Технология групповой работы. Опыт работы.
-3810-368300Опыт работы
Стрекаловой Марии Васильевны
по теме:
«Технология групповой работы»
00Опыт работы
Стрекаловой Марии Васильевны
по теме:
«Технология групповой работы»
Долгое время, в начале педагогической деятельности, работая в коррекционном классе, я все время думала о том, как сплотить детей разных по характеру, чтобы добиваться обучаемой цели. И считаю, что выбор групповой технологии актуален во все времена.
Технология групповой работы включает в себя 100% участие детей по ходу урока. Дает возможность каждому ученику совершить “открытие” в процессе построения нового знания. Каждый может задать вопрос себе и одноклассникам, выбрав свой путь решения. Работая индивидуально в парах, в малых группах, ученик использует разные формы и виды взаимодействия. Задействуются разные каналы ввода информации, используются разные виды предъявления результатов творческой деятельности. Дети сотрудничают друг с другом и с учителем.
Сотрудничество — это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
устанавливать с людьми тёплые отношения, взаимопонимания;
устраивать эффективные групповые обсуждения;
обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
адекватно реагировать на нужды других;
также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия;
владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;
способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований
способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);
способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;
степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;
способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).
Я работаю по программе Образовательной системы «Школа России», которая соответствует стандартам ФГОС НОО. Она дает возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одной из которых является групповая работа.
Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе, чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща, чтобы в команде каждый её член усвоил учебную информацию и чтобы вся группа была заинтересована в этом.
Группа - это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель:
- дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается неуверенность, а у лидеров искажается становление характера;
- дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы;
- дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться.
Приёмы и формы организации
групповой работы.
Технология групповой работы - это достаточно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам.
Способы организации группы
Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания. Обычно различают три основных типа собраний, преследующих каждый свою цель:
- собрание - дискуссия, или групповое интервью. Это средство, с помощью которого узнается мнение данной группы на данный вопрос;
- собрание исследователей и изобретателей. Это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;
- собрание - принятие решения. Это собрание, где группа принимает решение по данной проблеме.
Методы работы внутри группы
Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.
Групповая работа преследует следующие цели:
1. Улучшение информированности членов группы, при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.
2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.
3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнить работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценить свою работу без привычной пятибалльной системы и позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развить интерес к предмету.
В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- раздача дидактического материала;
- планирование работы в группе;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
- сообщение о результатах работы группы;
- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Методы обучения в группе.
В работе часто использую такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества. Как руководить группами кооперативного обучения? В 1-2 классе делю детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый играет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
Чтец - читает вслух;
секретарь – записывает, если нужно, что-то от лица группы;
докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
хронометрист - следит за временем.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.
Мозговой штурм, или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.
Правила организации групповой работы
Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Я устанавливаю для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говорить всем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени.
Примеры групповых заданий, направленных на формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания («Найди пару», «Домашние животные», «Лото»), где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Большие возможности для развития коммуникативных и познавательных УУД при групповой работе представляют уроки математики.
Например, при решении следующей задачи очень успешно проходит обсуждение в парах.
ЗАДАЧА
Масса ящика 3 килограмма. Масса ящика со сливами 15 килограммов. Взяли 6 килограммов слив. Чему равна масса оставшихся слив?
Обсуди с товарищем, что находили каждым выражением и какое будет удобным для решения задачи.
а)15-6в)15-6-3д)15-(6+3)
б)15-3г)15-3-6
Приведенный фрагмент урока иллюстрирует следующие возможности:
-создание такой ситуации, при которой у детей возникает интерес к различным способам решения задачи;
-осознание своих способностей
-умение договориться и найти общее решение.
В процессе групповой работы учащиеся:
- знакомятся с материалом, планируют работу в группе;
-распределяют задания внутри группы;
- выполняют индивидуальные задания;
-обсуждают индивидуальные результаты работы в группе;
-обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подводят итоги группового задания.
