Технологическая карта урока по русскому языку Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы.2 класс, ПНШ
Тема урока:
Как делаются слова.
Суффикс слов, называющих предметы.
2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»
Учитель: Крюкова ЕН
2016год
Тема: Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Цель:учить распознавать суффиксы в словах.
Задачи:- актуализировать знания учащихся о частях слова;
- повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит
за корнем;
-способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания,
умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
-создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Формирование УУД:
- способствовать развитию аналитического мышления ( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- способствовать формированию коммуникативных умений.
Оборудование и материалы:
- Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»
-Раздаточный материал
Памятка разбора слова по составу ( для слабоуспешных учащихся).
Карточки для работы в группах
Карточки для дифференцированной работы
- Проектор, компьютер
-Презентация Microsoft Power Point
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП):, кластер, рефлексия.
Ход урока
Этапы урока форма организации урока учитель учащиеся формирование УУД
Орг. момент
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы Прозвенел для нас звонок
Начинается урок
Громко, чётко говорим.
И тихонечко сидим.
И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
А теперь прикоснитесь ладошками друг к другу. Чувствуете тепло. Мысленно пожелайте друг другу добра и удачи.
Оформление работы.
Правильная посадка
- Откройте свои тетради.
Руки на месте,
Ноги на месте.
Спинка прямая,
А локти у края.
Оформим работу. Записываем число, классная работа. Не забываем об ошибкоопасных местах.
26 февраля
Классная работа
(удвоенная согласная- словарные слова класс, февраль, работа)
Проблема: актуализация знаний, постановка темы и целей урока Фронтальная работа 1)- Ребята, прочитайте и исследуйте слова на доске
Лесок
Домик
Огонёк
весна
Какое слово лишнее, почему?
Какие суффиксы вы увидели в этих словах?
Какой оттенок они предают словам?
Какие ещё суффиксы вы знаете?
Для чего нужны суффиксы?
Я убираю лишнее слово. Определите тему урока.
Откроем учебник и прочитаем тему с 45
-Какие цели и задачи вы перед собой поставите?
Весна- в нём нет суффикса, есть окончание
-ик,-ок,-ёк-Словам придают уменьшительно- ласкательный оттенок.
-н, к,онтСуффиксы нужны для образования новых слов.
Образование слов предметов при помощи суффиксов.
-учиться образовывать слова предметы при помощи суффиксов
- продолжим работу с обратным словарём
- будем конструировать слова
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц известны.
Коммуникативные: работа в группах.
Осмысление
(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)
Закрепление понятия о суффексе –их(презентация) 1)фронтальная работа
2) работа в паре с комментированием
3) фронтальная работа
4)фронтальная работа
1. Работа по картинке с 45
Что изображено? Что интересного вы заметили?
-Как же образовались слова-названия животных ж.р? Продолжаем работать над этой проблемой.
2. упр.46
- Чтение задания.
Куда мы должны обратиться?
Поработайте в паре над заданием.
-Какой суффикс встретился во всех словах?
Как образовались слова женского рода?
Какое слово нам не рекомендует для разбора Летучая мышь?
- Образуйте при помощи суффикса – их женский род (стрижиха, повариха, врачиха)
4.. Упр 47 (2 ученика- показать образование слов
Ежиха, моржиха, слониха, паучиха – паук х/ч
Паук- паук/
Паук/+ их+ а= паучиха)
-Лесные жители в паре. Используется женский и мужской род: ёж-ежиха, волк - волчиха, львица- лев
- К обратному словарю.
- Ёж- ежиха
Морж- моржиха
Слон- слониха
(обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс –их-, который служит для образования слов женского рода )
Портниха- образовано не от предмета. а от слова –признака предмета портной- и основа будет портн- Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
Закрепление определения о суффексеФизминутка1.По слайдам презентации.
2).Игра «Согласен - хлопай, не согласен -топай»
- суффикс служит для связи слов в предложении
- суффикс служит для образования новых слов
- суффикс стоит после окончания
Суффик стоит после корня
Суффикс стоит между корнем и окончанием
Суффикс это главная часть слова
Суффикс это значимая часть слова
Вывод: суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
1)Работа в группах
Конверт
Работа с деформированным предложением
Проверка (сигнальными карточками по рядам).
2)Индивидуально по карточкам
1 группа
Задание.
Составить предложение о поварихе
(Повариха приготовила вкусный борщ)
2 группа
Задание.
Составить предложение о зайчихе
(Зайчиха грызёт сочную морковь)
3 группа
Составить предложение о лосихе.
(Лосиха оберегает маленького лосёнка)
Общее задание: записать предложения и разобрать по членам предложения.
1ученик ежиха - фонетический разбор
2 ученик слониха - однокоренные слова
3 ученик – стриж – форму слова Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).
Итог урока
Рефлексия
Создание условий :-для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.
-А теперь давайте подведем итог нашего урока. -Над какой темой мы сегодня работали? -Что же такое суффикс?
- С какими новыми суффиксами познакомились?
-Какую работу он выполняет?
-Кто остался доволен своей работой?
- Дополните предложения.
-Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя.
- Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …
Д/З индивидуальные дифференцированные
Упр 48, т упр 34 - Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Поднимают руки. Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).