Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 9 класс
Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 9 класс
Цели урока:
-обучающие: научить учащихся находить придаточные определительные в сложноподчинённых предложениях по характерным признакам, расставлять знаки препинания в предложениях данного типа, составлять схемы сложных предложений;
-развивающие: развивать орфографическую грамотность, навыки определения данных придаточных в сложноподчинённых предложениях;
-воспитательные: прививать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник, записи на доске.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент
Эмоциональный настрой
Повторение изученного материала
Лингвистическая разминка (на проверку и тренировку слуховой памяти)
- Из предложенных слов выпишите лишь вторую букву каждого из них. Если вам удастся всё сделать без ошибок, то из этих букв получится сочетание слов, относящееся к научной терминологии.
Вскрикнуть, блистательный, количественный, ожог (руки), интенсивный, роскошный, бескорыстный, опасность, прочувствованный, безымянный, одиннадцать, бледнолицый, возлагать, сжаренный, серебряный, интеллигентный, циничный, реалистичный. (Сложное предложение.)
Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов интенсивный, циничный, реалистичный. При необходимости воспользоваться толковым словарём.
Повторение теоретических сведений о сложных предложениях
- Какой раздел науки о языке изучает предложение?
- Что называется сложным предложением?
- На какие виды делятся сложные предложения?
3. Цифровой диктант
-Отметьте номера сложных предложений.
1) Мой дом находится на окраине района. (Простое предложение)
2) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (Сложносочинённое предложение)
3) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Сложноподчинённое предложение)
4) Охотник насторожился: собака поджала хвост. (Бессоюзное сложное предложение)
5) Мы добрались до цели нашего путешествия. (Простое предложение)
6) Пел он старинную русскую песню, которую без волнения слушать было невозможно. (Сложноподчинённое предложение)
(2, 3, 4, 6)
Подготовка к восприятию нового материала
- Какое предложение называется сложноподчинённым?
У ч и т е л ь. Все сложноподчинённые предложения делятся на три группы: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.
- Прочитайте последнее предложение цифрового диктанта.
- Найдите главное и придаточное предложения.
- От какой части речи в главном предложении задаётся вопрос к придаточному?
(От имени существительного)
- Задайте вопрос. (Песню какую?)
- Какое средство связи главного предложения с придаточным?
(Союзное слово которую – относительное местоимение)
- Составьте схему предложения.
- В данном предложении придаточное отвечает на такой же вопрос, как и имя прилагательное. Поэтому оно называется… (определительным.)
- Верно. Так сформулируйте тему и цели нашего урока.
5. Формулирование учащимися темы и целей урока
6. Изучение нового материала
1.Работа со статьёй учебника (с. 69-70)
Чтение статьи, комментирование примеров, составление плана.
План
Вид придаточного предложения.
На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
К чему относится в главном предложении?
Средства связи.
Есть ли указательные слова?
Пример сложноподчинённого предложения с придаточным определительным.
2.Работа в парах
- Расскажите по плану о придаточных определительных.
7. Закрепление изученного материала
1. Записать предложения, раскрывая скобки и ставя придаточное после определяемого слова. Составить схемы полученных предложений.
1) В реке водится рыба (что протекает возле нашего села).
2) В доме живёт участник Великой Отечественной войны (который стоит рядом со школой).
3) На дне лесного оврага бежал по каменистому руслу ручей (куда мы пришли).
2. Выборочная работа с тестовыми заданиями из сборника по подготовке к ОГЭ по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько (36 вариантов).
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
Интерактивный приём «Микрофон»
- Продолжите предложение: «Сегодня на уроке мы повторили (изучили, узнали, выполнили) …».
9. Домашнее задание
Прочитать статью учебника на с. 69-70. Найти и выписать из произведений художественной литературы 10 сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
Литература
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015. – (ОГЭ. ФИПИ - школе).Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой и др. / авт.-сост. Т. М. Амбушева. – Волглград: Учитель, 2012. – 143 с.
Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. Ред. Н. М. Шанский. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 206 с.