Рефлексивный отчет о моем обучении в отношении практики коучинга


Рефлексивный отчет о моем обучении
в отношении практики коучингаСтержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является личность учителя (Strong, Ward & Grant, 2011 Руководство, 2014, с.149). Общество постоянно требует изменений, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности жизни как всего общества, в целом, так и конкретно, каждого человека. Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Требования современного общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Учитель должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом, он должен идти в ногу со временем.
Поэтому в нашем стремительно меняющемся мире очень важны уровень знаний учителя, его способность меняться, пересматривать свои убеждения. «Убеждения учителя оказывают большое влияние при формировании установок, которые в последствии объясняют принятие решений, и, в итоге-действия в классе. Пажарес (1992)утверждает, что при выборе стиля преподавания,убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания,поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе.» ( Руководство для учителя стр.151). Обучаясь на первом этапе курсов Программы второго уровня (лицом к лицу) я познакомилась с семью модулями программы, которые были рекомендованы для успешной организации процесса обучения. Это:
1.Новые подходы в преподавании и в обучении.
2.Обучение критическому мышлению.
3.Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4.Использование ИКТ в преподавании и обучении.
5.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
учеников.
6. Обучение талантливых и одарённых учеников.
7.Управление и лидерство в обучении.
Проведя с коллективом школы беседу об идеях семи модулей, анкетирование по этой теме, определила для учителей с которыми буду проводить коучинг-занятия по темам: «Как oценивaниe влияет на успeшнoсть учебнoгo прoцесca», «Как типы бесед влияют на познавательную активность учащихся?»
На данных коучингах я запланировала обсуждать проблемы, которые стоят перед учителями в обучении детей: пассивное участие учащихся на уроках, слабая мотивация учащихся к обучению, поддержка и развитие учащихся с высокой мотивацией к обучению. По проведению занятий учителя приходили к выводу, что если правильно воздействовать на учащихся, умело применяя новые подходы в обучении, то можно будет с легкостью подходить в решению поставленных проблем.
Готовясь к проведению коучинг-занятий, я тщательно старалась распланировать каждый этап, чтобы сохранять поочередность в заданиях, подбирала соответствующий теме материал. Я знала, что теоретический материал должен быть разнообразным, для того чтобы постоянно концентрировать внимание учителей в развитии навыков при выполнении поставленных мною задач.
Из опыта проведенных коучингов могу однозначно сказать, что учителей обучать сложнее, чем учеников. Ученики готовы принимать новую информацию от учителя, готовы следовать за ним, то есть доверяют ему полностью, в отличии от коллег. Учителя к любым новшествам относятся настороженно, и нужно проявить максимум стараний, чтобы заслужить доверие коллег.
Взять, например, ситуацию, когда мы разрабатывали правила работы в группах. Одна из коллег сказала, что не согласна с тем, что у каждого будет своя роль в группе, тот ребёнок, который отвечает за время, не будет участвовать в работе в группе, а «сидеть на часах» то есть отлынивать
На всех занятиях, на мой взгляд, удачно был подобран материал на стадии вызова, именно поэтому коллеги легко определяли тему занятий. Также учителям понравились творческие задания, это было видно, когда они делали уголки для журнала, рисовали медвежонка, а на втором занятии – создавали кластер «Диалогическое обучение», составляли вопросы по ромашке Блума. Здесь я себе отметила, что надо было предложить самим составить критерии для оценивания рисунков, а не предлагать готовые. Ещё я поняла, что не надо загружать занятие большим объёмом теоретического материала, лучше, когда учителя сами придут к выводам при выполнении заданий. Важной составляющей является психологическая разгрузка учителей. Это можно осуществить с помощью разминки или юмористического ролика, подобранного по теме.
Проводя рефлексию по занятиям от учителей, я узнала, что на данных занятиях они открывали для себя что-то новое, работали над развитием критического мышления, осознавали новые подходы в обучении. Самое главное, что они поняли, пересмотрели своё отношение к детям, так как побывали на из месте, увидели , что обучение может проходить более активно, интересно, радостно и эффективно для учителей и учеников. Анализ проведённых занятий показал, что есть и другие преимущества коучинга. Он избавляет от комплексов, учит работать сообща в команде.
Основным барьером в подготовке занятия был отбор материалов из огромного количества ресурсов: много времени уходит на просмотр и выбор нужного материала, много приходится сравнивать, перебирать и пересматривать, чтобы отобрать нужный материал.
Если говорить о себе как о коуче для детей, то могу отметить такие положительные моменты: я смогла научить детей групповой работе, учила (еще не научила до конца) грамотно рефлексировать в контексте изучаемой темы, оценивать по критериям. Я сама в течение пяти недель работала как учитель-исследователь, анализировала проведенные уроки, перерабатывала полученный в ходе урока материал, делала выводы и проводила саморефлексию для дальнейшей работы в контексте своей исследовательской темы и уже знаю, каким должен быть формат исследования.
Я думаю, что со своей миссией коуча я справилась. Готовясь к своим коучингам, я сначала долго изучала «Настольную книгу учителя - коуча», привезенную с курсов. Хотелось, чтобы учителя, побывав на моих коучингах, захотели прийти еще. Основные принципы коучинга:
1) принцип равенства
2) опора на личный потенциал слушателя
3) создать доверительные отношения
4) не оценивать и не давать готовых ответов.
Правда с последним пунктом у меня не совсем получилось, временами я корректировала выводы своих слушателей, хотелось, чтобы они ушли с правильными формулировками и выводами. Читая «Настольную книгу», поняла, что я перешла из уровня «осознанно некомпетентный» (не умею делать, но знаю, что не умею) на уровень «осознанно компетентный» (то есть могу делать, если сосредоточусь). Следующий уровень компетентности «осознанно компетентный» (делать все правильно, но не думать об этом) я еще не достигла. Надо провести еще некоторое количество занятий, чтобы прийти к этому уровню. В будущем я планирую не останавливаться на достигнутом, так как моим девизом по жизни являются слова: «Стремиться к новому, совершенствоваться»
В дальнейшем я обязательно буду учитывать все те неудачи, которые испытывала при проведении коучинг- занятий и больше времени уделять практическим навыкам. В нашей школе коучинги – дело новое, учителя только- только начинают посещать занятия, им еще предстоит привыкать к тому, что лучше самому дойти до сути чего-либо, чтобы это осталось с тобой навсегда (например, в отличие от семинара). А я, как коуч, буду им помогать.
Использованная литература:
1. 1.Руководство для учителя, (второй основной уровень) – Астана, 2014.
2. Раздаточные материалы. Издание третье 2014.
3. Учебные материалы и тренинги первого этапа «Лицом к лицу»
4. Касымова А.А., Корнилова Т. Б. и другие «Настольная книга учителя – коуча», Алматы , 2014