Рабочая программа по русскому языку в 3 классе( Н.А.Чуракова, УМК «Перспективная начальная школа»).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей начальных классов /Емельянова У.В./
_________________________
Протокол №___ от «_____» ___________ 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР МОУ «СОШ № 46»
_____________/Майорова Н.А./
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ № 46»
_____________/Самохина А.И./
Приказ № ___ от «___»____2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Тукалло Анны Евгеньевны,
без квалификационной категории
по русскому языку в 3 «В» классе.
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»____________2015г.
Саратов
2015 - 2016 учебный год577596012700000
1.Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ №373 от 6 октября 2009 года) , примерной программы по русскому языку и на основе авторских программ Н.А.Чураковой, Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарковой (УМК «Перспективная начальная школа»)
В соответствии с новыми требованиями предлагаемый начальный курс русского языка УМК «Перспективная начальная школа», имеет следующие цели:
-познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса:
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
-воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению.
Сроки реализации программы: 01.09.2015 – 31.05.2016гг.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
2. Общая характеристика учебного предмета
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.
Для создания или восстановления целостной картины мира в уче6нике введена внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои - действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченные культуру переписки и культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.
Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка - хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, позволяющие школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности; в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.
Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативная - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по русскому языку предмет «Русский язык» с 1 по 4 класс по пять часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 560 часов, в 3 классе.-170ч.(34 учебные недели)
Плановых контрольных работ – 2, диктантов 5, словарных диктантов 9, письменных изложений - 3, контрольных списываний 3 , сочинений – 2, самостоятельных работ 5 ч.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Русский язык как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся:
— формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;
-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
5. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету ≪Русский язык≫ к концу каждого года обучения представлены по блокам ≪Обучающийся (Выпускник) научится≫ и ≪Обучающийся (Выпускник) получит возможность научиться≫, а также в ≪Ожидаемых результатах формирования УУД≫.
Планируемые результаты освоения учебной программыпо предмету «Русский язык» к концу 3-го года обучения
Содержательная линия ≪Система языка≫
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
• выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся научатся:
• правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).Раздел «Морфемика и словообразование»
Обучающиеся научатся:
• сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно,сложением основ с соединительным гласным);
• мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
• обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
• различать прямое и переносное значения слова;
• находить в тексте синонимы и антонимы;
• отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
• различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
• различать на письме приставки и предлоги;
• изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
• различать названия падежей;
• изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
• изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени —по лицам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
• находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
• задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия ≪Орфография и пунктуация≫
Обучающиеся научатся:
• определять орфограммы;
• использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
• писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
• писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
• писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;
• писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
• писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
• писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
• определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
• членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
• грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
•владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
• работать со словарями;
• соблюдать орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
• писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам ≪Содержание≫ и ≪Оглавление≫; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей; тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных учебных действий:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействие:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
• находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных учебных действий:
• осуществлять самоконтроль и контроль полученногорезультата.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков
обучающихся по данной программе.
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение):
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Контрольно-измерительные материалы предложены в методическом пособии: Лаврова Н.М. Русский язык, 3 класс. Оценка достижения планируемых результатов. – М.:Академкнига/2015
6. Содержание учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по русскому языку предмет «Русский язык» с 1 по 4 класс по пять часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 560 часов,3 кл.-170ч.
№п/п Содержание учебного курса
Кол-во часов
теоретически практически
1 Развитие речи с элементами культуры речи 30 ч 30 ч
2 Синтаксис 15 ч 15 ч
3 Морфемика и словообразование 20 ч 20 ч
4 Фонетика и орфография 20 ч 20 ч
5 Лексика 15 ч 15 ч
Морфология 70 ч 70 ч
Итого 170 ч 170 ч
Фонетика и орфография (20 час)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыке морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з. Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о ≪беглом гласном≫ звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса -ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихсяВыполнение звукобуквенного анализа слова (определение количества слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
Лексика (15 ч)
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Основные виды учебной деятельности обучающихсяРазличение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов, омонимов и синонимов.
Морфемика и словообразование (20 час)
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихсяСравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс). Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
Морфология (70 ч)
Понятие о частях речи
Имя существительное как часть речи. Категориальное значе ние (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударныхпадежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи. Категориальное значение (значение действия). Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам.
Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Основные виды учебной деятельности обучающихсяРазличение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения в различении на письме приставки и предлога.
Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
Различение названий падежей.
Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Синтаксис (15 ч)
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Основные виды учебной деятельности обучающихсяУпражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.
Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения,обстоятельства, определения).
Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
Лексикография
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь ≪Пиши правильно≫), обратного, орфоэпического (словарь ≪Произноси правильно≫), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихсяРабота со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи с элементами культуры речи (30 ч)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом.Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.Различение текста-описания и текста-повествования.
Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.Сравнение научно-популярных и художественных текстов
(интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
≪Азбука вежливости≫: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Основные виды учебной деятельности обучающихсяОпределение темы и основной мысли (основного переживания) текста, составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.
Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.
Оформление писем элементарного содержания.
Словарь
Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное,победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (всего 75 слов).7.Тематическое планирование
№ урока Тема урока, дата Предметные результаты Метапредметные результаты Примечание
Инструктаж по ТБ на уроках.
Что такое орфограмма?
02.09 Повторение изученных орфограмм Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Логические: подведение под правило. Что такое орфограмма.
03.09 Повторение изученных орфограмм: безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; правописание парных звонких–глухих согласных в корне и на конце слова; большая буква в начале предложения; правописание предлогов со словами Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях Что такое орфограмма.
04.09 Повторение изученных орфограмм:безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; непроизносимый согласный в корне; правописание парных звонких-глухих согласных в корне и на конце слова; Ь после шипящих. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация Что такое орфограмма.
07.09 Разделительные ъ и ь ; правописание суффиксов
-ЧИК- и -ОК- Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации. Входная контрольная работа
08.09 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Обобщение. Звукобуквенный разбор слова.
09.09 Звукобуквенный разбор слова Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; пользоваться инструкциями; получение, поиск и фиксация информации Звукобуквенный разбор слова.
10.09 Звукобуквенный разбор слова Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; пользоваться инструкциями; получение, поиск и фиксация информации Для чего нужна речь? Какие бывают предложения.
11.09 Виды предложений по цели высказывания и интонации Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Части речи. Имя существительное.
14.09 Части речи. Имя существительное. Род им. существительных, изменение по числам. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; понимание и преобразование информации. Логические: подведение под правило. Имя существительное. Словарный диктант №1.
15.09 Условные сокращения в словарной статье толкового словаря с заголовочным словом им. существительным. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации
Регулятивные: контроль и самоконтроль. Имя прилагательное.
16.09 Имя прилагательное как часть речи. Изменение им. прилагательного в зависимости от им. существительного Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации. Имя прилагательное.
17.09 Имя прилагательное как часть речи. Изменение им. прилагательного в зависимости от им. существительного Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация Что такое текст.
18.09 Словообразование имени существительного. Текст, тема текста и основная мысль Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация Глагол.
21.09 Глагол как часть речи. Начальная форма глагола. Состав слова. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Глагол.
22.09 Словообразование им. существительного от глаголов и прилагательных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы Глагол.
23.09 Правописание Ъ в глаголах с приставкой Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация Контрольное списывание .24.09 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Текст. Работа с картиной Моне «Прогулка»
25.09 Основная мысль текста.
Составление плана и устного рассказа по картине К.Моне «Прогулка» Формирование базовых эстетических ценностей
Многозначные слова.
28.09 Многозначность слова. Работа с Толковым словарем. Прямое и переносное значения слов. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Прямое и переносное значения слов.
29.09 Определение значения многозначных слов с помощью Толкового словаря Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы Местоимение.
30.09 Значение личных местоимений Логические: подведение под правило. Общеучебные: постановка и решение проблемы Части речи. Местоимение.
01.10 Различение личных местоимений в тексте. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Работа с картиной. Сравнительный анализ.
02.10 Различение темы и основной мысли текста.
Сравнительный анализ двух живописных произведений с разными темами, но сходными переживаниями. Формирование базовых эстетических ценностей
Предлоги и приставки.
05.10 Предлог как служебная часть речи. Предлог часть формы существительного Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы Подлежащее и сказуемое – основа предложения.
06.10 Различение частей речи и членов предложения. Второстепенные члены предложения Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Самостоятельная работа № 1 «Части речи»
07.10 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Синонимы.
08.10 Понятие «синонимы». Сочетаемость синонимов с другими словами. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: смыслообразование и самоопределение План текста.
09.10 Деление текста на части, составление плана.
Названия падежей. падежные вопросы, способы определения падежей. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Изменение имени существительного по числам.
12.10 Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Изменение имен существительных по падежам.
13.10 Изменение имен существительных по падежам Общеучебные: постановка и решение проблемы. Именительный падеж.
