Технологическая карта урока математики на тему Многоугольники и четырёхугольники (1 класс, ПНШ)
Технологическая карта урока математики по теме «Многоугольники и четырёхугольники»» 1 класс, ПНШ
Урок подготовила учитель начальных классов Смазнова А.В., МОУ «Гимназия №37», г. Петрозаводск
Предмет: математика
Класс: 1 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: Многоугольники и четырёхугольники
Цель урока: познакомить с понятием «четырёхугольник»
Основные термины и понятия: «прямоугольник», «многоугольник», «четырёхугольник»
Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Математика», рабочая тетрадь в клетку, цветные карандаши
Планируемые результаты
Личностные УУД:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
-формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД
-формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
-формировать умение работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Предметные: уметь использовать в речи термины: «многоугольник», «четырехугольник», «квадрат», «прямоугольник»
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Развитие УУД
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку. На столах у вас лежит учебник, тетрадь, тетрадь для самостоятельных работ, пенал, линейка. Садитесь, мы начинаем урок.
Взаимные приветствия учителя и учеников; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид).
Психологический настрой учащихся.
Личностные
-настроить на работу;
-организация рабочего места.
Определение темы и целей урока Откройте страницу содержание и определите тему нашего урока. На какой странице она находится. У. с. 64. Откройте ее, просмотрите содержание и скажите, чем мы будем заниматься при изучении этой темы и каковы цели нашего урока. Где будем работать? Оформим тетрадь.
Работа с содержанием учебника.
Рассматривают знаки-помощники, прогнозируют содержание деятельности.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.
Коммуникативные
-владение диалоги ческой речью.
Актуализация имеющихся знаний Вспомним, что такое многоугольник? (геометрическая фигура, состоящая из замкнутой ломаной линии и ее внутренней области)
Какие многоугольники мы знаем? Какие умеем строить? (треугольник) Что такое треугольник? (многоугольник, у которого 3 стороны, 3 вершины)
Отвечают на поставленные вопросы Регулятивные
-высказывание своих мыслей.
Изучение нового материала У. с. 64, №1
Прочитайте задание самостоятельно. Посчитайте, сколько в задании требований? (3)
1) выписать в тетрадь номера тех многоугольников, которые являются четырехугольниками, 2) посчитать, сколько вершин у каждого четырехугольника, 3) записать в тетрадь число вершин многоугольника.
Проверка - поменялись тетрадями, я диктую: 1, 2, 4, 5, 11, 12, 13.
4 вершины.
Рассмотрите еще раз фигуры, номера которых вы выписали и, опираясь на текст учебника, сделайте вывод: Что такое четырехугольник?
Четырехугольник - это многоугольник, у которого 4 стороны и 4 вершины. Повторить всем вместе.
У. с. 64, №2
Читает ученик. Какие из фигур являются четырехугольниками и почему? (квадрат и прямоугольник)
Что нам требуется сделать?
Строим прямоугольник. Где удобно на бумаге в клетку расположить вершины прямоугольника? (в вершинах (углах) клеток). 8 клеток и 4 клетки.
Поставили точку, отступили 8 кл вправо, точка, 4 вниз, точка, 8 влево, точка, 4 вверх, точка. Соедините точки отрезками. Что получилось?(замкнутая ломаная линия) Что нужно сделать, чтобы перед нами была фигура? Закрасить или заштриховать. Давайте обозначим вершины прямоугольника буквами А, В, С, Д.
Тяжело ли было построить прямоугольник? Что нам помогало? (клеточки)
Рассмотрите полученную фигуру. Все ли стороны равны. А какие равны? ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ (выделить цветом на чертеже)
А почему фигура называется прямоугольник?
Какой вывод можем сделать? Что такое прямоугольник? (это многоугольник, у которого все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Что еще нам нужно выполнить? - начертить квадрат.
А чем квадрат отличается от прямоугольника?
(у него все стороны равны)
Постройте квадрат, сторона которого равна 5 клеточкам. Раскрасьте его и обозначьте вершины квадрата буквами А, В, С, Д. Сверьте с образцом.
Подумаем:
Является ли прямоугольник квадратом? (нет, не все стороны равны)
Является ли квадрат прямоугольником? (да, углы прямые)
С.64, задание 3.
Прочитайте задание. Сколько здесь требований? (3)
Сколько четырёхугольников, которые не являются прямоугольниками? (5, 11, 13,12) Запишите номера в тетрадь. Постойте такой четырёхугольник.
Какой же многоугольник мы называем прямоугольником?
Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка.
Построение четырехугольника в тетради.
Построение прямоугольника
Ответы на вопросы учителя
Построение квадрата. Регулятивные
-саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-сравнение;
-построение цепи рассуждения;
-доказательство;
-постановка и решение проблем.
Коммуникативные
-принятие решения;
-владение монологической и диалогической речью.
Первичное закрепление Работа в тетради на печатной основе (с. 91, №2)
Прочитайте задание. Что нам необходимо сделать? (построить четырехугольник, длины двух противоположных сторон которого 5 см и 3 см)
Кто может показать на доске противоположные стороны четырехугольника.
Какие инструменты нам понадобятся, что бы строить данную фигуру? (карандаш и линейка)
Выполняйте задание.
Прочитайте следующее задание. Постройте четырехугольник, длины двух соседних сторон которого 5 см и 3 см. Кто может показать на доске соседние стороны четырехугольника?
Скажите, какие фигуры у вас получились? Одинаковые ли они? (нет) Как называется вторая фигура? (прямоугольник)
Проверьте, верно ли вы выполнили задание (сличение с образцом на доске). Работа в тетради на печатной основе. Построение четырёхугольника. Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-сравнение;
-построение цепи рассуждения;
-доказательство;
-постановка и решение проблем.
Личностные УУД: проявлять уважительное отношение к иному мнению
Регулятивные УУД:понимать и принимать учебную задачу
Рефлексия. Итог урока. Какие цели урока мы ставили? Достигли мы их?
Что нового вы узнали? Чему вы научились на этом уроке?
Что такое многоугольник?
Какой многоугольник является четырехугольником?
Является ли прямоугольник квадратом? Квадрат прямоугольником?
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за…
Спасибо за работу! Ответы на вопросы.
Рефлексия. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: самооценка.