Конспект урока по русскому языку на тему Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе


БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ I И II СКЛОНЕНИЯ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ. 27,28.01.2016
Задачи уроков:
Повторить и систематизировать знания:
– о членах предложения;
– о склонениях имен существительных.
Закрепить правописание изученных орфограмм и способы проверки их написания. Формировать:
познавательные УУД:
– сравнивать, сопоставлять и выделять общее и различное;
– ставить и решать языковые задачи с помощью ряда логических шагов.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.43–49); Рабочая тетрадь №2. I.
I Оргмомент.

- Кинезиологические упражнения

II. Работа со словарными словами.
- Запишите словарные слова в три столбика по частям речи: глагол, существительное, прилагательное.
Морозит, аллея, аптечный, гороховый, сентябрь, завтракать, животное, пшеничный, праздновать, до свидания.- Проверяем и оцениваем в бальной системе.
- Какие критерии возьмём для оценивания? Молодцы!
- Какое максимальное количество баллов можно получить? (18).
- Почему?
- Проверьте и оцените себя. Напишите на полях: какое количество баллов вы заработали.
- Сравните свою работу с эталоном и карандашом синего цвета отметьте результат проверки.
- У кого результаты совпали? Молодцы!
- Какое слово не вошло не в одну группу? Как оно пишется?
- Составьте предложение с любым из слов.
- Запишите…
На улице холод морозит щёки и нос ребятам.
- Объясните правописание орфограмм. (по цепочке).
- Повторите, какая орфограмма в слове холод?
- Запишите правило проверки парной согласной.(на листочках).
- Написание окончания какого существительного вызвало у вас затруднение? Почему?
- Повторите алгоритм работы по написанию безударного окончания существительного.
- Спишите словосочетания, вставив орфограммы. В скобках укажите род, склонение, падеж сущ-го. Можно пользоваться памятками.
Л-жат? (на) диван-
-грат? (в)пол-
подош-л (к) м-лин-
с-ди(т,д) (на)кр-ват-
- Объясните правописание орфограмм.
III. С. 43. Упражнение 43.
Цель данного упражнения – учить правильно писать безударные падежные окончания существительных I скл. в форме ед.ч. Т.п.; отрабатывать правописание слов с различными орфограммами.
Выполняя это упражнение, ребенок должен самостоятельно найти слова с пропущенными
безударными окончаниями (в тексте есть слова, у которых пропущены буквы в других частях слова) и около этих слов в скобках указать склонение, число и падеж.
Под подушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), лес с кукушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), с лягушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), с лесниковой избушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), под подушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), велосипед качу, знакомой, опушкой (I скл., ед.ч., Т.п.). Учитель может попросить детей еще раз назвать слова, у которых пропущены безударные
окончания, и назвать другую орфограмму, которая встретилась в этих словах. (Это парный согласный в середине слова.)

IV.С. 43–44. Упражнение 44.

Списывая текст, ученики в скобках указывают склонение, число, падеж существительных с безударными окончаниями:
С веником (II скл., ед.ч., Т.п.), под носом (II скл., ед.ч., Т.п.),
над ухом (II скл., ед.ч., Т.п.), в кормушке (I скл., ед.ч., П.п.),
с просом (II скл., ед.ч., Т.п.), в сковородке (I скл., ед.ч., П.п.),
в балалайке (I скл., ед.ч., П.п.), на подбородке (II скл., ед.ч.,Т.п.),
у дедушки (I скл., ед.ч., Р.п.).
Затем дети отыскивают в тексте восемь слов с проверяемым безударным гласным в корне и устно подбирают к ним проверочные слова. Например:
1. Летает – лѐтчик
2. Подметает – мѐтлы
3. В башмаке – башмак
4. В кормушке – корм
5. Газированной – газ
6. В воде – воды
7. В рукаве – рукав
8. В сковородке – сковороды
9. На подбородке – бороды
10. В часах – час
В первой строфе учащиеся находят два существительных, у которых на конце произносится одинаковый звук ([к]), а буквы пишутся разные, и выписывают их с проверочными словами:
потолок – потолком, потолки
порог – порогом, пороги
В первой и во второй строфах дети находят личные местоимения он и она , указывают их лицо, число, род. Он – 3-е л., ед.ч., м.р.; она – 3-е л., ед.ч., ж.р.)V. С. 45. Упражнение 45.
Дети списывают стихотворение, вставляют орфограммы и подчеркивают сложные слова (землеройка-бурозубка).
Затем они проводят словообразовательный анализ слов:
хвостик – (хвост –хвост/; хвост/ + ик + … = хвостик ) скорлупка - (скорлуп/а –скорлуп/ + к + а = скорлуп/к/а)

