Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по УМК ПНШ


4.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373);
примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях,Ч.1;
основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан,
учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год, утверждённого приказом №101/14 от 25 августа 2014 года
Учебники:
Агаркова Н.Г. Азбука. 1 класс: учебник по обучению грамоте и чтению/ Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков; под ред. М.Л.Каленчук.-М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: учебник/ Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук.- М.: Академкнига/Учебник, 2011
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение предмета в 1 классе отводится 99 часов, в неделю 3 часа.
Цели программы:
развитие речи, мышления, воображения школьников;
овладение обучающимися умениями правильно читать и писать, участвовать
в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
освоение обучающимися умениями первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка
воспитание любви к русскому языку.
4.4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Название раздела Количество часов
1 Подготовительный период 10
2 Основной (звукобуквенный) период 51
3 Заключительный период 5
4 Русский язык
Алфавит
Построение звуковой схемы
Речь письменная и устная
Звуки речи 33
3
2
3
25
ИТОГО 99
4.5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Подготовительный период 10 часов
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма Пространственная ориентировка на странице тетради, её разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных линейках
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов- линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Гигиенические требования. Овалы и полуовалы.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
Основной звукобуквенный период 51 час
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Упражнение в практическом конструировании печатных букв с помощью элементов –шаблонов.
Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших-заглавных и малых-строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Анализ и конструирование письменных букв ( на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединения букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжении и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, т.е. письма букв под счет. Строчные и заглавные буквы русского алфавита. Работа со звукобуквенными схемами. Отработка нижнего, верхнего, среднеплавного соединений. Алгоритм записи слов под диктовку. Списывание с печатного текста. Моделирование предложений и запись их в тетради. Составление и запись первых рассказов по модели. Списывание с доски предложений с именами собственными. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. Развитие орфографической зоркости. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Составление текста с данными сочетаниями (в паре, группе). Составление текста по иллюстрации.
Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
Заключительный период 5 часов
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет.
Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости.
Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет. Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Построение букв всех групп. Отработка трех видов соединений. Списывание с печатного и с письменного текста. Письмо под диктовку(в обычном и ускоренном темпе).
Русский язык 33 часа
Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твёрдые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука (й). буквы гласных после шипящих в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Построение звуковой схемы слова.
Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов- названий предметов. Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
4.6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема урока Дата проведения Приме-
чаниеПлани-
руемаяФакти-
ческая1 Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве. Письмо прямой линии 02.09 1 четв.
2 Письмо прямой линии. Пространственная ориентация. Рабочая строка. Точка начала письма. Гигиенические правила письма 03.09 3 Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений. Гигиенические правила письма 04.09 4 Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила письма 09.09 5 Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила письма 10.09 6 Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу 11.09 7 Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е). Гигиенические правила письма 16.09 8 Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху 17.09 9 Письмо овалов и полуовалов: малого и большого (0, о) 18.09 10 Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (ь) 23.09 11 Письмо строчной и заглавной букв а, А. Введение работы со звукобуквенной схемой 24.09 12 Письмо строчной и заглавной букв о, О 25.09 13 Письмо строчной и заглавной букв у, У. Закрепление письма букв гласных в сочетаниях: уа, ау 30.09 14 Письмо строчной и заглавной букв э, Э. Введение алгоритма письмо под диктовку 01.10 15 Письмо строчной буквы ы 02.10 16 Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. 07.10 17 Письмо строчной и заглавной букв и, И. 08.10 18 Письмо изученных гласных. Слуховой диктант-запись букв, обозначающих первые ударные гласные в словах. Запись предложений на основе интонации: А? Э…У-у-у! О! 09.10 19 Письмо изученных букв гласных на основе иллюстраций, которые изображают лица детей, произносящих звуки гласных.Выборочный диктант: запись буквами гласных звуков под ударением 14.10 20 [у], [ы] - звуки, которые не меняются в безударном положении. [а], [о], [э], [и] – звуки, которые в безударном положении могут «надевать маски» других звуков 15.10 21 Письмо строчной и заглавной букв м, М. Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки 16.10 22 Закрепление письма соединений букв 21.10 23 Письмо строчной и заглавной букв н,Н22.10 24 Письмо строчной и заглавной букв л, Л 23.10 25 Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки 28.10 26 Письмо строчной и заглавной букв р, Р 29.10 27 Письмо строчной и заглавной букв й, Й 30.10 28 Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки 11.11 2 четв.
