Символы в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад
Тема урока: «Символы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
Цели урока:
Образовательная: расширение представления о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова; выявление символики в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», определение их роли в тексте, причин использования; закрепление теоретических знаний - образ, символ
Развивающая: развитие ассоциативного, образного мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; развитие навыков работы с художественным текстом и интерпретации драматического произведения
Воспитательная: формирование национального самосознания, нравственных ценностей; духовное и эстетическое развитие учащихся
Задачи урока: закрепить знания учащихся о литературном понятии «символ», определить роль символов и причины их использования в пьесе «Вишневый сад».Тип урока: урок-беседа, урок-исследование
Методы изучения: эвристический, репродуктивный, исследовательский
Методические приемы: постановка проблемы, совместный диалог учителя и учащихся, дискуссия, подбор аргументов, для подтверждения собственной позиции.
Виды учебной деятельности: чтение художественного текста, составление таблицы, беседа
Оборудование: текст произведения, компьютер, звуковоспроизводящая аппаратура, проектор, доска, мел.
Ход урока
Эпиграф: «Вся Россия наш сад». (А. П. Чехов)
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем работать с пьесой А. П. Чехова «Вишневый сад». Вы уже знаете, что «Вишнёвый сад» - это последнее произведение писателя, поэтому в нём его самые сокровенные мысли. Это тревога умирающего писателя о будущем России, о духовной связи поколений, о национальной культуре, о русском человеке.
Основная часть
Для начала давайте вспомним, что такое символ? Какова его художественная роль в произведении?
Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним). В символе тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.
Образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением слова – метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается.
Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских подсказок выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.
Кроме того, символы в произведении создают более точные, емкие характеристики и описания; делают текст более глубоким и многогранным; позволяют затронуть важные проблемы, не афишируя это; вызывают у каждого читателя индивидуальные ассоциации.
Давайте поговорим о символике названия.
Какова роль вишневого сада в композиции пьесы?
Что мы узнаем о поместье и вишневом саде в первом действии? Как события вокруг вишневого сада развиваются в дальнейшем?
Дома вы должны были выписать цитаты о вишневом саде. Что говорят о нем герои пьесы?
Давайте для наглядности составим в ваших тетрадях таблицу, и, проанализировав и осмыслив высказывания главных героев, кратко обозначим отношение каждого героя к вишневому саду.
Отношение к саду героев комедии Раневская Гаев Аня Лопахин
Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.
«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад». Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.
«И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад». Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.
«Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».
Сад - надежды на будущее.
«Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости.
Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».
«Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает»
Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?
Постарайтесь обобщить все вышеперечисленное. Как вы понимаете образ вишневого сада?
Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.
А как относится к вишневому саду автор? Символом чего является вишневый сад для А. П. Чехова?
Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине.
Играет звукозапись: вокализ №5 Нежность. Сад Эдема С.В. Рахманинова
Какие эмоции вызывает у вас это мелодия? Может ли она выступать в роли символа?
Давайте вспомним, какие звуки прописаны в ремарках.
В произведениях А. П. Чехова символический подтекст приобретают не только вещи, предметы и явления окружающего мира, но и аудио и визуальный ряд. За счет звуковых и цветовых символов писатель достигает наиболее полного осмысления своих произведений читателем.
Найдите во втором действии момент, где звучит крик совы. Как вы думаете, что он символизирует?
А звук лопнувшей струны? Стук топора? Другие звуки? Прокомментируйте.
И снова обратимся к таблице.
Звуковые символы Крик совы – несет реальную угрозу.
«Фирс. Перед несчастьем тоже так было; и сова кричала, и самовар гудел бесперечь» (действие II).
Звук свирели – фоновое оформление нежных чувств, испытываемых персонажем.
«Далеко за садом пастух играет на свирели. … Трофимов (в умилении) Солнышко моё! Весна моя! (действие I).
Звук лопнувшей струны – воплощение надвигающейся беды и неотвратимость гибели.
«Вдруг …, звук лопнувшей струны, замирающий,
печальный» (действие II).
Звук топора – символизирует гибель дворянских усадьб, гибель старой России.
«Слышно, как вдали стучат топором по дереву» (действие IV).
Вы обратили внимание, какой цвет чаще всего повторяется в пьесе?
Из всего многообразия цветов в пьесе «Вишнёвый сад» Чехов использует только один – белый, по-разному применяя его на всем протяжении первого действия.
«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый».
При этом сад в пьесе еще только назван, показан лишь за окнами, как намечена, но не конкретизирована потенциальная возможность его гибели. Белый цвет – предощущение визуального образа. О нём неоднократно говорят герои произведения: «Любовь Андреевна. Весь, весь белый! О сад мой! Направо, на повороте к беседке, белое деревце склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов».
Продолжим таблицу:
Цветовые символы Белый цвет – символ чистоты, света, мудрости.
«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый» (действие I),
«Любовь Андреевна. Весь, весь белый! О мой сад!» (действие I),
Цветовые пятна – детали костюма персонажей.
«Лопахин. Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке» (действие I),
«Шарлотта Ивановна в белом платье … проход через сцену» (действие II),
«Любовь Андреевна. Посмотрите… в белом платье!» (действие I),
«Фирс. Надевает белые перчатки» (действие I).
Заключение
Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» использовал практически весь спектр символических выразительных средств: звуковую, реальную, словесную символику. Это помогает ему создать объемное художественное полотно, яркое и сценичное, со своим «подводным течением», изображающее гибель дворянских гнезд.
Искусство писателя, демократическое в самом высоком смысле этого слова, ориентировалось на обыкновенного человека. Автор доверяет уму, тонкости читателя, способности откликнуться на поэзию, стать сотворцом художника. Каждый находит в произведениях Чехова что-то свое. Поэтому он читаем и любим до сих пор.
Вы сегодня хорошо поработали. Оценки получили следующие ученики…. (озвучивание отметок)
Домашнее задание: в рамках подготовки к итоговому сочинению по пьесе А. П. Чехова, в 7-8 предложениях прокомментируйте эпиграф сегодняшнего урока: «Вся Россия наш сад».