Сценарий мастер-класса по теме Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Октябрь 2015 -16 уч.г.
Мастер - класс
«Организация групповой работы
в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»
Реализация ФГОСов предполагает решение таких задач как: развитие устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности т.д.
Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и
самоконтроль, оценку и самооценку.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
При организации работы в группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей ипотребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.
Слайд …
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс
усвоения учебного материала.
Слайд …
Задачи групповой работы:
1. Активизация познавательной деятельности.
2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение
ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение
предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать
его.
3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать другдруга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
4. Совершенствование межличностных отношений в классе.
Слайд ..
Плюсы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.
Плюсы:
1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
4. Улучшается психологический климат в классе.
Слайд ..
Варианты комплектования групп.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.
Способов разделения существует множество:
По желанию
Случайным образом
По определенному признаку
По выбору «лидера».
По выбору педагога.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание наформирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух
вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым
партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать
достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазаминазывает номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще
испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся.
Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не
применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Слайд …
Виды групповой работы.
Работа в парах.
Мозговой штурм.
Игра «Продолжи».
Охота за сокровищами.
Снежный ком.
Мозаичная группа или Пазлы.
Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
Мозговой штурм.
Используется для генерации идей.
Соблюдается жесткий регламент.
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря,хронометриста).
После выработки коллективного решения внутри группы делаются
доклады / сообщения от разных групп.
Слайд …
Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).
Слайд …
Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или
понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы
интернета, дополнительную литературу, учебник.
Снежный ком.
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.
Слайд …
Прием «Зигзаг» (метод пилы)
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Слайд …
Поведение учителя во время проведения групповой работы.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-
разному:
1. Он может контролировать.
2. Организовывать.
3. Оценивать работу учеников.
4. Участвовать в работе группы.
5. Предлагать участникам разные варианты решений.
6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника
информации.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться. Нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Слайд …
Правила совместной работы.
В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
Критерии эффективности групповой работы.
Очень важно оценить работу группы.
Слайд …
Советы учителю.
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Далее проводится мастер-класс по организации групповой работы на разных этапах урока (см. Приложение)
Приложение
Окружающий мир 3 класс
Свойства воды
Этап знакомства с новым материалом
Задание: проведите опыты и заполните таблицу.
Что делаем Вывод
Опыт 1
Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? Опыт 2
Возьмите цветные полоски и сравните цвет воды с цветом этих полосок. Имеет ли вода цвет? Опыт 3
Определите, имеет ли чистая вода запах.
Опыт 4
Насыпьте в стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельченного мела. Помешайте. Что произошло? О чем говорит этот опыт? Опыт 5
Из специальной бумаги сделайте фильтр. Пропустите через фильтр загрязненную воду. Что наблюдаете? Презентация: сообщите классу о результатах своей работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Русский язык 4 класс
Правописание гласных и согласных в корне словаЭтап актуализации знаний (самоопределение к деятельности)
На карточках даются слова:
честныйбежать пробежка поздний
лестница зелёный вылез солнце
Прочитайте слова. Какое задание можно придумать? (варианты детей)
Разделите их на группы (делят по разным признакам)
Разделите слова на группы в зависимости от орфограмм.
По какому принципу их разделили на три группы? (Слова с непроизносимыми согласными в корне, слова с проверяемыми безударными гласными в корне, слова с парными согласными в корне.)
Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для непроизносимого согласного звука. (Опоздать — поздний.)
Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для парного согласного звука. (Бежать — пробежка.)
Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для безударного гласного звука. (Поздний - опоздать, пробежка — бежать.)
Что вы заметили? Как пишутся гласные и согласные звуки в корнях слов? (Они пишутся одинаково в проверяемых и проверочных словах.)
Что объединяет все слова? (Это слова с корневыми орфограммами.)
Сформулируйте задачи урока. (Повторить орфограммы корня, способы проверки слов с орфограммами в корне.)
Проверим наши предположения (учебник с. 56.)
Литературное чтение 3 класс
Русская народная сказка «Морозко»
Этап закрепления знаний
Соедините части пословиц, объясните их смысл.
Подумайте, как подходят эти пословицы к сказке?
Каков работник
не жди добра.
Что посеешь, коли делать нечего.
Долог день до вечера,
сам и расхлёбывай.
Сделав худо такова ему и плата.
Сам кашу заварил
то и пожнешь.
Озаглавь рисунки с помощью пословиц.
…………………………………. …………………………… …………………………………..