Технологическая карта урока по искусству (ИЗО) в 5 классе на тему: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока:
Предмет: искусство (ИЗО)
Учитель: Червякова Жанна Васильевна
Класс: 5
Авторы программы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских
Урок №5 согласно календарно-тематическому планированию
Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
- познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;
- развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус;
- воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре;
Задача: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Планируемые результаты (предметные ПР):
Графические:
-владение карандашом, фломастерами, гелиевыми ручками.
-правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.
Учебно- творческие умения:
-искать сходство с природными формами, умение стилизовать реальные образы в фантастические.
Речевые умения:
- умение анализировать, сравнивать и делать выводы.Личностные (ЛР):
-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение;
-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
Метапредметные (УУД):
Регулятивные УУД:
-высказывать своё предположение на основе учебного материала;
-выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
-работать по предложенному плану, инструкции;
-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации;
-ориентироваться в учебнике;
- уметь пользоваться разнообразными графическими материалами;
Коммуникативные УУД:
-коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
-слушать и понимать речь других;
- уметь выражать свои мысли,
- уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей
Методы и методические приёмы:
Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: учебно-производственный труд
Основное содержание темы, понятия, термины Орнамент, стилизация, скатерти – столешники, подзоры, концы полотенец, птица – пава, птица Сирин, образы коня, оленя, барса, девы, плодородия, солнца, древа жизни, Макошь.
ИКТ: Презентация в Power Point
Оборудование и материалы: ПК, образцы народной вышивки, гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Формируемые умения
(УУД) Промежуточный контроль
I этап. Организационный момент Беседа Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.
Учитель организует работу для определения темы урока:
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о русской прялке, о ее росписи, о русской избе).
- А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (красный угол).
- Что находилось в красном углу? (образа, украшенные вышитым полотенцем)
Учитель активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы, обращая внимание на предметы крестьянского быта.
- Сегодня мы будем говорить о символике древних образов, какими вышивками украшали в старину на Руси полотенца.
Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.
Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему урока.
Дети формулируют проблему, ставят перед собой цель и задачу, определив границы знания и незнания, убеждаются в необходимости получения новых знаний.
- Руки
- Конструкцию и декор.
Фронтальная Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.
Личностные: стремятся хорошо учиться. Устные ответы
II. Изучение нового материала Объяснитель-но-иллюстра-тивный. Экскурсия. Представляет новый материал, структурирует материал, оживляет внимание обучающихся. Учитель предлагает рассмотреть, полюбоваться предметами быта, о которых мы, современные люди, уже давно забыли.
Демонстрирует презентацию слайды 3-13
- Посмотрите какие красивые полотенца, салфетки, скатерти сегодня я приготовила для вас, все они украшены вышивкой
- Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.
- Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).
- Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.
Чтение стихотворения.
На вид орнамент не приметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает ответить на вопросы:
-Какие элементы декора вы рассмотрели?
-Какой смысл, символическое значение они имеют?
-Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?
Учитель предлагает отгадать загадку и
показать как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить.
Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению.
Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой. Изображают движения - имитация ручного труда Фронтальная работа. Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала.
Коммуникативные: планируют способы взаимодействия, выражают свои мысли, формулируют и аргументируют свое мнение.
Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; получают следующие знания:
Регулятивные: планируют свою деятельность; определяют способы достижения своей цели. Устные ответы
III. Творческая практическая деятельность. Практический.
Учащиеся под музыку выполняют творческое задание. Конструируют выразительную форму полотенца и украшают её в соответствии с традициями народного искусства
Сначала необходимо вырезать узор по краю листа, а затем заполнить его орнаментальными узорами.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные: самоопределение Предметные:
- владеют художественными материалами
-соблюдают пропорции.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализируют правильность выполнения задания;
-осуществляют самоконтроль;
познавательные:
- проводят анализ своей творческой деятельности;
-проводят сравнение объясняя его критерии;
Коммуникативные:
слушают и понимают речь других;
- умеют развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.
Рисунки
III.
Итоги урока.
Рефлексия. Выставка работ.
Беседа в форме «вопрос-ответ» Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод, что создавать единство конструкции и декора предметов не простая, но творческая и радостная работа,
что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Выходят к доске с готовыми работами. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия
Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умеют выражать свои мысли.
Познавательные:
-общенаучные: умеют структурировать знания;
оценивают процесс и результат деятельности.
Регулятивные: оценка – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозируют. Оценивание работ учащихся