Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК Школа России
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании:
Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2014-2015 учебном году, разработанные авторским коллективом Мордовского республиканского института образования.
Письма Минобрнауки России от 8 октября 2010 г. № ИК-1497/19 «О введении третьего часа физической культуры».
Письма Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год» (зарегистрирован в Минюсте России от 30 января 2013 г. № 26755).
Приказа Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. №241, от 30 августа 2010 г. №889).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
Приказа Министерства образования РФ от 3 июня 2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312»)
Приказа Минобрнауки РФ от 26.ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., рег. № 22540).
Программы «Школа России» для начальных классов по литературному чтению и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
Федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.);
Федеральный государственного стандарт начального общего образования (приложение к приказу Минобрнауки России от 6.10.2009 г. №373).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (приказ №2080 от 24.12.10 г. Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный №19776).
Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»).
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические
задачи:
формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирование художественно – творческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений, навыков.
Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. М- Просвещение. 2011.
Б. М. Неменский. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. М- Просвещение. 2011.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
1. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный
труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М- Просвещение. 2010.
2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под
ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2010.
Коррекция: изменеия и дополнения в содержание разделов не внесены.
Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса
Тема 2 класса: ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия ( 7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Знания и умения учащихся
В итоге освоения программы учащиеся должны знать:
разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
правила расположения рисунка на листе бумаги;
имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель).
Учащиеся должны уметь:
пользоваться доступными средствами и материалами;
в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона;
использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
выделять интересное. Наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
создавая аппликации. Вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ Наименование разделов и тем Всего часов
Как и чем работает художник? 8
Реальность и фантазия 7
О чём говорит искусство 11
Как говорит искусство 8
Итого: 34
Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
№ п/п Наименование раздела Тема урока Количество часов УУД Основные виды учебной деятельности Вид контроля Тип урока Дата
План Факт
1 Чем и как работают художники 1.Цветочная поляна.
(Гуашь) 8 Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- постановка и формулирование проблемы;
- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- волевая саморегуляция;
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);
- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- учёт разных мнений;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра. Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять.
Осознавать существование трёх сфер художественной деятельности и их единство. Понимать, что, изображая, украшая и строя, художник передаёт своё отношение к предмету или явлению. Формировать представление о том, что существуют основные и составные цвета. Понимать, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, пятна в своём творчестве. Запоминать имена художников и названия их произведений из приведённых на страницах учебника. Проявлять отзывчивость к выразительности цвета и линий в природе. Формировать навыки работы кистью, смешивания красок, работы гуашью, мелками, графическими материалами. Учиться свободному заполнению всего листа бумаги изображением. Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой, свободно заполнять лист цветовым пятном. Ощущать эмоциональные связи между собственной деятельностью и творчеством художников в области изображения, украшения и постройки. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся. Текущий Комбинированный 2 Природная стихия.
(Гуашь, добавление чёрной и белой краски) Текущий Комбинированный 3 Осенний лес Текущий Комбинированный 4 Аппликация «Осенний ковёр» (коллективная работа) Текущий Комбинированный 5 Графика зимнего леса Текущий Комбинированный 6 В мире животных Текущий Комбинированный 7 Игровая площадка Текущий Комбинированный 8 Праздник в городе Текущий Комбинированный 9. Реальность и фантазия Птицы родного края. (Изображение и реальность) 7 Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- постановка и формулирование проблемы;
- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- волевая саморегуляция;
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);
- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- учёт разных мнений;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра. Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Проявлять интерес к окружающей жизни, радоваться неповторимости и совершенству, цветовому богатству природных форм. Испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней. Испытывать радость от передачи красоты природы в живописном и линейном рисунке, радость от умения фантазировать. Видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры. Активно включаться в художественную деятельность по созданию художественного образа средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта. Осознавать роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности. Стремиться к художественно-творческой деятельности во внеурочное время. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся. Текущий Комбинированный 10. Сказочная птица. (Изображение и фантазия) Текущий Комбинированный 11. Паутинка. (Украшение и реальность) Текущий Комбинированный 12. Кружева. (Украшение и фантазия) Текущий Комбинированный 13. Подводное царство (Постройки и реальность) Текущий Комбинированный 14. Коллективная работа «Городок-коробок»
(Постройка и фантазия) Текущий Комбинированный 15. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.
(Елочные игрушки) Текущий Комбинированный 16. О чём говорит искусство
Море. Изображение природы в различных состояниях 10 Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- постановка и формулирование проблемы;
- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);
- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- учёт разных мнений;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра. Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта. Понимать, что природа эмоционально воздействует на человека. Испытывать наслаждение от созерцания красоты цвета, ритмов в природе и в произведениях искусства.
Учиться быть чуткими и гуманными по отношению к человеку, животным, растениям. Испытывать чувство удивления и восхищения от сочетания в природных объектах и в произведениях искусства гармоничных и пропорциональных объёмов.
Эстетически относиться к художественным произведениям, уважать личность художника, стремиться постичь язык искусства. Учиться творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, т. е. творчески сотрудничать). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся. Текущий Комбинированный 17. Четвероногий друг. Изображение характера животных. Текущий Комбинированный 18. Изображение характера человека: женский образ. Текущий Комбинированный 19. Изображение характера человека: мужской образ. Текущий Комбинированный 20. Образ человека в скульптуре Текущий Комбинированный 21. Человек и его украшения Текущий Комбинированный 22. Человек и его украшения Текущий Комбинированный 23. «Морской бой Салтана и пиратов». Текущий Комбинированный Текущий 24-25 Замок Снежной королевы. Образ здания.
