Конспект урока по физике на тему: Движение тела под действием силы тяжести.Вес тела, движущегося с опорой
Класс 9Дата ____________
Урок № ____ Физика
Тема: «Движение тела под действием силы тяжести. Вес тела движущегося с опорой»
Главная дидактическая цель урока:
Рассмотреть ещё один вид движения под действием силы тяжести.
Закрепить знания о 1-й космической скорости, об искусственных спутниках Земли.
Обучающие цели:
Выявить общие закономерности при движении тел под действием силы тяжести.
Раскрыть особенности движения тел под действием силы тяжести с учётом того, что поверхность Земли не является плоской.
Развивающие цели:
Участие всех обучающихся в решении поставленной проблемы.
Ознакомление учащихся с протеканием физических явлений на борту искусственных спутников Земли.
Индивидуальная работа учащихся с дополнительной литературой, электронно-образовательными ресурсами.
Воспитывающие цели:
Способствовать формированию патриотических чувств учащихся, осуществить связь с историческими событиями страны.
Тип урока: комбинированный.
Технология: новые подходы в преподавании и обучении (7 модулей)
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Психологический настрой.
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас на столах есть разноцветные листочки. Я попрошу вас взять один из них( любого цвета ) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех кто выбрал зеленый цвет ожидает успех на сегодняшнем уроке.
Красный лист – желает общаться,
Желтый лист – проявит активность
Оранжевый – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк Федора Ивановича Тютчева «Не то что мните вы природа, не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Действительно, наша природа таит в себе бесчисленное количество загадок, и раскрыть хотя бы некоторые из них – задача настоящего исследователя. Сегодня мы продолжим знакомство с удивительными особенностями гравитационного взаимодействия. Сегодня каждый из вас продолжит открытие новых тайн и загадок всемирного тяготения, и мы вместе попробуем в них разобраться.
Но вначале проверим, как вы поняли материал прошлого урока – проведем физический диктант. У вас на столах лежат карточки.
ІІІ.Физический диктант Вам нужно закончить предложения:
Сила всемирного тяготения прямо пропорциональна _______________________________________
Сила всемирного тяготения обратно пропорциональна
При увеличения расстояния между телами в 4 раза сила тяготения между ними
При уменьшении массы каждого из тел в 3 раза сила всемирного тяготения
Гравитационная постоянная численно равна силе тяготения между
Закон всемирного тяготения справедлив для следующих тел:
ІІІ. Тестирование. 10 мин и взаимопроверка 5 минут:
15 вопросов
ІV. Подготовка к восприятию нового.
Постановка проблемы:
Оказывается, что при увеличении начальной скорости бросания дальность тела растёт не пропорционально скорости, как требует формула. А при определённых скоростях даже уменьшается. Как объяснить это противоречие?
Объяснение: Ранее движение тела, брошенного под углом к горизонту и горизонтально относительно Земли, рассматривалось в предположении. Что Земля плоская и ускорение свободного падения постоянно. Но для космических ракет, движущихся с огромными скоростями оба эти предположения неприемлемы, и приходится учитывать тот факт, что Земля имеет форму шара, а ускорение свободного падения изменяется обратно пропорционально квадрату расстояния. В процессе просмотра обсуждается поставленная проблема и выводится формула для вычисления 1- космической скорости, делаются записи в тетради в виде опорного конспекта.
Рисунок 5. Опорный конспект
Далее следует обратить внимание на то, что спутник совершал бы движение вокруг Земли по круговой орбите, если бы отсутствовала атмосфера. При её наличии спутник испытывает сопротивление движению, скорость его уменьшается, он должен упасть на Землю. Поэтому, спутник надо заставить подняться на достаточно большую высоту. Ракета, выводящая спутник на орбиту, запускается обычно вертикально, затем на соответствующей высоте по заданной программе поворачивается на некоторый угол к вертикали, и по прекращении работы двигателя ( когда достигается 1- космическая скорость) спутник движется свободно по орбите.
Исторические факты:
Сегодня невозможно ни вспомнить имена наших соотечественников; основоположника космических полётов К.Э.Циолковского, руководителя первых запусков космических ракет С.П.Королёва, 1 космонавта Ю.А.Гагарина; запуск 1 искусственного спутника Земли, осуществлённый в нашей стране (1957г.)
Просмотр видеофильма (фрагмент) «Уроки физики из космоса» (Законы динамики Ньютона на борту космической станции).
ҮІ. Деление на группы с помощью брелоков.3 мин
ҮІІ. Работа в группе. Создание флипчарта и презентации .10 мин.
1 группа – Движение тела под действием силы тяжести.
2 группа – Движение искусственных спутников
VІІІ. Защита презентации. 10 мин
ІХ. Закрепление
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте проверим, кто из вас усвоил материал урока. Сделаем мы это с помощью игры "Физическое лото". У каждого из вас на столе лежат специальные карточки. Подпишите их. Ваша задача - слушать внимательно вопрос и, найдя правильный ответ на карточке, зачеркнуть его. Победителем будет тот, кто быстрее всех зачеркнет одну строку с правильными ответами.Вопросы для «физического лото»:
Как изменяется первая космическая скорость при увеличении радиуса орбиты спутника?
Какая сила удерживает искусственный спутник Земли на орбите?
Из ружья произведен выстрел. Что раньше упадет на Землю: гильза или пуля, если считать, что они вылетели одновременно в горизонтальном направлении (воздух не учитывать)?
Можно ли считать движение искусственных спутников свободным падением?
Какую скорость нужно сообщить телу, чтобы оно стало искусственным спутником Земли?
На какой высоте над Землей первая космическая скорость становиться меньше в 2 раза, чем у поверхности Земли?
Зависит ли сила тяжести от географической широты местности?
Чему равно ускорение свободного падения при подъеме на высоту, равную радиусу Земли?
Карточки для лото
Увеличивается одновременно Не зависит 4R3 Нет
Сила тяжести Да уменьшается 7,9км/ч 3 R3
Зависит 4,9 7,9 вес 2,45м/сЗависит 2,45м/с7,9км/ч уменьшается Одновременно
4,9м/с² 3Rз Сила тяжести да не зависит
Нет гильза вес увеличивается 4Rз
7,9 м/ссила тяжести уменьшается нет Гильза
4Rз 2,45м/с² вес не зависит Увеличивается
Да 3Rз зависит одновременно 7,9км/сХ. Метод толстых и тонких вопросов.
Каждая группа составляет и отвечает на один вопрос другой команды
XІ.Оценивание.Закрасить рисунок, где нарисованы человечки. Нужно оценить самого себя, объективно
ХIІ. Рефлексия
«Обращение назад» - для осмысления собственных действий на основе самонаблюдения, размышления. Наш урок заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок прошел плодотворно, и вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды. Если урок прошел для вас хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите бабочки. Если урок ничего нового не принес квадратики.
Учащиеся выбирают и прикрепляют картинки.
Домашнее задание:
Читать параграф №12(2), вопросы; задачи в тетради; желающие могут подготовить презентации на темы: «История освоения космического пространства», «Искусственные спутники Земли», «Первый полёт человека в космос» и т.д.
Задачи на дом: № 305.308 по задачнику Г.Н.Степановой.
№ 305. Вычислить 1- космическую скорость для Земли, если её сообщают телу на высоте, равной: а) двум радиусам Земли от её поверхности; б) пяти радиусам Земли.
№ 308. Рассчитать 1- космическую скорость у поверхности Солнца, если его масса равна 210 кг, а диаметр составляет 1,410 м