Методическая разработка урока русского языка по теме: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРИДАТОЧНЫХ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫХ С ГЛАВНЫМ. (9 класс)
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ. СРЕДСТВА СВЯЗИ
ПРИДАТОЧНЫХ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫХ С ГЛАВНЫМ.
ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление умений: 1) определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену; 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными; 3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Словарный диктант.
Комментарий, пассивный, чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, интенсивный, гостиная, принципиальный, коллективный, эшелон, аккомпанемент, инициатор, идеологический, гигантский, эффективный, исподлобья, серебряный, мировоззрение.
Задание: найти слова с двумя приставками, сделать их словообразовательный разбор и разбор по составу. ( Призадуматься, исподлобья.)
Проверка домашнего задания:
Упражнения 53 и 55: схемы предложений ( по 3 в каждом упражнении) выполняется на доске; устно разбираются в классе задания.
Вопросы на повторение теории:
- На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
-К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные?
-Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
-Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?
-Что такое косвенная речь?
-С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто)
-Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения)
-Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)
-Обязательны ли указательные слова в главном предложении?
4. Закрепление темы «СПП с придаточными изъяснительными».
1) Работа с учебником.
Выполним упражнения 54, 57 ( устно – синтаксическая синонимия), 58 (письменно – конструирование предложений).
Графический диктант с самопроверкой.
Учитель читает предложения, ученики записывают только их схемы, вопросы к придаточным предложениям и определяют их вид. После диктанта записываем на доске правильные ответы.
И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.(Р.Тагор).
[…того… ] , ( котором…). Какого? Определительное.
Ах! То было и моим,
Чем так сладко жить,
То, чего, расставшись с ним,
Вечно не забыть. (В.А.Жуковский).
[То…, (чем…), то] , (чего…). Какое? Что именно? Местоименно-определительное.
3. Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого.
(Л.Фейхтвангер).
(Кто…), [тот… ] Какой? Кто именно? Местоименно-определительное.
4. Художник видит то, чего не видят остальные.
[…то… ] , (чего…). Что именно? Местоименно-определительное.
5.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? (Н.В.Гоголь).
[ ], (отчего …). Что? Изъяснительное.
За все, что человек берет, он платит собой.(М.Горький).
[ …все, (что…), …] Что именно? Местоименно-определительное.
Счастлив тот, кому зарею теплый ветер веет. (И.А.Бунин).
[…тот] , (кому…). Какой? Кто именно? Местоименно-определительное.
Прасковья Федоровна Михель была самая привлекательная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич. (Л.Н.Толстой).
[…того ] , (в котором…). Какого? Определительное.
9. Пел он старинную русскую песню, слушать которую без волнения было невозможно.
[ ], (…которую…). Какую? Определительное.
10.Ясно было, кто стрелял.
[ ], (кто…). Что? Изъяснительное.
11.Будешь знать, как с ружьем баловать!
[ ] , (как…). Что? Изъяснительное.
5.Словарная работа.
Выписать в рабочий словарь слова в рамках: мозаика, результат, эффект, оптимист, пессимист. Уточнить значения слов (упр.63). Составить с этими словами сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
6. Работа с текстом.
Определить стилистическую принадлежность текста упражнения 62. Выполнить задания упражнения.
7 Итог.
Оценки за урок.
8 Домашнее задание.
Упражнение 60 (письменно), 64 (устно).