Контрольная работа по теме Сложносочинённые предложения (9 класс)
Контрольная работа по теме "Сложносочинённые предложения"
9 класс
1 вариант
I . Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.
1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой. Запишите их в отредактированном виде. Графически объясните постановку знаков препинания.
2. Выпишите сложносочиненные предложения. Постройте их схемы.
3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.
А.Б.В.Г.
4. Строение какого предложения соответствует схеме:
[определенно-личное], и [двусост.]?
А.Б.В.Г.
II. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение?
Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины.
А. одновременность действий
Б. последовательность
В. чередование
Г. причины-следствия
III. Какие из следующих утверждений верны?
А. В сложносочинённом предложении есть главное предложение и придаточное.
Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
В. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
IV. Прочитайте предложение.
Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое.
Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...
А. подчинительного союза
Б. союзного слова
В. сочинительного союза
Г. интонации
V. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
А. и, да (в значении и), ни-ни ,тожеБ. или (иль), либо, то-то, не то - не то
В. а, но, да (в значении «но»), однако, зато, же
VI. Определите вид предложения.
Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
А. простое
Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
VII. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
VIII. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
IX. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [безличное].
А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и все приступили к прополке свеклы.
В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
X. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Вода расступалась ( ) и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
XI. Выпишите грамматические основы из предложений.
На море не видно ни одного огонька ( ) и не слышно ни одного всплеска.
Жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснул мертвым сном.
XII. Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё. (32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте.
(36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.
XIII. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Суть всех этих рассказов,(1) повестей,(2) стихов укладывалась в одной фразе,(3) а учителя требовали развёрнутого ответа. Конечно,(4) Серому слов было не жалко,(5) однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько,(6) сколько тянуло на эту самую «пятёрку».
XIV. Выполнить синтаксический разбор предложения. (Знаки препинания не расставлены).
Ночью на мокрые деревья упал снег согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью а потом его схватило морозцем.
Контрольная работа по теме "Сложносочинённые предложения"
9 класс
2 вариант
I . Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
Через некоторое время в лицо нам пахнуло речной сыростью и до слуха нашего долетел таинственный шорох камышей.
Разумеется, всё закончится хорошо и все будут счастливы.
Объявили об окончании обеденного перерыва и все приступили к прополке свеклы.
Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой. Запишите их в отредактированном виде. Графически объясните постановку знаков препинания.
2. Выпишите сложносочиненные предложения. Постройте их схемы.
3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.
А.Б.В.Г.
4. Строение какого предложения соответствует схеме:
[неопределенно-личное], и [двусост.]?
А.Б.В.Г.
II. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение?
Руководитель группы остановился, и все подошли к нему.
А. одновременность действий
Б. последовательность
В. чередование
Г. противопоставление
III. Какие из следующих утверждений верны?
А. В сложносочинённом предложении части равноправны.
Б. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
В. В сложносочинённом предложении постановка знаков препинания зависит от типа союза.
IV. Прочитайте предложение.
В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...
А. подчинительного союза
Б. союзного слова
В. сочинительного союза
Г. интонации
V. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление чередуется с другим?
А. и, да (в значении и), ни-ни ,тожеБ. или (иль), либо, то-то, не то - не то
В. а, но, да (в значении «но»), однако, зато, же
VI. Определите вид предложения.
Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины.
А. простое
Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
VII. Найдите среди данных предложений сложносочиненные.
А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
VIII. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу, и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
IX. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [двусост.].
А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и все приступили к прополке свеклы.
В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
X.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Снег согнало ( ) и старые мхи у оврага набухли.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
XI. Выпишите грамматические основы из предложений.
Мне жаль с тобой расстаться, и о тебе вспоминать хотелось бы хорошо.
Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу ( ) и на своих полотнах стремились воссоздать Русь легендарную.
XII. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Ночью на мокрые деревья упал снег,(1) согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью,(2) а потом его схватило морозцем,(3) и снег теперь держался на ветках крепко,(4) будто засахаренная вата.
XIII. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.
– (35)Это и есть белые лебеди?! – усмехнулась Лоскутикова.
– (36)Самые настоящие, – погордился Серый.
– (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как!
(39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости…
XIV. Выполнить синтаксический разбор предложения. (Знаки препинания не расставлены).
Мальчишки веселились пуляли в стену снежками а белка перебиралась к самой крыше цепляясь неизвестно за что.