14.10 Основные отличия именительного падежа. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Словарный диктант №2. Родительский падеж.
15.10 Распознавание им. существительного в форме родительного падежа с предлогом и без него. Общеучебные: постановка и решение проблемы.
Регулятивные: контроль и самоконтроль. Порядок абзацев в тексте.
16.10 Понятие «абзац». Порядок абзацев в тексте Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Дательный падеж.
19.10 Распознавание им. существительного в форме дательного падежа. Общеучебные: постановка и решение проблемы Винительный падеж.
20.10 Определение винительного падежа. Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки Общеучебные: постановка и решение проблемы. Винительный падеж.
21.10 Определение винительного падежа. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Устное изложение .22.10 Устный пересказ текста. Определение темы и основной мысли каждой части текста. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Творительный падеж.
23.10 Распознавание им. существительных в форме творительного падежа Общеучебные: постановка и решение проблемы Творительный падеж.
26.10 Распознавание им. существительных в форме творительного падежа Общеучебные: постановка и решение проблемы Текст-описание.
27.10 Особенности построения текста-повествования и текста-описания Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Контрольный диктант за 1 четверть.
28.10 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Работа над ошибками. Как писать письмо.
29.10 Как писать письмо: Главный Закон Общения. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Предложный падеж.
30.10 Распознавание им. существительных в форме предложного падежа Общеучебные: постановка и решение проблемы. Предложный падеж.
09.11 Распознавание им. существительных в форме предложного падежа Общеучебные: постановка и решение проблемы. Антонимы.
10.11 Распознавание антонимов в тексте Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация Антонимы.
11.11 Распознавание антонимов в тексте Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация Текст-повествование.
12.11 Особенности построения текста-повествования и текста-описания Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Различение падежей.
13.11 Формирование навыка определения и различения падежных форм им. существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы Устойчивые выражения.
16.11 Работа со Словарем устойчивых выражений Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях Различение падежей.
17.11 Формирование навыка определения и различения падежных форм им. существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация Самостоятельная работа № 2 «Различение падежей».
18.11 Формирование навыка определения и различения падежных форм им. существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация Работа с картиной. Устное сочинение.
19.11 Работа с картиной. Устное сочинение Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Склонение имен существительных
Словарный диктант № 3.
20.11 Распределение им. существительных по трем типам склонения Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Существительные I склонения.
23.11 Безударные падежные окончания им. существительных I склонения Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль Существительные II склонения.
24.11 Безударные падежные окончания им. существительных II склонения Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Коммуникативные: кооперация Существительные III склонения.
25.11 Безударные падежные окончания им. существительных III склонения Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Работа с картиной Моне «Лондон. Парламент» Письменное сочинение.
26.11 Работа с картиной. Письменное сочинение Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова. 27.11 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Коммуникативные: кооперация Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова.
30.11 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова и в суффиксе -енн- Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: коммуникация как кооперация Правописание падежных окончаний имен существительных.
01.12 Правописание падежных окончаний имен существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. Контрольное списывание.
02.12 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Последовательность предложений в тексте.
03.12 Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Различение склонений имен существительных.
04.12 Правописание падежных окончаний имен существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Различение склонений имен существительных.
07.12 Правописание падежных окончаний имен существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Различение склонений имен существительных.
08.12 Правописание падежных окончаний имен существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Проверочный диктант.
09.12 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Обобщение по теме склонение имён существительных.
10.12 Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Учимся писать сочинение .11.12 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Второстепенные члены предложения.
14.12
15.12 Понятие «обстоятельство». Роль обстоятельств в предложении Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Понятие «дополнение». Роль дополнений в предложении Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Дополнения. Словарный диктант № 4.
16.12 Второстепенные члены предложения. Дополнения. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Дополнения.
17.12 Понятие «дополнение». Роль дополнений в предложении Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Устное изложение.
18.12 Пересказ с опорой на план. Коммуникативные: кооперация Письменное изложение «Кошка и ёж»
21.12 Учимся писать изложение Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Анализ письменного изложения.
22.12 Учимся писать изложение Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях Азбука вежливости.
23.12 Правили поведения в магазине Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Контрольный диктант за 2 четверть.
24.12 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Обобщение знаний полученных в 1 полугодии.
25.12 Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Резервное время.
28.12 Общеучебные: постановка и решение проблемы. Резервное время
29.12 Общеучебные: постановка и решение проблемы. Безударные окончания существительных
в единственном числе.
11.01 Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе (общий алгоритм работы над безударным окончанием существительного любого склонения) Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Безударные окончания сущ. в ед.ч.