Замок Снежной королевы. Образ здания. Окончание работы. Текущий Комбинированный 26 Как говорит
искусство Тёплые и холодные цвета. 8 Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- постановка и формулирование проблемы;
- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- волевая саморегуляция;
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);
- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- учёт разных мнений;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра. Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Проявлять интерес к окружающей жизни, радоваться неповторимости и совершенству, цветовому богатству природных форм. Испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней. Понимать, что художник, видя красоту мира, стремится выразить её в своих произведениях. Проявлять отзывчивость к выразительности цвета и линий в природе.
Видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры.
Понимать, как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Включаться в творческую работу по освоению возможностей цвета, линии, формы, объёма, а также по освоению выразительности художественных материалов и возможностей художественных инструментов. Выражать собственные представления о содержании искусства и воспринимать оценочные суждения сверстников. Проявлять творческую активность в коллективных формах работы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся. Текущий Комбинированный 27 Тихие и звонкие цвета. Текущий Комбинированный 28 Что такое ритм линий? Текущий Комбинированный 29 Характер линий Текущий Комбинированный 30 Ритм пятен Текущий Комбинированный 31 Птицы. Пропорции выражают характер. Текущий Комбинированный 32 Коллективная работа «Весна. Шум птиц». Текущий Комбинированный 33
34 Коллективная работа «Весна. Шум птиц».Окончание работы.
Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров». Текущий
Текущий Комбинированный
Комбинированный Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необх.
кол-во Примечания
ОШ 1 2 3 4
1. Книгопечатная продукция
1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» Д Стандарт, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства
2. Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству Д 3. Авторские программы по изобразительному искусству Д 4.
Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства К Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
Учебники по изобразительному искусству К Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник для 2 класса. – М.: Просвещение.
5. Рабочие тетради К Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Просвещение
6.
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)
Д Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по
изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
2. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
7.
Методические журналы по искусству
Д Федерального значения
8. Учебно-наглядные пособия
Ф
Д Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства Д 9. Энциклопедии по искусству, справочные пособия Д по одной каждого наименования
10. Альбомы по искусству Д по одному каждого наименования
11. Книги о художниках и художественных музеях Д по одной каждого наименования
12. Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры Ф Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки
13. Словарь искусствоведческих терминов П 2. Печатные пособия
14. Портреты русских и зарубежных художников Д Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях
15. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Д Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях
16. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта Д 17. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека Д 18. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству Д 19. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте К 3. Информационно-коммуникационные средства
20. Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники Д Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
Возможно использование следующих программ:
Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9
Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//
21. Электронные библиотеки по искусству Д Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.
Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).
22. Игровые художественные компьютерные программы 4. Технические средства обучения (ТСО)
23. Музыкальный центр
Д Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей
24. DVD-проигрыватели Д 25. Телевизор С диагональю не менее не менее 72 см26. Видеомагнитофон Д Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением Д В классе информатики для индивидуальной работы учащихся
27. Слайд проектор Д Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон
28. Мультимедиа проектор Д Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
29. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций Д 30. Экран (на штативе или навесной) Д Минимальные размеры 1,25х 1,25
31. Фотоаппарат П Цифровая камера
32. Видеокамера Д 33. Графический планшет Д 5. Экранно-звуковые пособия
34. Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
Д Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса
35. Видеофильмы:
- по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям Д По одному каждого наименования
36.
Слайды (диапозитивы):
- по видам изобразительных
( пластических) искусств
- по жанрам изобразительных
искусств
- по памятникам архитектуры
России и мира
- по стилям и направлениям в
искусстве
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному
искусству
- по творчеству художников
Д произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой
6. Учебно-практическое оборудование
37. Мольберты К Настольные скульптурные станки К 38. Комплекты резцов для линогравюры К 39. Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений Ф 40. Краски акварельные К 41. Краски гуашевые К 42. Краска офортная П 43. Валик для накатывания офортной краски П 44. Тушь К 45. Ручки с перьями К 46. Бумага А3, А4 К 47. Бумага цветная К 48. Фломастеры К 49. Восковые мелки К 50. Пастель Ф 51. Сангина К 52. Уголь К 53. Кисти беличьи № 5, 10, 20 К 54. Кисти щетина № 3, 10, 13 К 55. Емкости для воды К 56. Стеки (набор) К 57. Пластилин / глина К 58. Клей Ф 59. Ножницы К 60. Рамы для оформления работ К Для оформления выставок
61. Подставки для натуры П 7. Модели и натурный фонд
62. Муляжи фруктов (комплект) Д 63. Муляжи овощей (комплект) Д 64. Гербарии Ф 65. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Д 66. Гипсовые геометрические тела Д 67. Гипсовые орнаменты Д три-четыре вида
68. Маски античных голов Д два вида
69. Античные головы Д четыре вида
70. Обрубовочная голова Д 71. Модуль фигуры человека П 72. Капители Д ионическая и дорическая
73. Керамические изделия (вазы, кринки и др.) П 74. Драпировки П 75. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) П 8. Игры и игрушки
76. Конструкторы Ф Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона)
77. Театральные куклы Д 78. Маски Д 9. Специализированная учебная мебель
79. Столы рисовальные К 80. Стулья К 81. Стулья брезентовые складные К Для рисования на пленэре
82. Стеллажи для книг и оборудования Д 83. Мебель для проекционного оборудования Д 84. Мебель для хранения таблиц и плакатов. Д Кассетницы, плакатницы
Список литературы по реализации программы
Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2008. – 144с.
Богатеева, 3. А. Чудесные поделки из бумаги. - М., 2012.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с младшими школьниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2012. – 80с
Грибовская А.А Коллективное творчество младших школьников: конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2011. – 192с.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 6-7 лет. – Москва, 2001.
Трофимова, М. В., Тарабарина, Г. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 6-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2011. – 64с.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Юшкин Ю.Ф. Мордовия. Народное искусство. – Саранск. 2005.