В конце работы :-сообщают о результатах работы в группах;
-анализируют выполнение задач, проводят рефлексию;
- делают общий вывод о групповой работе.
Получают комментированную оценку работы группы от учителя.
Хотелось бы дать несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:
-нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
-разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
-групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
-нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик или хлопок и т, д.);
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
После проведения нескольких уроков с использованием групповой работы я предложила ученикам анкету с вариантами ответов: «полностью согласен»; «скорее согласен, чем нет»; «скорее не согласен»; «не согласен». (Приложение)
Проанализировав ответы учеников, я пришла к выводу, что ребята предпочитают работать в группах. Таким образом, необходимо регулярно использовать на уроках групповую работу, так как это способствует успешной самореализации учащихся и их положительной самооценке, принципиально важной для учебной мотивации.
Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы. Традиционная оценка касается только знаний учащихся. Во время групповой работы кроме знаний формируются умения, навыки и качества обучающихся, поэтому адекватно оценить традиционная оценка не позволяет. Она не может являться для ученика ориентиром дальнейшего развития и работы над собой. Я предложила детям выработать совместно критерии, по которым они могли бы оценить свою деятельность на уроке. Данная деятельность способствует критическому мышлению обучающихся.
Критерии групповой работы: дружно, выбор ролей, тихо (шумно), правильный ответ, активность, все ли работали , интересно.
Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:
Личностные:
- определять свой поступок;
- уважать иное мнение;
- стремиться к взаимопониманию;
Регулятивные:
-определять цель учебной деятельности;
- составлять план выполнения задач, решения проблем;
- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Познавательные:
-извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- добывать новые знания;
- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;
Коммуникативные - доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;- понимать другие позиции;
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Умение работать в группах позволило детям стать активнее, повысилось их участие в конкурсах, проектах, выставках.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулироватьпроблемы. В конце урока обязательно проводится рефлексия: было трудно …, я понял …, у меня получилось …, меня удивило… и другие.Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы. Таким образом, преимущества групповой работы является то, что
- дети приобретают важные навыки жизни;
- улучшается успеваемость;
- соблюдается дифференцированный подход;
- укрепляется дружба;
- улучшаются межличностные отношения;
- устанавливается психологический комфорт в классе;
- учащиеся усваивают больший объем материала;
- появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
- между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
- реализуется принцип деятельности;
- порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;
- работа в группе помогает ребенку проявить себя;
- упрощается процедура проверки работ;
- объем домашнего задания становится минимальным.
Используя групповую форму работы, решается ряд учебных и воспитательных задач:
возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
на формирование понятий, умений, навыков тратится гораздо меньше времени;
ученики получают удовольствие от занятий;
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношения между детьми;
возрастает сплочённость класса;
учитель получает реально осуществлять реальный подход к учащимся;
Необходимо отметить эффективность групповой работы на разных этапах урока: актуализации знаний, открытия нового знания, формирования и систематизации знаний, а также рефлексии. Приведу некоторые примеры групповой работы, используемых мною на уроках. 1.Урок русского языка.
Тема: Правописание имён существительных с шипящим на конце слова.
Этап урока Задания для учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся
Самостоятельная работа Работа в группах
-У вас на столах задание. Сформулируйте его ( идёт обсуждение в группах)
Не шумит в реке.. ( камыш),
Не шуршит под полом … (мышь).
В этот час такая … (тишь)!
Только слышно « Спи, …(малыш)».
Проверка Организует работу в группах
Контролирует
работу групп.
Выслушивает ответы детей. Формулируют задание, сравнивают ответы.
Работают с карточкой, обсуждают работы, приходят к единому мнению.
Доказывают правильность своего ответа.
2.Урок русского языка.
Тема: Единственное и множественное число имён существительных. ( На уроке пойдёт речь о неизменяемых именах существительных.) Предлагаются фрагменты урока.