12.01 Формирование умения правильно писать безударные окончания существительных Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Безударные окончания сущ. в ед. ч.
13.01 Формирование умения правильно писать безударные окончания существительных Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Правописание приставок РАЗ- – РАС-
14.01 Общее правило написания приставок, оканчивающихся на З-/С- Познавательные: понимание и применение знаний Научный текст.
15.01 Различие научного и художественного текстов Познавательные: понимание и формирование ценностно-смысловой ориентации.Правописание приставок ИЗ- – ИС-
18.01 Формирование умения правильно писать слова с приставками на з- и с- Познавательные: понимание и применение знаний Правописание приставок .19.01 Общее правило написания приставок, оканчивающихся на З-/С- Познавательные: понимание и применение знаний Правописание Ъ после приставок
20.01 Правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я Познавательные: понимание и применение знаний Проверочный диктант.
21.01 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Обобщение. Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе.
22.01 Отработка алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Логические: подведение под правило. Научный текст.
25.01 Составление плана научного сообщения и словарной статьи Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Правописание безударных окончаний существительных
1 склонения в ед.ч.
26.01 Отработка алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Логические: подведение под правило. Правописание безударных окончаний существительных
2 склонения
27.01 Отработка алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Логические: подведение под правило. Значения слов. Словарный диктант № 5
28.01 Омонимы, синонимы, антонимы Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Правописание безударных окончаний существительных.
29.01 Правописание безударных окончаний существительных Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Научно-популярный текст.
01.02 Подбор и составление научно-популярного сообщения на заданную тему Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Окончания существительных 1и 2 склонения.
02.02 Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе Познавательные: понимание и применение знаний. Коммуникативные: кооперация
Окончания существительных 1и 2 склонения.
03.02 Правописание безударных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний. Коммуникативные: кооперация
Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова.
04.02 Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова Познавательные: понимание и применение знаний. Окончания существительных 3 склонения.
05.02 Правописание безударных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. Устное сочинение.
08.02 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.
09.02 Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова Познавательные: понимание и применение знаний Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
10.02 Применение орфограммы на письме Логические: подведение под правило. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
11.02 Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных Познавательные: понимание и применение знаний Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
12.02 Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных Познавательные: понимание и применение знаний Контрольное списывание .15.02 Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями Обобщение знаний по изученным орфограммам.
16.02 Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями Заседание клуба «Жизнь корня в составе разных частей речи».
17.02 Родственные слова разных частей речи Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.
18.02 Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова Познавательные: понимание и применение знаний Устное сочинение. Работа с картиной.
19.02 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Окончания существительных во множественном числе.
22.02 Распознавание в тексте им. существительных в форме мн.ч в И.п.
Понятие «глагол настоящего времени» Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. Окончания существительных во множественном числе.
24.02 Употребление в речи им. существительных в форме мн.ч в И.п. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Окончания существительных во множественном числе.
25.02 Употребление в речи им. существительных в форме мн.ч в Р.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Окончания существительных во множественном числе Словарный диктант № 6.
26.02 Образование существительных в форме мн. ч. Р. п.
Обобщение на основании наблюдения Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. Письменное изложение.
29.02 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Анализ письменного изложения.
01.03 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Написание существительных с суффиксом - ИЩ-
02.03 Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. Написание существительных с суффиксом -ИЩ-
03.03 Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. Окончания существительных во множ. числе в разных падежах.
04.03 Определение падежа существительных в форме мн. ч.
Разговор по телефону. Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. Окончания существительных во множ. числе в разных падежах.
07.03 Определение падежа существительных в форме мн. ч. Познавательные: понимание и применение знаний. Устное изложение. Азбука вежливости.
09.03 Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Существительные с суффиксом –ОК-
10.03 Написание суффикса
-ОК- после шипящих Логические: подведение под правило. Написание суффикса -ОК- после шипящих.
11.03 Написание суффикса
-ОК- после шипящих Логические: подведение под правило. Самостоятельная работа №5 «Существительное».
14.03 Актуализация знаний правописания окончаний им. существительных Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Обобщение знаний по теме: «Существительное».
15.03 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Изменение прилагательных по родам и числам .16.03 Изменение прилагательных по родам и числам Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Изменение прилагательных по падежам.
17.03 Изменение прилагательных по родам и числам Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Изменение прилагательных по падежам. Словарный диктант 7.
18.03 Изменение прилагательных по родам и числам Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Сочиняем басню по картине.
21.03 Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п.
22.03 Окончания прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п.
23.03 Окончания прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.
