урока: сформировать первоначальные представления учащихся о понятии «механическое движение»
Задачи:
- обучающие:
1. ввести понятие «механическое движение»;
2.сформировать представление о характеристиках механического движения (траектория, путь, перемещение, тело отсчета);
3.сформировать первоначальные представления о принципе относительности движения.
- развивающие:
1. развивать мышление, память, монологическую речь учащихся, умение грамотно формулировать ответ путем постановки проблемных вопросов и решения качественных задач;
2.развивать умения учащихся применять теоретические знания на практике через решение различных типов физических задач
3.работать над формированием навыков самостоятельной работы
-воспитательные:
1.знакомить учащихся с экспериментальным методом научного познания;
2.формировать понимание первостепенной важности экспериментального метода познания при изучении физики и становлении ее как науки;
3.работать над формированием познавательного интереса учащихся к предмету «физика» путем демонстрации примеров практического применения знаний.
Литература:
А.В.Перышкин « Физика 7 –ой класс»
А.В.Перышкин «Сборник задач по физике 7-9 классы»
Оборудование: Наглядный материал (для оформления доски), тест на каждого ученика (приложение 1), презентация на тему урока, компьютер, экран.
Хронометраж урока
организационный этап – 1 мин.
актуализация знаний - 9 мин.
Изучение нового материала – 20 мин.
закрепление- 10 мин.
итог урока, д/з – 3 мин.
рефлексия – 2 мин.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости и прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь, улыбнитесь, потрите руки от удовольствия и скажите себе: « Как я люблю физику. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.
Ребята, я думаю, вы согласитесь с высказыванием английского ученого Эдварда Роджерса «Физика – это наука понимать природу». и эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
Если внимательно присмотреться, можно заметить великое множество событий, происходящих вокруг нас. С некоторыми из них мы сталкиваемся крайне редко. Мало кому удаётся в жизни видеть такое величественное зрелище как айсберг, полярное сияние, пролетающая комета. С другими явлениями мы встречаемся ежедневно, и в силу их привычности и обыденности едва ли обращаем на них внимание
Но за всеми этими явлениями — и уникальными, и обыденными — внимательный взгляд и пытливый ум человека способны увидеть действие удивительных законов природы, достойных нашего внимания и восхищения:
Вы слышите? По-моему она уже здесь? Я говорю о тайне, которая вместе с Вами вошла со звонком в наш класс. А что это за тайна, какое у неё имя, мы узнаем, если
разгадаем ключевое слово.
На прошлом уроке мы с вами закончили главу на тему «Первоначальные сведения о строении вещества» Дома вам надо было повторить.
На каждую парту раздается тест где осуществляется контроль теоретических знаний учащихся, к каждому вопросу даётся 2 варианта ответов, из которых правильный только один. Правильный ответ в виде буквы надо записать в тетрадь. Если ученик правильно ответил на все вопросы, то у него должно получиться слово из 8 букв. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценивания: слайд __________
От 1-3 оценка «2»
От 4-5 оценка «3»
От 5-7 оценка «4»
8 оценка «5»
1 вариант.
К каждому вопросу (1-8) дано 2 варианта ответов, из которых только один верный. Внимательно прочитайте вопрос и сформулируйте свой ответ на него. Сравните его с предложенными вариантами ответа. В тетрадь под номером выполненного вами задания (1-8) впишите букву, соответствующую по вашему мнению варианту правильного ответа.
1. Назовите слово, обозначающее физическую величину:
А. часы;
Д. сила.
2. Назовите слово, обозначающее вещество:
О. звук;
В. алюминий
3 Чем отличаются друг от друга молекулы льда и воды?
С. количеством атомов;
И. молекулы одного и того же вещества в жидком и в твердом состояниях одинаковы.
4 Какое из перечисленных ниже явлений может служить доказатель-ством того, что между частицами вещества проявляются силы притяжения?
Ж. свинцовые цилиндры слипаются, если их прижать друг к другу свежими срезами;
Б. запах цветов распространяется в воздухе
5. Сколько миллилитров в одном литре?
