Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ПНШ Чуракова
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
3
1.1.Цели и задачи образования
3
1.2.Общая характеристика предмета
4
1.3.Место учебного предмета
5
1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
5
2.Требования к уровню подготовки учеников
6
3. Учебный план
7
4.Календарно – тематический план
12
5. Информационно – образовательный ресурс
43
5.1.Нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса
43
5.2.Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
43
5.3.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
44
1.Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса первой ступени образования составлена на основе ФГОС НОО (2009 г.), авторской программы Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской «Литературное чтение» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»), ФБУПа (2004 г. )
1.1 Цели и задачи образования
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая.
Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Идея вторая.
Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.
Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Идея третья.
Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Идея четвертая.
Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века.
1.2 Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
1.3 Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой, предмет «Литературное чтение» изучается в 3классе по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов. Полностью соответствует авторской программе по УМК «Перспективная начальная школа.»
1.4 Результаты освоения курса «Литературное чтение» в 3 классе.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
-духовно-нравственные;
-духовно-эстетические;
-литературоведческие;
-библиографические.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся .
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
3. Учебный план.
№
Раздел программы
Общее кол-во часов
1
2
3
4
5
6
7
8
3 класс
Учимся наблюдать и копим впечатления
Постигаем секреты сравнения
Пытаемся понять, почему люди фантазируют
Учимся любить
Набираемся житейской мудрости
Продолжаем разгадывать загадки смешного
Как рождается герой
Сравниваем прошлое и настоящее
24
18
15
12
11
13
20
23
·
·
·
·
·
·
·Содержание курса «Литературное чтение»
3 класс (136 ч)
Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым.
Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.
Содержание программы
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.
Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество.
Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.
Жанр пословицы.
Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.
Авторское творчество
Жанр басни.
Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Жанр бытовой сказки.
Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.
Поэзия
Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)
Лента времени.
Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»
Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Круг чтения
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже 20-21 веков
Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Элементы
содержания
Планируемые результаты обучения
Вид
контроля.
Дата
проведения
Освоение предметных знаний(базовые понятия)
УУД
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Учимся наблюдать и копим впечатления (24 часа)
1
С. Козлов «Июль». Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя».
1
Комбинированный
Произведения о природе.
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями
Обучающиеся должны понимать что такое «олицетворение».
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Обучающиеся получат возможность научиться находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать
с толковым словарем
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Выразительное чтение
Слушаем музыку С. Прокофьева
2
Ю. Коваль «Березовый пирожок».
Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад».
1
Комбинированный
Восприятие и понимание переживаний героя.
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями
Понимать понятие «репродукция».
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). бучающиеся получат возможность научиться давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем;
Ответы на вопросы
Слушаем музыку П. Чайковского
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3-4
В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого»
1
Комбинированный
Произведения выда-ющихся представителей русской литературы
Понимать понятие «сравнения».
ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения
Чтение наизусть
5
Хрестоматия
В. Берестов «Первый листопад» В. Лунин «Идем в лучах зари»
1
Комбинированный
Произведения выда-ющихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы
с произведениями других видов искусства – живописными
и музыкальными произведениями
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов
(а не тематическое сходство).
Работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности
Чтение наизусть
Слушаем музыку Скрябина
Чайковского «Осенняя песня»
6
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы».
1
Комбинированный
7-8
Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета»
1
Комбинированный
Произведения выда-ющихся представителей русской литературы
Имет представление о произведениях А. С. Пушкина.
Находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной
Проверка техники чтения
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
9
Олицетворение. Хокку Дзёсо
и Басё.
Вадим Шефнер «Середина марта»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы
Иметь представление о том, как записывается японское хокку.
Видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение
к содержанию прочитанного
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Чтение наизусть
10
Контраст. Хокку Басё. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон
1
Комбинированный
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –
живописными и музыкальными произведениями
Понимать понятия «звукопись»
и «контраст».
Анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации.
Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)
Выразительное чтение
11
Хрестоматия
В. Лунин «Ливень»
В.Берестов «Отражение»
1
Комбинированный
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд» /
Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд»
1
Комбинированный
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями
Понимать что такое понятие «повтор».
