РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (4 КЛАСС) «ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с.Арзгир
Арзгирского района Ставропольского края
«Центр дистанционного образования»
РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета №1
от 29 августа 2015г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №1 с.Арзгир Арзгирского района
______________Ю.М.Пронина
Приказ №___________
от ________________2015г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ
ПРОГРАММА КУРСА
ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(4 КЛАСС)
«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Программу разработала:
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ СОШ №1 с.Арзгир
Арзгирского района
Ставропольского края
Середа Любовь Васильевна
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа дистанционного курса «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для дистанционного обучения учащихся 4-х классов.
Курс «Тайны русского языка» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а так же коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что русский язык не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Направленность:
дистанционное дополнительное образование учащихся;
развитие творческих способностей;
развитие ключевых компетенций личности обучающихся.
ЦЕЛЬ:
1. углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку посредством дистанционного обучения;
2. формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Учить ребенка передавать собранную информацию по электронной почте
(mail.ru, yandex.ru, rambler.ru и т .д.), на магнитном носителе
Мотивировать познавательную деятельность методом практического применения полученных знаний;
Обучать самостоятельной работе с библиографическими источниками;
Формировать систему ЗУН по основам дистанционной методики;
Формировать навыки поиска информации в Интернете;
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся.
Развивающие:
Развивать уверенность в реализации личностных качеств;
Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем дистанционного обучения;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Воспитательные:
Воспитывать целеустремленность в овладении дистанционным методом самореализации, самосовершенствования;
Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;
Воспитывать активную жизненную позицию.
Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
Программа рассчитана на учащихся 4 класса и предусматривает занятия 1 раз в неделю через электронную почту, включая индивидуальные консультации, очные сессии, творческие работы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся заочно, сочетая принцип дистанционного обучения с индивидуальным подходом.
Наполняемость в группе составляет 9 человек
Общая характеристика учебного курса:
Курс «Тайны русского языка» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Содержание курса строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке; 5) овладение орфографией и пунктуацией; 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 7) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что
значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии учащиеся получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Основные виды деятельности учащихся:
выполнение различных упражнений;
оформление газет;
участие в олимпиаде по русскому языку на различных уровнях;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
творческие работы.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
развивающего обучения
личностно ориентированного образования
моделирующего обучения
здоровьесберегающих
ИКТ
Ценностными ориентирами содержания данного курса
являются:
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
К концу 4 класса учащиеся должны:
Знать:
Состав слова.
Образование слов (простейшие случаи).
Главные и второстепенные члены предложения.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).
Уметь:
Писать слова с изученными орфограммами.
Писать и разбирать предложения с однородными членами.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.
Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.
Различать падежи.
Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи.
Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.
Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Правильно писать НЕ с глаголами.
Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.
Различать типы спряжения глаголов.
Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.
Различать типы склонений имен существительных.
Содержание программы
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Тайнам русского языка».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Тайнам русского языка» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения «Тайны русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Место курса «Тайны русского языка» в учебном плане:
Общий объём учебного времени составляет 31 час.
«Фонетика. Графика» (6часов) Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”. Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”.
Орфография (10 часов) Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Рассказ – беседа о роли орфографии. Путешествие по стране “Удвоенных согласных». Иногда согласные играют с
нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные)
Морфемика. Словообразование (4 часа) Слова-родственники. Из чего состоят слова? Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. Как корень слова учил окончания уму – разуму. Зачем словам окончания? Трудные правописания корней. О новых друзьях корней – приставках. О редких суффиксах.
Морфология (6 часов) Как морфология порядок навела. Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! В царстве числительных. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.
Синтаксис. Предложение. Пунктуация (5 часа) Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. О словах, не являющихся членами предложения. О пользе знаков препинания.
Календарно-тематическое планирование курса дистанционного обучения
«Тайны русского языка»
№ п/п
Тема занятия
Форма сдачи работы
Дата
Раздел 1 Фонетика Графика (6 часов)
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] К тайнам звуков и букв. Фонетический чайнворд. Слог.
Чудесные превращения слогов.
Заочно
02.10
2
К тайнам звуков и букв. Чудесные превращения слогов.
Заочно
09.10.
3
Волшебник ударение.
Заочно
16.10
4
Ударение.(Закрепление)
Заочно
23.10.
5
Мини – кроссворды, ребусы, шарады с ударением.
Заочно
30.10
6
Олимпиада по теме: « Фонетика, графика»
Заочно
13.11.
Раздел 2 Орфография (10 часов)
7
Мягкий знак – буква-помощница и подсказчица. Кроссворды, загадки, ребусы, шарады с мягким знаком.
Заочно
20.11.
8
Твёрдый знак-буква-подсказчица. Кроссворды, загадки, ребусы, шарады с твёрдым знаком.
Заочно
27.11.
9
Ссора шипящих с некоторыми гласными( правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу) Загадки, ребусы, кроссворды.
Заочно
04.12.
10
Капризные шипящие( правописание О,Е,Ё после шипящих). Правописание ЧК, ЧН. Дидактические игры, упражнения, головоломки.
Заочно
11..12
11
Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Загадки-головоломки ,кроссворды, игры.
Заочно
18.12.
12
Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Загадки-головоломки ,кроссворды, игры.(Закрепление)
Заочно
25.12.
№ п/п
Тема занятия
Форма сдачи работы
Дата
13
Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Дидактические игры, упражнения, головоломки.
Заочно
15.01.
14
Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце и в середине слов)
Заочно
22.01.
15
Удивительные звуки (непроизносимые и сомнительные согласные). Двойные русские буквы. Загадки, кроссворды, шарады, игры.
Заочно
29.01.
16
Олимпиада по теме «Орфография»
Заочно
05.02
Раздел 3 Морфемика Словообразовани (4 часа)
17
Семья слов. Корень - значимая часть. Игры, упражнения, головоломки.
Заочно
19.02.
18
Новые друзья корней – приставки, суффиксы, окончания. Ребусы, игры, кроссворды.
Заочно
26.02.
19
Новые друзья корней – приставки, суффиксы, окончания. Ребусы, игры, кроссворды.(Закрепление)
Заочно
04.03.
20
Олимпиада по теме: «Морфемика. Словообразование»
Заочно
11.03.
Раздел 4 Морфология (6 часов)
21
Имя существительное –часть страны- Речь. Прилагается ли прилагательное?
Заочно
18.03.
22
Местоимение-первый заместитель существительного. Кто подсчитает? Имя числительное.
25.03.
23
Глагол – часть страны Речь. Как появились причастия. Проделки наречий.
Заочно
01.04..
24
Глагол – часть страны Речь.( Закрепление)
08.04.
25
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Часть речи – Междометие.
Заочно
15.04.
26
Олимпиада по теме: «Морфология»
Заочно
22.04.
Раздел 5 «Синтаксис. Предложение. Пунктуация»(5 часов)
27
Главные, второстепенные и однородные члены предложения. Виды предложений.
Заочно
29.04.
28
Главные, второстепенные и однородные члены предложения. Виды предложений.
Заочно
06.05.
29
Слова, не являющиеся членами предложения( вводные слова)
Заочно
13.05.
30
О пользе знаков препинания. Дидактические игры и упражнения.
Заочно
20.05.
31
Олимпиада по темам учебного года.
Заочно
27.05.
Учебно-методическое обеспечение
Литература:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996
4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
6. Журналы: “Начальная школа”.
7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
Заголовок 115