С. 0,1
Е. 1000
6. Какой из перечисленных приборов вы бы взяли для измерения температуры воды?
Н. термометр
А. спидометр
7. Каким способом можно увеличить скорость беспорядочного движения молекул воздуха, находящегося внутри мяча? 1) Бросить мяч с большой скоростью. 2) Нагреть мяч. В. 1.
И. 2.
8. В стакан воды упала капля краски. Через некоторое время вся вода оказалась окрашенной, Какое явление послужило причиной этому? Л. Конденсация.
Е. Диффузия.
2 вариант.
К каждому вопросу (1-8) дано 2 варианта ответов, из которых только один верный. Внимательно прочитайте вопрос и сформулируйте свой ответ на него. Сравните его с предложенными вариантами ответа. В тетрадь под номером выполненного вами задания (1-8) впишите букву, соответствующую по вашему мнению варианту правильного ответа.
1 Назовите слово, обозначающее физическое тело:
Д. самолет;
А. вода.
2 К световым явлениям относится:
С. шар катится;
В. наступает рассвет.
3 Зависит ли диффузия от температуры? Выберите наиболее полный ответ:
Б. диффузия зависит от температуры;
И. чем выше температура, тем диффузия протекает быстрее.
4 Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества?
С. только отталкиваются;
Ж. притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях сила притяжения больше силы отталкивания.
5.Что происходит с молекулами при нагревании тела? А. Движутся медленнее.
Е. Движутся быстрее.
6. В каком состоянии вещество не имеет собственной формы и не сохраняет объем? Б. В жидком.
Н. В газообразном.
7. Сколько граммов в 1 килограмме?
С. 0,001
И. 1000
8. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его объёма? А. Да.
Е. Нет.
Ключи к вопросам, вариант 1, 2.(СЛАЙД _______.)
Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8
Правильный ответ Д В И Ж Е Н И Е
«Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с движением, его видами, а также с понятиями траектория, путь, перемещение».
В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение по всюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый,Другой смолчал и стал пред ним ходить.Сильнее бы не мог он возразить;Хвалили все ответ замысловатый,Но, господа, забавный случай сейДругой пример на память мне приводит:Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,Однако ж прав упрямый Галилей.А. С. Пушкин «Движение»
Одним из самых простых физических явлений является механическое движение тел. Это и есть тема сегодняшнего урока.
Кто из Вас не наблюдал как движется автомобиль, летит самолет, идут люди и т. д. Однако, если спросить, движется ли здание, в котором Вы находитесь, Вы наверняка ответите - нет. И будете не правы! А движется ли сейчас самолет, который летит в небе? Если Вы уверены, что движется - снова заблуждаетесь! Но если скажите - покоится - опять ответ будет неверным. Как же определить, движется тело или нет? Для этого сначала нужно понять, что такое механическое движение.
). Ставиться учебная проблема.«Итак, если мы будем говорить о чистом поле, где движется автомобиль.
То можем мы сказать, куда или от, куда он едет?
Однозначно сказать не можем
А почему?
Нет ориентиров, по которым мы бы смогли сказать: «он едет от моста, или он приближается к городу».
Рисуем на доске (дерево) и вывешиваем наглядный материал: мальчик идет, машина едет, самолет летит.
Теперь можно сказать меняют ли свое местоположение тела или нет?
Да, относительно дерева мальчик, автомобиль, самолет меняет свое местоположение, т. е можно сказать, что мальчик, автомобиль, самолет движутся относительно дерева.
То есть, говоря научным языком, можно сказать?
Такое изменение положения тела называется механическим движением.
Изменение в течение времени положения тела относительно других тел называют механическим движением . Запишите это определение в тетрадь.
А сейчас я загадаю загадку: по черной земле белый заяц пробежал и след оставил.
(Отгадка: на доске мелом чертится линия. Рисунки на доске и в тетради)У меня на столе стоит игрушечный автомобиль. Представим теперь, что автомобиль выезжает из деревни (пункт А) в город (пункт В). При этом дорога, по которой он движется, имеет следующий вид (рисуем на доске воображаемую линию). Эта линия называется траекторией.