Иметь представление о том,
что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; рабо-
тать с толковым словарем; рабо-
тать с иллюстрацией; находить
в тексте повторы
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Чтение наизусть
13
Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину»
1
Комбинированный
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя
Анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев
Чтение по ролям
14
Хрестоматия
В .Бересатов «Урок листопада»
1
Комбинированный
15
Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад»
1
Комбинированный
Произведения выда-ющихся представителей русской литературы
Делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке;
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
16
Записная книжка Кости Погодина
1
Комбинированный
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.
Герой произведения
Анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про предметы; выполнять записи в записной книжке
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
17
А. Пушкин «Зимнее утро»
1
Комбинированный
Произведения выда-ющихся представителей русской литературы
Иметь представление о произведениях А. С. Пушкина, понятие «строфа».
работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы
Чтение наизусть
18-19
Хрестоматия
А. Иванов «Как Хома картины собирал»
1
Комбинированный
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя
Анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем
20
В. Берестов «Большой мороз»
1
Обобщение
Различение жанров произведений.
Рботать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения
Выразительное чтение
21
В. Берестов «Плащ».
Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»
1
Комбинированный
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: произведениями
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
22
С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
1
Комбинированный
Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя
работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение
Пересказ текста по плану
23
Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд».
1
Комбинированный
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).Анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с толковым словарем
Пересказ текста по плану
Слушаем музыку Чайковского Скрябина «Прелюдия № 5 ре мажор»
24
Настроение героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся
1
Обобщение
Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально-
Понимать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора»)
Чтение наизусть, ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
наблюдать и копим впечатления»
нравственных переживаний героя
в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств.
Выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор)
Познавательные УУД: Общеучебные
формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Постигаем секреты сравнения (18 часов)
25
Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»
1
Комбинированный
Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений
Иметь представление о сказках разных народов мира.
Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность.
Умение работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы
Познавательные УУД:
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Пересказ текста по плану
26
Африканская сказка «Гиена и черепаха»
1
Комбинированный
Сходство и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества
Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись.
Умение работать с толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
27
Алтайская сказка «Нарядный бурундук»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Герой произведения
Понимать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково.
Умение работать с толковым словарем; пересказывать текст
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
28
Самые древние сказочные истории
1
Комбинированный
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
Понимать особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).
Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история.
Умение пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений
Пересказ текста по плану
29
Хрестоматия
Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»
1
Комбинированный
Пересказ текста по плану
30
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений
Умение работать с толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с фразеологическим словарем
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
31
Корейская сказка «Как барсук и куница судились»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы
предположить концовку сказки; работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Пересказ текста по плану
32
Индийская сказка «О собаке, кошке
и обезьяне»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Понимать особенности просто древних сказок – начинают цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).
Сравнивать сказочные
истории по содержанию; работать с толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй
Пересказ текста по плану
33
Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений
Иметь представление о сказках о животных и волшебные сказки.
Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).
Анализировать и сравнивать разные сказки
Ответы на вопросы
34
Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории?
1
Комбинированный
Восприятие и понимание моционально-нравственных переживаний героя
Определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание»
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
35-36
Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений
Понимать особенности менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинают цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным.
Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, поведением героев и построением сказок.
Анализировать поступки героев; сравнивать построение
и содержание разных сказочных историй
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
37
Хрестоматия
Д. Дмитртев «Встреча»
1
Комбинированный
Пересказ текста по плану
38
Индийская сказка «Хитрый шакал»
1
Комбинированный
Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений
Умение работать с толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
39
Сборник «Сказки народов мира»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы
Понимать что такое «избранное»; как составляют сборники литературных произведений.
Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике.
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Ответы на вопросы
40
Бурятская сказка «Снег и заяц».
Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений
Понимать что такое «лента времени»;
о развитии сказки о животных
во времени.
Умение анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ
Пересказ текста по плану
41
Хрестоматия
Шведская сказка «По заслугам расчет»
1
Комбинированный
Пересказ текста по плану
42
Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»
1
Обобщение
Произведения зарубежной литературы. Герои сказок
Иметь представление о сказке как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира.
различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки
Ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Пытаемся понять, почему люди фантазируют (15 часов)
43
Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Понимать что такое «фантазия», «фантазер».
Доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Чтение наизусть
44
Хрестоматия
М. Яснов «Мы и птицы». Э Мошковская «Мотылек»
1
Комбинированный
45
Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»
1
Комбинированный
Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Умение работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика
Выразительное чтение
46
Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак»
1
Комбинированный
Пересказ текста по плану
47
Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Умение работать с толковым и фразеологическим словарями; ориентироваться в тексте; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать характер героя; выбирать книги для чтения
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
48
Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют».
Т. Пономарева «Автобус»
1
Комбинированный
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.
Понимать что такое «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отлича-ются литературные жанры.
Определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев;
определять жанр произведения
Познавательные УУД: Общеучебные:формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
49
Хрестоматия
С. Козлов «Звуки и голоса»
1
Комбинированный
50
Т. Пономарева «В шкафу». Э. Мошковская «Вода в колодце». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота»
1
Комбинированный
Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями
Понимать, что в рассказе события
развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Пересказ текста по плану
51
Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»
1
Комбинированный
Произведения классиков детской литературы. Произведения
о детях
Понимать, что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей.
Анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения;
Пересказ текста по плану
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
52
Изобретательность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков»
1
Комбинированный
Высказывание оценочных суждений
Понимать что такое «наблюдательность», «изобретательность».
различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:-целеполагание- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляцияЛичностные УУД:
нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
53
Хрестоматия
О. Кургузов «Мальчик-папа»
1
Комбинированный
54
Тим Собакин «Игра в птиц»
1
Комбинированный
События, составляющие основу произведения
Умение работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора
Пересказ текста по плану
55
К. Бальмонт «Гномы». Поход в Музейный дом.
1
Комбинированный
Произведения выда-ющихся представителей русской литературы.
Понимать изученные произведения раздела.
Иметь представление о том, что сходство и близость
Чтение наизусть
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
56
Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади».
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями
произведений, принадлежащих
к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика
Познавательные УУД: Общеучебные
формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Отвечать
на вопросы
Слушаем музыку С. Прокофьева «Мимолетности № 1».
57
Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»
1
Обобщение
Учимся любить (12 часов)
58-59
Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
1
Комбинированный
Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Умение работать с толковым словарем; анализировать героев
Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить
в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Выразительное чтение
Слушаем музыку А. Лядова «Волшебное озеро»,
К. Дебюсси «Лунный свет»
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
60
Маша Вайсман «Лучший друг
медуз»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста
Анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёраРегулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:-нравственно-этическое оценивание
Пересказ текста по плану
61
Хрестоматия
Э. Мошковская Когда я уезжаю. В. Драгунский «Кот в сапогах»
1
Комбинированный
62
А. Куприн «Слон»
1
Комбинированный
Произведения классиков детской литературы. Произведения
о детях
Умение работать с толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев
Пересказ текста по плану
63
А. Куприн «Слон»
1
Комбинированный
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
Ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев
Выразительное чтение
64
А. Куприн «Слон»
1
Обобщение
Пересказ текста по плану
65
К. Паустовский «Заячьи лапы»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Умение работать с толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
66
К. Паустовский «Заячьи лапы»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста
Умение работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Ответы на вопросы
67
С. Козлов «Если меня совсем нет». Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари».
1
Комбинированный
Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями
Понимать что такое «диалог».
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией
Выразительное чтение
Слушаем музыку К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
68
Хрестоматия
Тим Собакин «Самая большая драгоценность»
1
Комбинированный
69
Обобщение по теме: «Учимся любить».
Заседания для членов клуба
1
Обобщение
Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения
Помнить изученные произведения раздела.
Умениепользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять
Ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года»
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Набираемся житейской мудрости (11 часов)
70
Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».
1
Комбинированный
Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни
Понимать что такое жанр басни; понятия «повествование», «мораль».
Умение пользоваться этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне
Познавательные УУД: Общеучебные
Формирование познаватель
ной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;выбор оснований и критериев для сравнения;
Выразительное чтение
71
Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»
1
Комбинированный
Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).
Умение определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль
Выразительное чтение
72
Лента времени литературных произведений
1
Комбинированный
Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания
Иметь наглядно-образное пред-ставление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени,
Ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
73
Хрестоматия
Ж. Лафонтен «Волк и журавль» «Ворона в павлиньих перьях»
1
Комбинированный
а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.