29 Письмо строчной и заглавной букв я, Я. 12.11 30 Письмо строчной и заглавной букв ё, Ё 13.11 31 Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам 18.11 32 Письмо строчной и заглавной букв ю, Ю 19.11 33 Письмо строчной и заглавной букв е, Е 20.11 34 Чтение и записывание с доски предложения с именами собственными. 25.11 35 Письмо буквы ь 26.11 36 Парные звонкие и глухие согласные. Письмо строчной и заглавной букв д, Д. 27.11 37 Составление и списывание предложений. Взаимопроверка 02.12 38 Письмо строчной и заглавной букв т, Т. 03.12 39 Письмо строчной и заглавной букв з, З 04.12 40
Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки: все слова со звуками в сильных позициях 09.12 41 Письмо строчной и заглавной букв с, С 10.12 42 Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. Игры со словами 11.12 43 Письмо строчной и заглавной букв г, Г. Тетрадь по письму № 3 16.12 44 Письмо строчной и заглавной букв к, К 17.12 45 Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам: все слова со звуками в сильных позициях 18.12 46 Письмо строчной и заглавной букв в, В. 23.12 47 Письмо строчной и заглавной букв ф, Ф. 24.12 48 Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. Письмо под диктовку: темп, самопроверка 25.12 49 Работа над ошибками. Письмо строчной и заглавной букв б, Б. 13.01 3 четв.
50 Письмо строчной и заглавной букв п, П. 14.01 51 Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков: работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки: все слова со звуками в сильных позициях 15.01 52 Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж.
Жи – пиши с буквой и 20.01 53 Письмо строчной и заглавной букв ш, Ш.
Жи, ши – пиши с буквой и 21.01 54 Слова с сочетаниями жи - ши22.01 55 Разделительный мягкий знак. ья, ье, ьё, ью. Звук й после разделительного мягкого знака. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков 27.01 56 Разделительный твердый знак ъя, ъе, ъё, ъю. Звук й после разделительного твёрдого знака. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков 28.01 57 Твердый и мягкий разделительные знаки 29.01 58 Непарные глухие мягкие и твёрдые звуки. Письмо строчной и заглавной букв х, Х. 03.02 59 Письмо строчной и заглавной букв ч, Ч. Правописание ча, чу 04.02 60 Письмо строчной и заглавной букв щ, Щ. Правописание ща, щу05.02 61 Письмо строчной и заглавной букв ц, Ц . Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку 10.02 62 Закрепление технологии написания письменных букв. Диагностирование орфографической зоркости. Слуховой диктант 11.02 63 Создание и запись с помощью заданных слогов новых слов. Выборочный диктант. Самопроверка 12.02 64 Правописание жи-ши. Составление текста диктанта с жи, ши. Письмо по памяти. Взаимопроверка 24.02 65 Диагностирование орфографической зоркости. Заглавная буква в именах собственных 25.02 66 Составление и запись предложений из 2-3 слов. Запись слов и предложений под диктовку 26.02 Русский язык 33 часа
1 Новый учебник «Русский язык». Алфавит 03.03 2 Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке 04.03 3 Закрепление знаний об алфавите 05.03 4 Слова - названия предметов. Слова - названия действий. Слова - названия признаков 10.03 5 Слова помощники. Построение звуковой схемы слова 11.03 6 Устная и письменная речь 12.03 7 Упражнение в распознавании устной и письменной речи 17.03 8 Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек 18.03 9 Знакомство со звуковым столбиком 19.03 10 Звонкие и глухие парные согласные 31.03 11 Звук [й] и буква й. Упражнение в различении мягких и твёрдых согласных звуков. Повторение правил переноса 01.04 12 Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я. Словарная работа. Разпознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных 02.04 13 Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными. Повторение правил переноса слов 07.04 14 Разпознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных Обозначение на письме гласных звуков 08.04 15 Двойная роль букв е, ё, ю, я 09.04 16 Распознавание мягких и твёрдых согласных. Обозначение на письме гласных звуков 14.04 17 Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше15.04 18 Слова с сочетаниями чу,щу,ча,ща. Словарная работа 16.04 19 Слова с сочетаниями ци, це,цы21.04 20 Мягкий знак на конце и в середине слова 22.04 21 Разделительные твёрдый и мягкий знаки 23.04 22 Разделительный мягкий знак и его работа 28.04 23 Разделительный твёрдый знак и его работа 29.04 24 Звонкие и глухие согласные на конце слов 30.04 25 Способы проверки слов с парными согласными на конце слов 05.05 26 Обобщение знаний о звонких согласных 06.05 27 Написание слов с парными согласными 07.05 28 Обобщение знаний с парными согласными
Диктант с грамматическим заданием 12.05 29 Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении. Словарный диктант 13.05 30 Обобщение знаний о предложении. Схемы предложении. Итоговый диктант 14.05 31 Работа над ошибками. Оформление писем и заполнение анкет 19.05 32 Схемы предложений. Словарный диктант 20.05 33 Оформление писем и заполнение анкет 21.05 ИТОГО: 99 часов
4.7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Азбука. Обучение грамоте и чтению»
Раздел «Фонетика»
Обучающиеся научатся:
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука
в слове.
Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н—
м, р—л, с—ш и др.). Подбирать слова с заданным звуком.
Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Определять место
заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Моделировать звуковой состав слова (в том числе в игровых ситуациях - игра «Живые звуки»).Сравнивать: соотносить слова с соответствующими спогоударными схемами.
Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат
выполнения задания.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию)
гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего
согласного.
Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.
Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным
ударным гласным звуком.
Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при
делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Раздел «Графика»
Обучающиеся научатся:
Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.
Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом
слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих
согласных звуков.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным
признакам согласные звуки (с—з, ш—ж, с—ш, з—ж, р—л, ц—ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о—а, и—у, п—т, л—м, х—ж, ш—т, в—д и т. д.).Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й'].
Объяснять функцию букв ь и ь.
Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность
букв.
Восстанавливать алфавитный порядок слов.
Раздел «Чтение»
Обучающиеся научатся:
Читать слоги с изменением буквы гласного.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены
соответствующие предметы.
Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета.
Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения.
Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл
предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий
смысл предложения.
Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания.
Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы
по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию;
определять основную мысль прочитанного произведения.
Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое.
Читать орфоэпически правильно.
Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи.
Раздел «Письмо»
Обучающиеся научатся:
Анализировать поэлементный состав букв.
Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.
Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных
элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).
Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова,
написанные печатным и курсивным шрифтами.
Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка,
в которых есть заданная буква.
Выкладывать слова из разрезной азбуки.
Списывать с печатного и письменного текста.
Раздел «Слово и предложение»
Обучающиеся научатся:
Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие
действия).
Группировать слова, сходные по значению и звучанию.
Моделировать предложение.
Наблюдать: определять количество слов в предложении.
Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Придумывать предложения с заданным словом с последующим
распространением предложений.
Раздел «Орфография»
Обучающиеся научатся:
Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу,
жи—ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу,
жи—ши.
Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.
Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова,
которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена
собственные на заданную букву.
Оформлять начало и конец предложения.
Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.
Раздел «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
Составлять текст по серии сюжетных картинок.
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения
коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с
общением.
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.
Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.
Обосновывать собственное мнение.
4.8 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова, Н. Г. Азбука: тетрадь по письму № 1, 2, 3 /Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков.-М.: Академкнига/Учебник, 2011,
Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс: методическое пособие /Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков.-М.: Академкнига/Учебник, 2011,
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. М.: Академкнига / Учебник, 2011
4.9 ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Критерии Образец задания Самооценка Оценка учителя
Ударение, деление на слоги Поставь ударение в словах. Подчеркни слова, в которых ударение падает на второй слог.
Каша, дятел, солнышко, юла, утёнок, игра, эхо Построение модели предложения Составь схему предложения, используя символы
Выпал пушистый снег. Списывание с печатного образца(прописными буквами) Списать текст
Кот Тишка жил у Миши. Миша любил играть с котом. Они друзья. Различение твёрдых и мягких согласных В словах подчеркнуть буквы мягких согласных звуков.
Вёдра, змейка, ножи, Васька, Соня Составление схемы слов Составить звуковые схемы слов:
Юра
Лёва
тетрадь Словарные слова.Алфавит. Вспомни словарные слова, вставь пропущенные буквы.
К.сынка, .кно, л.мон, адре., м.рко.., д.журный, т.л.фон, гор. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щуПрочитай письмо Миши. Помоги ему, найди ошибки и исправь их.
Летом я жыл на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя. Знаки в конце предложения Определи, какой знак нужно поставить в конце предложения.
Шёл ли вчера дождь 4.10 ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Критерии оценивания:
Самооценка ученика:
+ Я знаю и умею
? Знаю, не уверен
- Пока не знаю, не умею
Оценка учителя:
Качество освоения программы Уровень достижений
90-100%
66-89%
50-65%
Меньше 50% Высокий
Повышенный
Средний
Ниже среднего