Какими могут быть линии? (Прямыми и кривыми)
Движение
Прямолинейное Криволинейное
Равномерное Неравномерное
А если мы измерим кратчайшее расстояние между двумя пунктами, то у нас получится перемещение.
Перемещением называется направленный отрезок, соединяющий начальное положение тела с его последующим.
Задание: начертить траекторию, двигаясь по которой тело проходит большой путь, но оказывается на небольшом расстоянии от начальной точки.
Длина траектории по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени называется путем.
Вы видите, что перемещение и путь обозначается буквой S.
И перемещение и путь измеряются в километрах, метрах, сантиметрах, дециметрах. В СИ основная единица пути в метрах.
1 мм = 0,001 м, 1 дм = 0,1 м, 1 см = 0,01 м, 1 км= 1000 м.
За один метр была принята в XVIII веке одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа). Сегодня есть более точное определения 1 метра, но этот разговор будет, когда познакомимся со скоростью света.
На доске рисуем координатную ось, где отмечаем перемещения, и говорим, что автомобиль за 10 мин проезжает 15 км, за 20 мин проезжает 30 км, а за пол. часа (30 мин) проезжает 45 км., можно сказать, что он движется равномерно.
Если тело за равные промежутки времени проходит равные пути, то его движение называют равномерным.
На этой же координатной оси, отмечаем перемещения, и говорим, что автомобиль сначала стоял, затем за 10 мин проезжает 10 км, за 20 мин проезжает 25 км, а за пол. часа (30 мин) проезжает 15 км., можно сказать, что он движется неравномерно.
. Если тело за равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называют неравномерным
Ребята, скажите, пожалуйста, какие новые понятие вы сегодня узнали?
Механическое движение, путь, перемещение, равномерное и неравномерное движение.
Давайте повторим, что называется механическим движением?
Изменение в течение времени положения тела относительно других тел называют механическим движением
Что можно сказать, глядя на изменение равного перемещения за равные промежутки времени?
Что тело движется равномерно.
Что называют путем?
Длина траектории по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени называется путем.
Что называют траекторией?
воображаемая линия - называется траекторией.
Какие из перечисленных тел движутся равномерно, а какие неравномерно?
Луна, лифт, автомобиль на повороте, лыжник на трамплине, стрела, выпущенная из лука, человек на эскалаторе, солнце вокруг земли, секундная стрелка на часах, поезд отходящий от станции.
Равномерно неравномерно
Луна, стрела, выпущенная лифт, автомобиль на повороте,
из лука, человек на эскалаторе, лыжник на трамплине,
солнце вокруг земли секундная стрелка на часах,
поезд, отходящий от станции.
Учащиеся выполняют тест.
Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке вы познакомились с механическим движением, его видами, а также, что называется путем, перемещением, траекторией и повторили ранее изученный материал и закрепили новый. Все сдают тетради на проверку и по итогам теста и работе на уроке получат соответствующую оценку.
На следующем уроке мы узнаем, почему мы движемся быстро или медленно, как связано движение со скоростью.
Запишите, пожалуйста домашнее задание:
§13,14 Перышкин № 99,101,103. Задание 4 на стр.32 учебника
На столах у каждого лежат два смайлика (разных цветов), если урок понравился и все было, понятно (розовый смайлик), если урок не понравился или было много вопросов (зеленый смайлик), после звонка при выходе из класса принести на стол учителя, тот смайлик, который они хотели бы принести.
Задачи на смекалку:
ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар?
Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса: а)относительно прямолинейного шоссе; б) относительно центра колеса?
Обратите внимание на сооружения школьной площадки. Понаблюдайте за движением детей на этих сооружениях и опишите виды их движений.
Практическое задание:
С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и определите длину пройденного пути. На листке бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.
Решить задачу: среднее расстояние от Земли до Солнца равно 150 000 000 км, а от Луны до Земли 384 000 км. Какими же «линейками» можно измерить эти расстояния?
Всем спасибо! До свидания!»