VI. С. 45–46. Упражнение 46.
Это упражнение направлено на повторение орфограммы правописание сочетаний ЧА-ЩА≫ и на формирование навыка правописания падежных окончаний существительных.
Среди слов с сочетаниями ЧА-ЩА учащиеся отыскивают слово с безударным гласным в
корне (на часок), объясняют его правописание.
Личное местоимение, которое должны найти дети, – мы (1-е л., мн.ч.).

VII. С. 46–47. Упражнение 47.
Цель упражнения – формирование умения находить в тексте существительные в форме П.п. ед.ч. и правильно их писать, повторение слов, в которых есть чередование согласных с нулевым звуком. Прочитав текст, дети находят существительные в П.п. ед.ч.:
на севере (II скл.), на вершине (I скл.), в пустыне (I скл.), в крае (II скл.), на утесе (II скл.). В слове на вершине три орфограммы:
1) безударный гласный в корне (проверочное слово – верх),
2) буквосочетание ШИ,
3) безударное падежное окончание -е.
Затем дети записывают столбиком выделенные слова и, подбирая проверки, определяют, с
какими согласными чередуется нулевой звук в первых двух словах: солнца – солнышко,
солнечный ([-]/[л]) грустна – грустить, грусть ([-]/[т’]) прекрасная – прекрасен.
После этого они говорят, что в этих словах есть орфограмма непроизносимый согласный в корне слова , и объясняют написание слов. Далее дети проводят звукобуквенный разбор слов край и утес.

VIII. С. 47. Упражнение 48.
Перед тем как списывать текст, дети должны устно объяснить написание всех подчеркнутых орфограмм. Это задание дается с целью развития орфографической зоркости и повторения известных орфограмм.
При списывании первой части текста дети выделяют обращение (лес) запятыми. После этого учащиеся определяют склонение и падеж всех существительных в ед.ч., выделяют окончания падежных форм.
В слове старушка три орфограммы:
1) безударный гласный в корне, проверяемый ударением,
2) парный по звонкости/глухости согласный в середине слова (проверочное слово –
старушонка),
3) безударное падежное окончание I скл. , Д.п. -е.
IX. С. 48. Упражнение 49.
Выполняя это упражнение, дети повторяют орфограммы: безударный гласный в корне,
парный по звонкости/глухости согласный в середине и на конце слова, безударное
падежное окончание.
После того как дети записали текст и указали склонение и падеж существительных с
безударными окончаниями, они подчеркивают словарные слова:
однажды, автобус, иней, мороз.
В конце учащиеся выполняют звукобуквенный анализ слова автобус.
X. С. 48–9. Упражнение 50.
Задание данного упражнения – правильно записать пропущенные безударные окончания у существительных I и II скл. ед.ч. П.п. Для этого дети могут обратиться к таблице на с. 6.
В результате ученики должны самостоятельно дополнить вывод: у существительных I и II
склонения в ед.ч. в П.п. пишется окончание -е.

XI. Итог урока.

XII. Домашнее задание
после урока 17: упражнение 25 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 25).
после урока 18: упражнение 26 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 25–26).