План работы кружка Занимательная грамматика
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по ВР Директор
_______________/Харламова Л.С./
« » 2016 _________________/Суслякова Н.В./
Приказ № от« » 2016
Программа работы кружка «Занимательная грамматика»
Руководитель кружка:Т.П.Ивашина,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Куриловка Вольского района Саратовской области»
2016-2017 учебный год.
I. Пояснительная записка
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия ( игровые упражнения, инсценирование, разгадывание кроссвордов, ребусов, самостоятельное составление кроссвордов и т.д.)
Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».
Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку. Занятия в кружке прививают любовь к языку, воспитывают языковое чутье, развивают смекалку и сообразительность.
Цель:
пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям,
желание познать богатства языка.
Задачи:
расширить и углубить программный материал;
развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его ум;
научить анализировать занимательные языковые факты, помочь понять строй языка.
Основные формы:
игры на языковом материале;
вопросы занимательной грамматики;
инсценировки языковых ситуаций;
краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
практическая работа с различными рода словарями.
Ожидаемые результаты:
возросший интерес к предмету;
повышение успеваемости по русскому языку;
умение грамотно оценивать языковые ситуации.
Перспективные задачи.
Несомненно, кружок по занимательной грамматике не только расширяет, углубляет знания, но и прививает любовь к языку, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность. Однако, по мнению ученых, сама по себе занимательная грамматика долго интересовать учащихся не может, т.к. у детей достаточно скоро появляется потребность в более глубоком изучении языка. Поэтому кружок занимательной грамматики наиболее эффективен только для учащихся V - VI классов.
Данная Программа рассчитана для учащихся 5 класса.
II. Учебно – тематический план
№ п/пТемы занятий Вид деятельности
1-2 Организационное занятие.
Что такое язык? Беседа, игровые упражнения
3 Звук и буква. Можно ли писать без букв?
Рассказ учителя,
игра
4 Буквы потерянные и редкие.
Сообщение, игровые упражнения
5 Загадочный папирус.
Разгадывание и составление ребусов
6 Словесные раскопки. Из истории слов.
Рассказ, игровые упражнения
7 Увлекательное около нас.
Беседа, решение занимательных задач
8 Бывают ли у слов родственники?
Практическая работа
9-10 Можно ли сломать язык.
Работа со словарями
11 Сказал то же, да не одно и то же.
Практикум
12 «Тезки наоборот».
Решение занимательных задач
13 О словах разных, одинаковых, но разных.
Работа со словарями
14-15 Не в бровь, а в глаз. Лингвистические конкурсы
16 Фразеологические обороты.
Беседа, работа со словарями
17 Почему мы так говорим. Сообщение, решение занимательных задач
18 Крылатые слова. Викторина по басням И.А.Крылова Литературная композиция, викторина
19-21 Как работает слово? Путешествие в страну Морфологию. Решение занимательных задач
22 «Прочь с дороги!» Понятие культуры речи. Инсценирование жизненных ситуаций
23 В руках умелых слово творит чудеса.
Инсценировка, беседа
24 Праздник «Ты наш друг, родной язык»
Заключительный вечер, КВН
III. Содержание программы
1-2. Организационное занятие. Что такое язык?
Цель и задачи кружка. Знакомство учащихся со значением языка в жизни человека. Знакомство учащихся со словарным богатством русского языка.
3. Звук и буква. Можно ли писать без букв?
Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое
письмо, иероглифы, клинопись. Занимательная игра «Шифровальщики».
Речевой слух. Умение различать звук и букву. Важность звуковойпроизносительной стороны в создании выразительности, эмоциональности речи. Игровые упражнения и решение занимательных задач.
4. Буквы потерянные и редкие.
Различные виды письма. Буквенное письмо. Создание славянской азбуки.
Сообщения об отдельных буквах.
5. Загадочный папирус.
Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые
письмена. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов.
6. Словесные раскопки.
Развитие и обогащение языка – процесс непрерывный. «Раскопки» слов,
их происхождение, история слов. Наука этимология. Игра «Почему мы так
называемся».
7. Увлекательное около нас.
Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек,
озер, улиц и площадей.
8. Бывают ли у слов родственники?
Многообразие способов образования слов. Богатые возможности
словообразования и формообразования. Практическая работа «Богатство
русского языка». Лингвистическая игра « Родственники».
9-10. Можно ли сломать язык.
Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и
практическая работа с разными видами словарей. Тематическое занятие,
посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова».
11. Сказал то же, да не одно и то же.
Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые,
эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности
создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов. Лингвистическая игра «Лексическое лото».
12. «Тезки наоборот».
Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие
антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий.
13. О словах разных, одинаковых, но разных.
Богатства русского языка. Омонимы. Причины порождения
неправильного понимания омонимов, использование их для составления
шуток. Работа с толковым словарем.
14-15. Не в бровь, а в глаз.
Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная
сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы.
16. Фразеологические обороты.
Понятие о фразеологических оборотах. Богатство русского языка
фразеологизмами, их роль. Работа со словарем фразеологических
оборотов.
17. Почему мы так говорим.
Продолжение разговора о фразеологических оборотах. Лингвистическая
игра «Рыбная ловля».
18. Крылатые слова.
Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов. Тематическое
занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Викторина. Презентация басен.
19-21. Как работает слово?
Путешествие в страну Морфологию. Многообразный мир частей речи:
имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол. Решение
занимательных задач.
22. «Прочь с дороги!».
Разговор о культуре речи. Засорение языка. Инсценировка жизненных
ситуаций.
23. В руках умелых слово творит чудеса.
Русский язык – один из богатейших языков в мире. Решение
занимательных лингвистических заданий.
24. Праздник «Ты наш друг, родной язык»
Заключительное занятие. Вечер русского языка. КВН.
Учебно - методическое обеспечение программы
1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка:
Пособие для учащихся национальных школ.- Л.: Просвещение, 1984.
2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ М.: Эксмо; Форум, 2007.
3. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1981.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для
учащихся.- М.: Просвещение, 1987.
5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для
учащихся М.: Просвещение, 1983.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.: Азбуковник, 1999.
7. Пословицы русского народа /Сб. В. Даля в 2-х томах.- М.: Художественная
литература, 1984.
8. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
9. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
10. Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель А.И. Федоров.– М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2001.
V. Литература
1. Арсирий А.Г. Занимательная грамматика русского языка.- М.: Экслибрис –
Пресс, 1997.
2. Арсирий А.Г. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для
учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.
3. Водолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы,
викторины, олимпиады.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
4. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс/ Составитель И.Г.
Гергель.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
5. Григорян Л.Т. Язык мой- друг мой.Материалы для внеклассной работы по русскому языку.-М.:Просвещение, 1988
6. Кодухов В. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклассного чтения для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.
7. Козловский Я. Веселые приключения не только для развлечения.- М.: Детская литература, 1993.
8. Колесов В. История русского языка в рассказах.- М.: Просвещение, 1982.
9. На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся / под ред. Чесноковой Л.Д.- М.: Просвещение, 1996.
10. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку / Книга для учащихся 5-7 классов ср. школы – М.: Просвещение, 1989.
11. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.
Панов.- М.: Педагогика, 1984.
12. Югов А. Думы о русском слове.- М.: Современник, 1972.
13. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык/ Авт. В.В. Волина; Под общей ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.