Урок русского языка в 9 классе по теме Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (урок по ФГОС)

Петухова Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ЧОУ СОШ "Ломоносовская школа"


Урок русского языка в 9 классе по теме
"Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"
(урок по ФГОС)

Тип урока: изучение нового материала

Предметные результаты:
формирование умений:
определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному
составлять схемы СПП с последовательным и параллельным подчинением
правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений
составлять СПП с разными придаточными

Метапредметные результаты:
развивать логическое мышление
развивать речь, используя многообразные синтаксические конструкции

Личностные результаты:
воспитывать культуру речи
воспитывать любовь к родному языку
воспитывать внимательного читателя

Ход урока.

Актуализация знаний.

- Прочитайте предложения. Откуда строки? Кто автор?

Наконец бричка, сделавши порядочный скачок, въехала в ворота гостиницы, как будто телега опустилась в яму.
Чичиков был встречен Петрушкою, который одной рукой придерживал полы своего сюртука, ибо он не любил, чтобы расходились полы.

- Запишите предложения, определите вид придаточных. Составьте схемы.
(Первое предл-е - СПП с придаточным сравнения, второе предл-е - СПП с придаточными определительным, причины, изъяснительным).


Проблемная ситуация.

- Чем различается синтаксис этих предложений? (во втором предложении - три придаточных)

- В чём особенность этих придаточных? (каждая придаточная часть подчиняется предыдущей части)

- Как Вы думаете, как часто встречаются в русском языке такие предложения? (часто, это высокий уровень владения языком)

- Можем ли мы на сегодняшний день употреблять такие предложения в собственных текстах? В чём проблема? (неумение строить предложения, незнание теории)


Тема урока, цель урока.

- Сформулируйте тему нашего урока (СПП с несколькими придаточными)

- Какова цель урока? (узнать виды подчинительной связи, комбинации нескольких придаточных в СПП, научиться составлять схемы и строить СПП с несколькими придаточными)

- Каков план учебных действий? (изучить теорию о СПП с несколькими придаточными, рассмотреть примеры, составлять такие предложения)

Усвоение знаний и развитие УУД.

1) Знакомство с теорией.

- Внимательно прочитайте текст рубрики "Знайте и применяйте" (стр. 234-235) и перечислите основные виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (соподчинение, последовательное подчинение, сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении)

- На основе обобщённых схем объясните различия между основными видами подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (придаточные могут относиться к одному или разным словам в главной части, могут относиться к предшествующей части, а также сочетаться в различных комбинациях в одном предложении)

2) Упражнение 492

- Составьте схемы предложений и укажите, к какому виду подчинения относится каждое из них.

3) Знакомство с теорией.

- Из скольких частей может состоять текст рубрики "Теоретические сведения"? Почему? Прочитайте текст (стр. 236-238)

4) Составление опорного конспекта.

Виды подчинения придаточных предложений.


Вид подчинения
Пример
Схема

1
Соподчинение






а) однородное

Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.





б) неоднородное

Как только сошла полая вода, болотные кулики начали занимать свои родные болота, в которых живут каждый год.



2

Последовательное подчинение


Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.



3

Сочетание соподчинения и последовательного подчинения

Пока он рассматривал всё странное убранство, взошла та самая ключница, которую встретил он на дворе, где росла берёза без верхушки.




- Что нового мы узнали на данном этапе урока? (виды подчинения: однородное и неоднородное соподчинение, последовательное подчинение, сочетание соподчинения и последовательного подчинения придаточных)

5) Работа с текстом ( в группах по уровням).

Уровень А (работа с учителем у доски).
- Запишем текст, составим вертикальные схемы предложений, определим вид придаточных и виды подчинения придаточных.



Уровень В.
- Запишите текст, составьте горизонтальные и вертикальные схемы предложений, определите вид придаточных и виды подчинения придаточных.

Уровень С.
- Прочитайте текст, составьте горизонтальные или вертикальные схемы предложений. Запишите свои предложения, соответствующие этим схемам. Постарайтесь, чтобы получился связный рассказ.

Из истории кофе.

История кофе начинается с весёлых животных эфиопского пастуха, которые принимались "танцевать", когда наедались листьев и плодов кофейных деревьев, с шейха-отшельника, который так удачно врачевал с помощью кофе, что был объявлен святым. Солдаты жевали сырые зёрна, которые считались полезными, потому что они давали им силу и бодрость. Лишь позднее догадались обжаривать и молоть кофе, чтобы варить из него напиток, без которого сейчас не обходится ни одна деловая встреча, ни дружеская беседа, ни просто отдых.

Результат.

- Какие синтаксические структуры мы узнали сегодня на уроке?

Рефлексия.

- Запишите итог урока одним сложноподчинённым предложением с несколькими придаточными (Сегодня на уроке мы узнали, что в сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных, что виды подчинения придаточных могут быть различными.)

Перспективы.

- На следующем уроке будем учиться ставить знаки препинания при сочетании союзов в СПП с несколькими придаточными.

Домашнее задание.

1) Изучить теорию (таблица "Виды подчинения придаточных предложений"). Уровни В и С - подобрать примеры из произведений художественной литературы.

2) Уровень А - Упр. 494 (1)
Уровень В - Упр. 494 (1, 3)
Уровень С - Упр. 494 (1-3)