24.03 Формирование умения правильно писать падежные формы прилагательных м.р., ср.р. и ж.р. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Контрольный диктант за 3 четверть.
25.03 Актуализация знания алгоритма по определению падежных окончаний прилагательных Регулятивные: контроль и самоконтроль. Общение по итогам 3 четверти. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Устный рассказ по рисунку.
04.04 Развитие устной речи Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки.
05.04 Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки Логические: подведение под правило.
Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки.
06.04 Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки Логические: подведение под правило.
Склонение прилагательных
во множественном числе.
07.04 Падежные окончания прилагательных в форме мн. ч. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Окончания прилагательных во мн. числе в И.п. и В.п.
08.04 Окончания прилагательных в форме множественном числе в И.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Устное изложение. Словарный диктант № 8
11.04 Развитие устной речи Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации.
Окончания прилагательных во мн. числе в Р.п., В.п., П.п.
12.04 Словосочетания прилагательных в форме разных падежей, различение этих форм. Познавательные: понимание и применение знаний. Окончания прилагательных во мн. числе в Д.п., Т.п.
13.04 Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Второстепенные члены предложения. Определения.
14.04 Роль им. прилагательных в предложении Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Слова с удвоенной буквой согласного.
15.04 Слова с удвоенной буквой согласного Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Самостоятельная работа № 6 «Прилагательное».
18.04 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Обобщение изученного материала по теме «Прилагательное».
19.04 Повторение пройденногоОбщеучебные: постановка и решение проблемы. Письменное изложение.
20.04 Работа над основной мыслью текста Регулятивные: контроль и самоконтроль. Начальная форма глагола. Суффикс - ть (- ти, - чь)
21.04 Суффиксы начальной формы глаголов -ть-, -ти-, -чь- Общеучебные: постановка и решение проблемы. Написание частицы – ся.
22.04 Значение и происхождение частицы -ся (-сь) Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Написание Ь перед частицей – ся25.04 Формирование умения писать Ь в начальной форме глаголов с частицей -ся.
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я-
26.04 Определение глагольных суффиксов Общеучебные: постановка и решение проблемы. Работа с картиной О. Ренуара «Девочка с лейкой».
27.04 Реконструирование наблюдений, составление текста-описания и текста-повествования Общеучебные: постановка и решение проблемы. Времена глагола.
28.04 Формирование умения определять времена глаголов Логические: подведение под правило.
Прошедшее время глагола.
29.04 Формирование умения определять времена глаголов Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Настоящее время глагола.
02.05 Изменение глаголов наст.вр. по числам Логические: подведение под правило. Будущее время глагола. Словарный диктант № 9
03.05 Определение формы буд. вр. глагола Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме Обобщение: времена глагола; изменение по лицам и родам.
04.05 Актуализация знаний по правописанию глагола
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило.
Работа с картиной. Письменное сочинение.
05.05 Составление целостного впечатления о картине Регулятивные: контроль и самоконтроль. Написание Ь после шипящих во всех формах глагола.
06.05 Ь после шипящих во всех формах глагола. Глаголы в форме повелительного наклонения Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило.
Самостоятельная работа № 7 «Глагол».
10.05 Актуализация знаний обучающихся Регулятивные: контроль и самоконтроль. Обобщение по теме: «Глагол» .
11.05 Повторение пройденногоОбщеучебные: постановка и решение проблемы. Учимся писать сочинение по наблюдениям.
12.05 Составление целостного впечатления. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.
13.05 Повторение пройденногоОбщеучебные: постановка и решение проблемы. Повторение по теме « Существительное».
16.05 Повторение пройденногоОбщеучебные: постановка и решение проблемы. Повторение по теме «Прилагательное».
17.05 Повторение пройденногоОбщеучебные: постановка и решение проблемы. Повторение по теме «Глагол».
18.05 Повторение пройденногоОбщеучебные: постановка и решение проблемы. Итоговая работа за год.
19.05 Актуализация знаний обучающихся Регулятивные: контроль и самоконтроль. Обобщение пройденного материала за 3 класс.
20.05 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Заседание для членов клуба «Ключ и заря»
23.05 Повторение пройденногоОбщеучебные: постановка и решение проблемы. Резервное время
24.05 8. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы
УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК ≪Перспективная начальная школа≫ (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). – М.:Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой – М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык.
3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский
язык. 3 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/
Учебник.
3. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык.
3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник.
4. Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельнойработы №1, №2. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
5. Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский
язык. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/
Учебник.
6. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.:Академкнига/Учебник.