Умение размещать литературные произведения на ленте времени
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:-нравственно-этическое оценивание
74
Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и лисица»
1
Комбинированный
Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения.
Участие в диалоге о прочитанном произведении
Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей.
Использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов
Выразительное чтение
75
Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». Иллюстрация В. Серова
1
Комбинированный
Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения
Понимать что такое «обстоятельства».
Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.
Умение сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией
Чтение наизусть
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
76
И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста. Басни
Иметь представление о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп,
Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.
Анализировать басни; работать с толковым словарем; подбирать пословицы к басне
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Ответы на вопросы
77
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
понимать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям.
Умение сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени
Выразительное чтение
78
«Каша из топора», бытовая сказка
1
Комбинированный
Связь басен с бытовыми сказками.
Находить логические связи басен с бытовыми сказками. Понимать секрет смешного в литературном произведении.
79
«Солдатская шинель», бытовая сказка
1
Комбинированный
Примеры бытовых сказок
Называть отличия бытовых сказок. Уметь определять данный жанр произведения без посторонней помощи. Эмоциональная окраска голоса при чтении
80
Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости» «Волшебный кафтан»
1
Обобщение
Различение жанров произведений. Построение небольшого монологического высказывания
. пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям
Ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Продолжаем разгадывать секреты смешного (13 часов)
81
Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме"»
1
Комбинированный
Произведения о детях. Герои произведения
Умениеобъяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте
Коммуникативные УУД:-постановка вопросов;- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
82
И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса»
1
Комбинированный
Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам
Умение делить текст на смысловые части; находить строчки
в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты
Выразительное чтение
83
М. Бородицкая «На контрольной».
1
Комбинированный
Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения
Умение анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть
Чтение наизусть
84
Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол»
1
Комбинированный
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам
Научатся разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения
Выразительное чтение
85
Н. Тэффи «Преступник»
1
Комбинированный
Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения
Научатся работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
86
Н. Тэффи «Преступник»
1
Комбинированный
Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений
Анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Пересказ
текста по плану
87
Хрестоматия
Н.Носов «Мишкина каша»
1
Комбинированный
88
К. Чуковский
«От двух до пяти»
1
Комбинированный
Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания
Умение выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного
Выразительное чтение
89
Г. Остер «Вредные советы».
Т. Пономарева «Помощь»
1
Комбинированный
Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения
Выразительное чтение
90-91
В. Драгунский «Ровно 25 кило»
2
Комбинированный
Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения
Иметь представление о приемах смешного: путаница, преувеличение.
Анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении
Пересказ текста по плану
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
92
Хрестоматия
М.Вайсман «Приставочка моя любименькая»
1
Комбинированный
Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста
Объяснять название произведения; ориентироваться
в тексте; находить ответы на вопросы в тексте
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
93
Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного»
1
Обобщение
Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения
Помнить изученные произведения раздела.
Открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость композиции рассказа
Ответы на вопросы
Как рождается герой (20 часов)
94
Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы»
1
Комбинированный
Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания
Понимать что такое «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом.
Определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Выразительное чтение
95
Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково
Чтение наизусть
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
96
Б. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
97-98
Б. Заходер «История гусеницы»
2
Комбинированный
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
Умение составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; проводить исследование, является ли герой произведения сказочным героем; работать с иллюстрацией; следить за чтением учителя
Пересказ текста по плану
99
Хрестоматия
С.Махотин «Самый маленький»
1
Комбинированный
Выразительное чтение
100
Хрестоматия
Л.Муур «Крошка Енот»
1
Комбинированный
101
М. Яснов «Гусеница – бабочке».
Иллюстрация Станислава Жуковского «Плотина».
1
Комбинированный
Юмористические произведения для детей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями
Чтение наизусть
Слушаем музыку Аренского «Ручеек в лесу», Рахманинова «Прелюдия
№ 5
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
102
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
1
Комбинированный
Произведения классиков детской литературы. Произведения
о детях
Понимать что «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание-натюрморт».
Научатся делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
103
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
1
Комбинированный
Различать жанры произведений. Герои произведения
Указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя)
Пересказ текста по плану
104
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
1
Комбинированный
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения
Понимать что «внутренний мир героя».
Анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях
Выразительное чтение
105
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
1
Комбинированный
Высказывание оценочных суждений
Понимать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
106
Л. Пантелеев
«Честное слово»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Умение работать с толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Пересказ текста по плану
107
Л. Пантелеев
«Честное слово»
1
Комбинированный
Произведения о детях. Герои произведения
Умение сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора
Выразительное чтение
108
Л. Пантелеев
«Честное слово».
Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой».
1
Комбинированный
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями
Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Научатся работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения
Пересказ текста
по плану
Слушаем музыку С. Прокофьева «Симфония № 1»
109
Н. Некрасов
«На Волге»
1
Комбинированный
Произведения выда-ющихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Научатся работать с толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение
Чтение наизусть
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
110
Н. Некрасов «На Волге».
Иллюстрация Арсения Мещерского «У лесного озера».
1
Комбинированный
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – с живописными и музыкальными произведениями
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию
Познавательные УУД: Общеучебные
формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Выразительное чтение
Слушаем музыку
11-112
Хрестоматия
А.Пушкин Сказка о царе Салтане»
1
Комбинированный
Выразительное чтение
Слушаем музыку
113
Обобщение по теме: «Как рождается герой»
1
Обобщение
Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану
Понимать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела
Ответы на вопросы
Сравниваем прошлое и настоящее (23 часа)
114
Поход в Музейный дом. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица».
1
Комбинированный
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – с живописными и музыкальными произведениями
Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Ответы на вопросы
Слушаем музыку
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
115
Хрестоматия
Ю. Коваль «Под соснами»
1
Комбинированный
Умение работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:-нравственно-этическое оценивание
116
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
1
Комбинированный
Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения.
Анализировать характер
и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте
Выразительное чтение
117
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
1
Комбинированный
Произведения классиков детской литературы
Определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения
Выразительное чтение
118
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
1
Комбинированный
Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану
Работать с толковым словарем; определять главное чудо
в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение
Пересказ текста по плану
119
К. Паустовский «Растрепанный воробей».
1
Комбинированный
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство
Ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
120
Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой
с живописными и музыкальными произведениями
и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:-нравственно-этическое оценивание
121
А. Пушкин «Цветок»
1
Комбинированный
Произведения выда-ющихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения
Иметь представление о произведениях А. С. Пушкина.
Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших
в прошлых веках
Чтение наизусть
122
А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Телеграмма»)
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Умение пользоваться толковым словарем;; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения
Выразительное чтение
123
А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Телеграмма»)
1
Комбинированный
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
Анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться
в тексте
Пересказ текста по плану
124
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»)
1
Комбинированный
Участие в диалоге
о прочитанном
Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев
Выразительное чтение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
125
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали»)
1
Комбинированный
Произведения классиков детской литературы. Произведения
о детях
Пересказывать текст
от третьего лица; высказывать
свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Выразительное чтение
126
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)
1
Комбинированный
Умение задавать
вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану
Выразительное чтение
127
А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)
1
Комбинированный
Произведение о детях. Герои произведения
Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев
Проверка техники чтения
128
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»)
1
Комбинированный
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
Выразительное чтение
129
А. Гайдар «Чук
и Гек» Иллюстрация Константина Юона «Весенний солнечный день.
1
Комбинированный
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Пересказ текста по плану
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
130-131
Хрестоматия
К.Паустовский «Стальное колечко»
1
Комбинированный
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями
Умение работать с иллюстрацией; делить текст на смысловые части; озаглавливать части; сравнивать художественные и музыкальные произведения
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
132-133
Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее»
1
Обобщение
Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста
по плану
Помнить изученные произведения раздела.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)
Ответы на вопросы
134
Внеклассное чтение «моя любимая книга»
1
Обобщение
Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста
по плану
Помнить изученные произведения раздела.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)
135-136
Итоговое заседание клуба «Ключ
и заря»
1
Обобщение
Понимание основного содержания услышанного произведения
Написать письмо в клуб «Ключ и заря»
5.Информационно-образовательный ресурс
5.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
4.Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);
5.Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Алтайского края;
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
7.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
5.2 Учебно-методическая обеспечение образовательного процесса
Чуракова Н.А. Литературное чтение.3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник.
5.3 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Магнитная доска.
Интерактивная доска.
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Сканер, принтер.
13PAGE \* MERGEFORMAT142115
15