Этап урока Задания для учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся
Изучение нового Работа в группах
На доске слова книги, ученики, ножницы, шорты, тетрадь, овощ, железо, молоко-Подумайте, почему не получается изменить форму числа некоторых имён существительных?
Сравнить своё мнение с правилом в учебнике
Раздать карточки с подобными именами существительными.
-Попробуйте распределить подобные существительные в 2 группы. В 1 группу запишите существительные, имеющие форму только ед.ч., а во 2 группу запишите существительные, имеющие форму только мн.ч.
Проверка выполненной работы всех групп, сравнительный анализ работы групп. Наблюдает за работой в группах, помогает при необходимости.
Наблюдает за работой в группах, иногда направляя на верный путь решения ( есть «ловушка») Учащиеся ведут обсуждения, выслушивают предположения одноклассников, пытаются сформулировать ответ на вопрос.
Пробуют распределить слова в 2 группы. ведут обсуждение, выдвигают своё предположение, доказывают мнение. Сталкиваются с «ловушкой», пытаются с ней справиться.
3.Урок математики.
Тема: Периметр прямоугольника.
Этап урока Задания для учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формулирование темы урока, постановка цели Работа в группах.
Решить примеры, ответы расставить в таблицу, чтобы получилось слово.
(таблица напечатана ниже)
Далее работа и результат групп сравнивается. Организует устную работу учащихся Учащиеся находят значения выражений, заполняют таблицу, формулируют тему и цели урока. Работают в группах
10-7
П14-8
Е 20-8
Р7+7+7
И 45-15
М 36-30
Е
80-15
Т 72-60
Р43-40
П68-46
Р60+12
Я 40-10
М
76-31
О 85+15
У 60-7
Г 25+20
О 86+8
Л 30-6
Ь
7+8
Н 40-19
И 89+7
К 74-18
А Ключ к ответам: 3-П 6-Е 12-Р 21-И 30-М 65-Т 72-Я 45-О 100-У 53-Г 94-Л 24-Ь 15-Н 96-К 56-А
В заключение отмечу, что не стоит ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены простейшие формы общения. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является рефлексивное оформление проделанной работы. Ученики осознают основные характеристики групповой работы: целенаправленность, распределённость, согласованность. Кроме того, коллективные формы урока делают его более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность.
При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.
Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.
Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.
При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применяя групповую работу на уроке, можно сделать следующие выводы:
1. Для эффективности групповой работы важно использовать её в системе.
2. Групповая работа (работа в парах) позволяет быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.
3. В групповой работе кроется огромный потенциал для развития коммуникативных УУД учащихся.
4. Учащиеся в группах учатся сами оценивать результат своей работы.
5. Интерес к предмету повышается.
Приложение
В анкетировании приняли участие 15 учеников. Были получены следующие результаты:
Результаты анкеты.
Я считаю, что работать в группах интересно:
полностью согласен – 58%
скорее согласен, чем нет – 42%
скорее не согласен –
не согласен -
Знание, которое я получил на уроке, пригодится в жизни:
полностью согласен – 98%
скорее согласен, чем нет –2%
скорее не согласен –
не согласен -
Я люблю высказывать своё мнение:
полностью согласен – 69%
скорее согласен, чем нет – 20%
скорее не согласен – 11%
не согласен -
Мне нравится выполнять творческие работы по предмету:
полностью согласен – 56%
скорее согласен, чем нет – 33%
скорее не согласен – 11%
не согласен -
Учитель хвалит меня за мою работу и успехи:
полностью согласен – 89%
скорее согласен, чем нет – 11%
скорее не согласен –
не согласен -
Я бываю расстроен, когда на уроке мы не работаем в группах:
полностью согласен – 56%
скорее согласен, чем нет – 22%
скорее не согласен – 22%
не согласен -
Я стараюсь больше читать дополнительно:
полностью согласен – 62%
скорее согласен, чем нет – 13%
скорее не согласен – 25%
не согласен –