Пояснительная записка к рабочей программе по географии 9 класс Алексеев
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
(МОУ – СОШ №8)г. Клин Московской области
Согласовано
руководитель ШМО
учителей естественно-научного цикла
_________М.Ю.КряжеваПротокол
от «____» __________ 20___г.
№ _____ Согласовано
зам. директора по УВР
___________И.П. Нестайко«___» ____________ 20___г. «Утверждаю»
директор МОУ СОШ №8
__________ О.В. ШаблийПриказ
от «____» __________ 20___г.
№ ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
(на основе авторской программы А.И. Алексеева.)
Учитель: Гадяцкая Т.А.
Количество часов: 2 часа в неделю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2012г. Рабочей программы предметной линии учебников « Полярная звезда» 5-9 классов / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2011.
При составлении рабочей программы использовались следующие источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источникамигеографической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а такжеумениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуется, и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира
Организация учебного процесса по географии России предполагает применение комплексного подхода к изучению территории – от изучения природы и освоения территории к изучению использования ресурсов в хозяйстве данного региона
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной
деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МОУ-СОШ №8 на 2016-2017 учебный год отводит для обязательного изучения предмета «География России» в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов в год).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
-умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты обучения
-ставить учебные задачи;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
-систематизировать информацию;
-определять проблему и способы её решения;
-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
-владеть навыками анализа и синтеза;
-искать и отбирать необходимые источники информации;
-использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно- коммуникационных технологий и сети Интернет;
-представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
-работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текси т.п.);
-использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
-создавать собственную информацию и представлять её в соответствии с учебными задачами;
-составлять рецензии, аннотации;
-выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
-вести дискуссию, диалог;
-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Регионы России (12 ч)
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.
Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.
ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (32 ч)
Тема 1. Центральная Россия (10 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.
Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.
Тема 2. Северо-Запад (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада:. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».
Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».
Тема 3. Европейский Север (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту.
Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.
Тема 4. Северный Кавказ (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем проект.
Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.
Тема 5. Поволжье (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».
Тема 6. Урал (5 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».
Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (16 ч)
Тема 7. Сибирь (7 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири. Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.
Тема 8. Дальний Восток (4 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века»..Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.
Заключение (4 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 13 и 14). Готовим реферат. Изучаем свой край.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Раздел, тема Количество часов Название темы Практические работы
12 Регионы России 2
32 Европейская Россия Тема 1 10 Центральная Россия 1
Тема 2 5 Северо – Запад 1
Тема 3 4 Европейский Север 2
Тема 4 4 Северный Кавказ 2
Тема 5 4 Поволжье Тема 6 5 Урал 1
16 Азиатская Россия Тема 7 7 Сибирь 3
Тема 8 4 Дальний Восток 2
4 Заключение Итого: 60 + 8 резервное время 14
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Рабочие программы. Под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого. 8-9 классы. Линия «Полярная звезда», М, Просвещение, 2010.
2. Рабочая тетрадь «География 9 класс. Мой тренажер», пособие для учащихся; В.В. Николина, М.: «Просвещение»,2013.
3.«География .9класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя, В.В. Николина, М.: «Просвещение», 2008.
4. А.И. Алексеев, О.А. Климанова. Рабочие программы 5-9 классы. М.: Дрофа, 2015
5.Тетрадь–тренажёр для 9 класса. География. Россия: природа, население, хозяйство. Часть II. Е.Ю. Мишняева, О.Г. Котляр. Издательство «Просвещение. Сферы». 2010.
6.Учебник: География. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. Москва, Просвещение, «Полярная звезда». 2014. 7.Атлас по географии для 9 класса, М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014. 8. А.И. Алексеев. В.В. Николина и др. География. 9 класс. М.: Просвещение. 2014
9. А.И. Алексеев, В.В. Николина и др. География. Россия. 9 класс. М.:
Интернет-ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Учащийся должен обладать:
-российской гражданской идентичностью: патриотизмом. Уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа. Своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических. Демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
-целостным мировоззрением, соответствующим уровню развития науки и общественной практики;
-гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
-эстетическим осознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) дляпоиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении концепции устойчивого развития.